Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические способности тренера.




Способности - это психические свойства личности, позволяющие

успешно овладеть конкретными видами деятельности и совершенствоваться

в них.

Способности к педагогической деятельности - это совокупность

индивидуально-психологических свойств личности, определяющих высокий

уровень осуществления педагогической деятельности.

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом

определяется его способностями к педагогической деятельности, которые

делятся на следующие группы:

1) дидактические способности - это способности передавать учебный

материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный

материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них

интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность

в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя

реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким,

сложное - простым, неясное - понятным;

2) академические способности - это способности к соответствующей

области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры

знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно

шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области

научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

3) перцептивные способности - это способности проникать во

внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная

с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои

мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом

учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том,

что он говорит;

5) организаторские способности - это умение организовать учеников,

формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных

задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

6) авторитарные способности - это способность непосредственно

эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;

7) коммуникативные способности - это способность к общению с

учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные

контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для

осуществления педагогической деятельности;

8) педагогическое воображение - это способное и предвидеть

последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или

иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из

учеников;

9) аттенционные способности - это способность распределять свое

внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю

необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного

материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников,

реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания

со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за

собственным поведением

Умения - это овладение способами использования знаний и навыков в

соответствии с целями деятельности. Так, умения учителя физической

культуры делятся на: конструктивные, организаторские, коммуникативные,

гностические и двигательные.

а) Конструктивные умения помогают учителю планировать свою

деятельность. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный

материал, осуществлять перспективное и текущее планирование,

планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря.

Особенно ценным является умение корректировать планы.

б) Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность

учеников.

в) Коммуникативные умения - это умение учителя общаться с учащимися,

коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути

взаимодействия с окружающими. Такие умения условно делятся на три

группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.

Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с

людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями

учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал.

К ним относят: умения пробудить интерес к занятиям физическими

упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием

учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических

воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи,

к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

г) Гностические умения связаны с познанием учителем, как отдельных

учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических

ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения

базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать.

Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной

литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их

результаты.

д) Двигательные умения отражают, прежде всего, умение учителя

выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного

физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет

эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям

учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения

страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного

оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧИТЕЛЮ Ф/К

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для

педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для

подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования:

1) высокий уровень нравственного самосознания;

2) педагогическое образование;

3) широкий идейно-политический кругозор;

4) устойчивые морально-волевые качества;

5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и

биологии;

6) высокий общий культурный уровень;

7) умение управлять собой в любых условиях;

8) хорошие организаторские способности;

9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих

учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:

1) знание теоретических и методических основ физического

воспитания, медицинского контроля;

2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание

современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов,

учитывая их индивидуальные особенности;

5) умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно

заниматься спортом;

6) способность подготовить спортсмена к достижению высших

результатов на соревнованиях.

Тренер - это глубоко творческая личность. Исследователи проблем

творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой

личности.

Так, в работах Я.А.Пономарева выделяются следующие особенности:

перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная

впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция,

могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний);

характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность,

инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная

работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности какие

качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями,

независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.

Высокотворческие личности часто проявляют заметный интерес к

сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют

оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца

характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного

процесса (стремление превратить знания учеников в их убеждения), желание

экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от

самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая

творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия,

стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен

гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм,

какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний,

стремиться к самоусовершенствованию. Тренер - это творец, исследователь:

из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует

ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно

перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью

воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их

творческое мышление. Он в постоянном списке новых путей, способов и

приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление

использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для

глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных

навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы

развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он

добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей

эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы

педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий

рост, он инициативен в самосовершенствовании.

1.5. Взаимоотношения тренера и спортсменов.

Перед спортивной группой как формально организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнения которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контракты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.

В процессе формализованных совместных действиях благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересам друг к другу, т.е. возникают не формальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствие с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

1. Возникновение потребности в ее сознание

2. Превращение потребности в ее стойкий интерес к той или тиной деятельности удовлетворять возникшую потребность

3. Сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованием той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей

4. Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворять возникшую потребность

5. Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.

Взаимоотношения в спортивной группе делится на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношение спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальные и неформальные. Формальная структура отношений в команде создается и в процессе учебно-тренировочного и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиями тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношения членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворения их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтение, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.

