Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотация к работе Найдиффер Р. Мысленная тренировка (в учебнике: Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. – М.: АСТ, 2007. – С. 208 - 234).




В данной работе автор предлагает нам рассмотреть психодиагностическую программу, имеющую, на мой взгляд, реальное прогрессивное практическое значение.

Что такое мысленная тренировка?

Образность и повторения в действиях спортсмена – условия, которые следует учитывать в предсоревновательной подготовке.

Попробуйте прямо сейчас, без выполнения реальных движений, представить зрительно и «чувственно», что вы выполняете удар ногой по мячу. Теперь внимательно проанализируйте ощущения, и вы поймете, что, стремясь со всей реальностью выполнить это движение, вы действительно непроизвольно «включали» соответствующие группы мышц. И хотя реального движения внешне не было видно, однако посланные вами импульсы доходили от мозга до мышц ног в точном координационном и временном соответствии с реальным действием.

Результаты исследований позволяют утверждать, что спортсмены во время соревнований чаще думают образами, чем словами. Эта способность выражается в мгновенном использовании зрительных образов для распознавания специфических соревновательных ситуаций. Мышление образами помогает правильно и быстро реагировать на них. Такая важная для спортсменов способность мыслить не словами, а образами и представлениями движений и действий может быть значительно улучшена с помощью метода мысленной тренировки.

Применение мысленной тренировки в спорте показало высокие положительные результаты.

Развитие способности к мысленной тренировке не менее важно, чем физические упражнения.

С помощью многократного визуального воспроизведения различных спортивных ситуаций можно тренировать способность к мысленному воссозданию целых картин окружавшей вас в те моменты обстановки. Это позволит лучше вспомнить расположение ворот на слаломной трассе, выбрать наиболее удобную клюшку для того или иного удара в гольфе и т. п. К достоинствам мысленной тренировки следует отнести и то, что она поможет найти «ключ» для селекции всевозможной информации, -которая поступает в различных соревновательных ситуациях.

Отбор информативных признаков – важный момент, который играет далеко не последнюю роль в повышении класса внимательного и «думающего» спортсмена.

Как показывают исследования, благодаря применению мысленной тренировки можно существенно повысить способность спортсмена к отбору полезной и игнорированию ненужной информации, поступающей из окружающей соревновательной обстановки. При этому у спортсмена развивается способность делать это не только сознательно, но и почти неосознанно, автоматически. Для того чтобы помочь спортсменам выработать свой «ключ» отбора информативных элементов движений и действий для использования их в мысленной тренировке, возможны различные подходы и способы,

Выбор «ключа селекции» - один из незаменимых аспектов мысленной тренировки.

Проходивший диагностику баскетболист, имевший проблемы со штрафными бросками по кольцу, неожиданно вспомнил такую интересную деталь: оказывается, что во всех неудачных случаях перед броском он совершал не три привычных удара мяча о пол площадки, а больше или меньше, дышал неритмично. Это открытие позволило нам выделить сенсорный «ключ селекции», обеспечивающий оптимальное для спортсмена состояние возбуждения при выполнении штрафных бросков - серию подготовительных действий, способствующих не только нужному психологическому настрою, но и тонкой координации движений. Благодаря многократным повторениям мы закрепили этот «ключ селекции», что оказало непосредственное влияние в последующем на эффективность выполнения данным спортсменом его бросков мяча по кольцу.

Факторы успешной мысленной тренировки

Исключительно важным условием применения мысленной тренировки является возможность сформировать у спортсмена способность критического отбора информации во время непосредственного выступления в соревновании. Мысленная тренировка должна учить спортсмена тому, что он будет делать в той или другой игровой ситуации, на каких ее элементах он будет фокусировать свое внимание и затем визуализировать информативные элементы движений и действий в процессе мысленной тренировки.

Другим очень важным условием эффективного использования идеомоторного механизма мысленной тренировки в практике подготовки квалифицированных спортсменов является формирование у них способности анализировать отдельные технические элементы своих движений. Целью такой тренировки является постоянное сопоставление своих физических мышечно-двигательных ощущений с результатом фактического выполнения двигательных действий.

При многократном мысленном «прокручивании» подобных ситуаций они как бы перейдут в ведение автоматической моторной памяти, и вскоре, даже во время ответственных соревнований, занимая исходную позицию для выполнения броска, спортсмен начнет получать сигналы от своих «сенсорных ключей». По мере накопления опыта таких ощущений, когда все идет нормально, спортсмен будет просто забывать о них во время соревнований, но получать предупреждающие сигналы из подсознания в виде импульсов тревоги в случае, когда навык начинает реализовываться неправильно. Главная проблема, связанная с условиями эффективного использования мысленной тренировки, заключается в умении спортсмена подобрать «ключ селекции» объектов внимания для каждого конкретного упражнения в каждой, конкретной ситуации. Тренеру необходимо постоянно иметь в виду, что из-за недостаточно продуманного варианта тренировки можно сформировать у спортсменов неправильную технику выполнения спортивных действий, а при неверно выбранном «ключе селекции» информации могут сформироваться неадекватные двигательные ответы на требования той или иной соревновательной ситуации. В большинстве случаев неправильного применения процедуры мысленной тренировки она просто не окажет ощутимого влияния на результаты спортивной деятельности, но иногда может и помешать успешному выступлению спортсмена

 

Данная работа обязательно должна быть рекомендована, на мой взгляд, всем педагогам в спорте и «за его пределами», и практическим психологам ввиду его высокой эффективности.

 

Список литературы

1. Гисеен Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивной команде. – М.: ФиС, 1990.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Бы. Ы. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.

3. Комеда В.А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.

4. Методики психодиагностики в спорте / Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1990.

5. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Перевод с англ. – М.: ФиС, 1979.

6. Онищенко И. М. Психология физического воспитания и спорта. – К.: Высшая школа, 1975.

7. Практикум по спортивной психологии / Под ред..Ы. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.

8. Родионов А. В. Психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1995.

9. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.

10. Уилмор Дж. Х., Костил Д. Л. Физиология спорта. – К.: Олимп. лит-ра, 2001.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

по дисциплине «Психология спорта»

ТЕМА: Психические состояния спортсмена и средства их регуляции.

ЦЕЛЬ: рассмотреть понятие о функциональных состояниях организма, предоставить общую характеристику психических состояний в спортивной деятельности, определить психические состояния тренировки и соревнования, рассмотреть средства регуляции психических состояний в соревновании.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.1. Характеристика психических состояний в спортивной деятельности.

1.2. Структура психического состояния.

1.3. Классификация психических состояний.

1.4. Психические состояния тренировки и соревнования.

1.5. Регуляция психических состояний.

1.6. Психогигиена в спорте.

2. Аннотация к книге Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – С. 554 – 566. (Психогигиена в спорте).

Список литературы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...