Формальные отношения в этих системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованием деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известны. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Доля некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальный отношения нередко представляются значительные трудности, обусловлены самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющие и планирующие действия коллектива; с другой стороны – он равноправный член данного коллектива. Тренер должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявления панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дисциплины в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях – вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

Установление правильных взаимоотношений в системе «тренера-спортсмена» - дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личностных качеств, самого тренера, так и его учеников. Корме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

 

2. Аннотация к работе Двали Г. M. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований (в учебнике: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 269 – 275.).

В настоящем исследовании проанализирован процесс словесного воздействия (секундирования) на спортсменов во время перерыва после первого тайма в футболе, проведено рассмотрение его в психологическом аспекте, показаны механизмы, определяющие природу такого воздействия.

 

 

Список литературы.

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физической культуры и

спорта: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:

Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для

институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. -

СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. - 486с.

3. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.

Джамгарова и А.Ц. Пуни. O М., 1979.

4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта:

Учебник для вузов. O М.: Академический проект; Фонд, «Мир», 2004.- 576 с.

5. Фатин СБ., Соболюк И.К. Психологическое обеспечение занятии

физической культурой и спортом в средних учебных заведении. Метод

пособии Могилев: МГУ им А.А. Кулешова, 2003. - 32 с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

по дисциплине «Психология спорта»

ТЕМА: Психология спортивных групп и коллективов.

ЦЕЛЬ: сформировать у студентов представление об особенностях функционирования спортивных групп и коллективов, рассмотреть формальную и неформальную структуры спортивной команды, определить особенности формирования сплоченности и психологического климата в спортивной команде.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.1. Предоставить общую характеристику спортивной команде как малой социальной группе и коллектива

1.2. Составить систему принципов формирования командной сплоченности спортсменов.

1.3. Определить виды психологической совместимости спортивного коллектива

1.4. Определить основные признаки, характеризующие проявления способностей лидера в спортивной деятельности коллектива.

1.5. Написать доклад по следующим темам:

- Психологические основы общения в спорте (спортсмен - спортсмен, спортсмен - тренер, спортсмен - судья).

- Факторы, влияющие на внутригрупповую дифференциацию спортивной команды.

2. Аннотация к работе - Румянцева В. И., Руйбите Л. М. Некоторые особенности социальной перцепции в спортивно-игровых командах. – Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984. – С. 122 – 128 (Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении).

Список литературы

 

 

1.1. К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от

окружения, благодаря существованию ограничений на число членов,

наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы

ценностей, и правил, традиций, условностей и др.

Общегрупповая цель.

Как и всякая малая социальная группа, спортивная команда имеет

четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех

ее членов как тренеров, так и спортсменов. Основной общекомандной целью

является достижение высоких личных и командных спортивных результатов.

Общегрупповая цель или ценностно-ориентационное единство способствует

кооперации, взаимодействию всех челнов

команды на достижение поставленной цели, служит основание для создания

оптимальных межличностных взаимоотношений, когда каждый игрок

понимает другого с полуслова.

Коллективизм.

Высшей формой развития любой малой группы, в том числе и

спортивной команды, является коллектив. Спортивная команда как

коллектив обладает высокой целеустремленностью, действенной групповой

эмоциональной идентификацией, т.е. взаимное интерперсональное

отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и

неудачи своих товарищей, высокой сплоченностью, которая проявляется в

единстве мнений по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды.

Только в коллективе создаются необходимые условия для создания

оптимального психологического климата, способствующего создавать тот

настрой, который способен привести команды к достижению высоких

спортивных результатов.

4. Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и

поведение отдельных членов обычно осуществляется как через

руководителей, назначенных официально, так и через неофициальных лиц,

пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий

статус и именуемых лидерами.

Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет

руководителя. В роли лидеров могут выступать и официальные

руководители, но на практике это встречается редко, так как качества лидера

и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но

иногда прямо противоположны. Например, задача руководителя в

конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять

конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные

руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого

некоторым личным интересам отдельных членов группы. В той же ситуации

задача лидера будет совсем иной: снять конфликт, принимая во внимание

личные интересы каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб работе.

В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в

хлопотах лидера главное O человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в

группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для

регулирования двух взаимодополняющих систем отношений O деловых и

личных.

1.2. Современные исследования показывают, что для получения адекватных представлений о влиянии показателей командной сплоченности игроков на успешность их совместных действий необходимо учитывать комплексный характер сплоченности и выбирать методики, позволяющие оценивать такие ее виды, как:

межличностное притяжение, обусловленное заданием;

межличностное притяжение, обусловленное личной симпатией;

групповая интеграция, обусловленная заданием;

привлекательность группы, обусловленная личными симпатиями и сходством ценностных установок ее членов.

Взаимосвязь разных видов командной сплоченности с соревновательной успешностью команды. Если основываться на обобщенных показателях индивидуальной подготовленности игроков и групповой сплоченности, то можно сделать вывод о сильном влиянии первых и слабом влиянии вторых на показатели индивидуальных и групповых игровых действий. Однако более тщательный анализ показывает, что разные виды групповой сплоченности имеют разнонаправленную связь с результативностью индивидуальных и командных игровых действий.

Противоречивые данные, касающиеся взаимосвязи групповой сплоченности с успешностью деятельности (Кретти Б. Д., 1978; Парано-сич В., Лазаревич Л., 1977; Martens R., 1970), являются, скорее всего, иллюзией, вызванной разнонаправленным характером связи разных видов групповой сплоченности и успешности командных действий.

Специальное исследование показало, что виды командной сплоченности, обусловленные заданием, имеют прямую связь, а основанные на личных симпатиях к партнерам — обратную связь с результативностью индивидуальных и командных игровых действий.

Методы формирования и изучения командной сплоченности

Вечным вопросам изучения и развития деловых компонентов командной сплоченности. При этом следует учитывать, что ряд спортивных специалистов высказывают гипотезу о «круговом характере» связи между уровнем командной сплоченности и командным результатом — успех команды ведет к повышению сплоченности, что, в свою очередь, повышает командный результат.

Первый принцип может быть определен как принцип повышения мотивации игроков команды. Для реализации этого принципа используется ряд средств.

Внесение положительных эмоций в тренировочный процесс. А. Я. Гомельский писал: «Без этого не будет веселого, боевого настроения ни в повседневной жизни, ни в тренировочной работе, ни в матче, не появится вера в свои силы, в успех коллектива»'.

Положительные эмоции при выполнении упражнений формируются разными методами. Например, игроки получат удовольствие при выполнении упражнений на развитие реакции (типа «следуй за лидером»), если лидер будет придумывать свои собственные неожиданные действия. Иногда проигрывание музыки или присутствие зрителей во время тренировки способствует достижению этой цели.

Методы оценивания личного вклада каждого игрока в командный результат. Данный метод требует от тренера обязательных расчетов коэффициента эффективности игровых действий каждого игрока после каждой игры и вывешивание этой информации на стенде в спортивном зале, что свидетельствует о высокой значимости такого подхода для формирования оптимальной мотивации игроков к тренировочной и соревновательной деятельности. Существенную помощь в реализации данного метода тренеру может оказать спортивный психолог, знающий данный вид спорта. Опыт показал, что вначале ряд игроков скептически ^относился к этой информации, демонстрируя, внешне по крайней мере, свое безразличие. Вскоре ревнивые вопросы и споры относительно получаемых оценок становятся свидетельством их личной заинтересованности в лучших показателях и соответственно в результатах более высокого оценивания своего вклада в командные усилия. Позднее эта практика стала настолько привычной в команде, что неудовольствие вызывают случаи, когда по тем или иным причинам информацию о личном вкладе каждого игрока в командные усилия представить не удается.

Метод постановки количественных игровых целей. Этот подход был позаимствован у Бобби Найта (Knight В., 1977)1. Имеется в виду установление количественных критериев для нападения команды (броски с игры — 52%; штрафные броски — 80%; потери — не больше 10 на команду), для защиты (не дать сопернику набрать больше 65 очков за игру; не дать сопернику превысить 42% результативности в бросках с игры; не дать ни одному из игроков соперника набрать больше 20 очков; заставить соперника сделать 24 потери) и постановка комбинированных целей (забить первыми в каждой половине игры, забрать не менее 58% всех отскоков, сфолить не больше 16 раз, сделать на 12 бросков больше, чем соперник).

Второй принцип был определен как принцип повышения осмысленности выполняемых заданий. Реализация этого принципа предполагает использование следующих методических приемов.

Преемственность в подборе упражнений. Выполнение более трудных упражнений, чем требует игра, является одним из способов применения этого принципа. Например, можно заставить игрока играть в защите в утрированно низкой стойке, удерживая руки за спиной. Это вынуждает его передвигаться быстро, как только можно. Или можно потребовать, чтобы нападающие играли только слабой рукой, чтобы дать преимущество защите. В упражнениях для совершенствования нападения тренер может чередовать уровень активности защиты, начиная с пассивной защиты на первой неделе, переходя к обычной защите на второй и прессингу на третьей неделе. Преемственность будет заключаться и в том, что, работая над подбором, например, разумно дальше перейти к первой передаче в нападении быстрым прорывом. Когда игроки упражняются в бросках, можно добавить последующее смещение назад для подстраховки возможного быстрого прорыва и т. д. Поняв суть принципа, тренер легко может составлять подобного рода связки.

Поощрение самостоятельности мышления. Использование двух мячей в упражнении для совершенствования передач в парах заставляет игроков думать, как и в какой момент сделать передачу, чтобы избежать потери мяча. Они могут передавать мяч снизу вверх или со стороны на сторону, проявляя при этом самостоятельное мышление. Для реализации этого методического приема идеально подходит выполнение упражнений в импровизированном нападении по установленным

Методы формирования и изучения командной сплоченности

правилам. Они учат игроков реагировать на специфические защитные построения, вместо того чтобы отрабатывать специальные, для этих случаев, взаимодействия позиционного нападения. При разборе итогов выполнения данной серии упражнений тренер поощряет стремление игроков к творческому поиску в выборе наиболее эффективных тактико-технических действий.

Мысленная тренировка игровых взаимодействий. Мысленная тренировка осваивается игроками сначала под руководством тренера во время тренировки, а затем хорошо мотивированный игрок может проводить ее самостоятельно в любое время. Особенно полезно использовать данный методический прием в условиях учебно-тренировочного сбора, а в период соревнований проводить его в постели перед сном. Мысленная тренировка помогает игроку совершенствовать командные взаимодействия, устраняет возможную излишнюю тревожность игрока.

Третий принцип был определен как принцип адекватности тренировочных и соревновательных условий. Для его реализации на примере игры в баскетбол предлагаются следующие упражнения:

Упражнение 1. Моделирование соревновательных условий. Этот подход предусматривает соблюдение всех атрибутов официальной игры при проведении тренировочных игр — судейство, ведение официальной статистики. Броски с сопротивлением более эффективны с этой точки зрения, чем без сопротивления. В соответствии с этим подходом упражнения в моделировании игровых условий должны быть организованы таким образом, чтобы в них всякий раз воспроизводились игровые ситуации оказания сопротивления.

Упражнение 2. Нападение против зонной защиты. Одним из важных моментов, требующих постоянного выполнения упражнений, является нападение против зонной защиты. Упражнение в треугольнике является одним из примеров таких упражнений. Команда делится на пятерки: трое в нападении и двое в защите. Тройка формирует треугольник, обычный для нападения против зоны. Один из защитников прессингует игрока с мячом. Второй, располагаясь между двух потенциальных получателей, старается предугадать направление передачи. После успешной передачи защитники меняются ролями. По истечении 30 секунд тренер подает сигнал для смены нападающих и защитников.

1.3 Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид производственной деятельности требует психофизиологической совместимости членов первичного коллектива. Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работников в первичных коллективах.

При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива.

Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие "социально-психологический климат".

Понятия "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "эмоциональный климат", "моральный климат" и т. п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях "климата" с окружающей социально-предметной средой.

Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности.

В соответствии с точкой зрения психологов К. К. Платонова и Г. Г. Голубева социально-психологический климат - это "важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и, так называемой, функциональной музыкой"

Под духовной или психологической атмосферой Б. Д. Парыгин, например, подразумевает "специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения". Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. В соответствии с этим понятие социально-психологического климата обозначает у Б. Д. Парыгина "не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты"

Аналогичным образом различает климат и атмосферу К. К. Платонов. В его понимании "социально-психологический климат группы определяется стойким настроением группы", а "социально-психологическая атмосфера группы подобна климату, но отличается от него меньшей устойчивостью и поэтому не всегда отчетливо осознается".

Наиболее важным фактором, влияющим на организационный климат, обычно называют стиль руководства (в последней лекции данного раздела мы подробно рассмотрим этот вопрос).

Перейдем к более детальному рассмотрению понятия "социально-психологический климат". Прежде всего, необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование климата несомненно.

1.4. Лидер – (ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным (авторитетом), обладающее влиянием, которое проявляется как (управляющие) действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, способствует своим примером организации и управления и достижения целей команды, наилучшим путем для ее членов.

 

Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления

В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С.О. Лозинского, Е.А. Аркина, А.С. Залужнога П.Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г.К. Ашину, И.П. Волкову, Н.С. Жеребовой, Р.Л. Кричевскому, Б.Д. Парыгину, Л.И. Уманскому и др

Над лидерством в зарубежной литературе работало огромное количество ученных.

Л.С. Вечер выделял некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер:

Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет.

Рассудительность. По тому, как принимаются решения на <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...