Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия науки, техники и технологий




Монография

 

Редактор Е.И. Змеева

Обложка Е.В. Цветнов

Макет и верстка Е.В. Цветнов

 

Подписано в печать 16.05.2014 г.

Формат Гарнитура Times

Бумага офсетная. Печать офсетная

Усл. печ. л. 17, 0. Тираж 500 экз.

Заказ №

 

Изготовлено с готового оригинал-макета.


 

О КНИГЕ

 

Уважаемый читатель, несмотря на научное название, я старался донести философские проблемы понятным для Вас языком.

В книге рассмотрены как история представлений о роли науки, техники и технологий, так и современные взгляды отечественных и зарубежных философов.

Собственный взгляд автора основан на философии и методологии науки, дополнен расширением ее представлений на технику и технологи, предложены пути этического отношения к проблемам экологии.

Электронный вариант этой книги и других моих произведений бесплатно представлен на сайте www.t-enm.narod.ru и других Интернет-ресурсах.

 

ОБ АВТОРЕ

 

Андрей Витальевич Миронов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Сфера интересов: социальная философия науки, техники и технологий; этические проблемы техники и технологий (техноэтика); эволюция технократизма; философия архитектуры; философия почвоведения.

Результаты исследований отражены в журнальных публикациях и монографиях.

 


[1] Подробное историческое развитие идей технологического детерминизма см.: [238, pp. 73-88], там же рассмотрена проблема «технологического императива, [238, pp. 100-104]. Обзор литературы и критические примеры против технологического детерминизма см.: [231]. Интегрированный подход к проблеме детерминизма и индетерминизма см.: [222].

[2] В случае науки, техники и технологий не существует универсального, внеисторического описания. Адекватными будут только такие модели, которые учитывают социокультурное окружение, в котором они реализуются. [147, c. 25-26].

[3] Технические ритмы возникают при работе различных устройств (отбойного молотка, двигателя и т.п.), а в данном случае речь идет о технологических ритмах: времени трансляции программ по телевидению, период работы магазинов, частота движения необходимого транспорта в городе и т.п.; режим рабочего дня и другие коммуникационные ритмы есть ритмы технологические, а не технические.

[4] Анализ американской беллетристики, посвященной влиянию техники и технологий на человеческие отношения см.: [212].

[5] Навязчивое желание предписать гибель Homo sapiens и появление в недалеком будущем нового вида можно назвать острым пост-человеческим синдромом в философии. Редким вариантом его слабой формы является философия К.Э. Циолковского. Сознательное управление эволюцией нашего биологического вида должно привести к возникновению «эфирного существа» только через миллионы лет мутаций [179, с. 247].

[6] Определение СТБГС и ее обоснование впервые дано в работе А.В. Миронова и Е.В. Цветнова [106].

[7] Например, такое упущение в работах А.П. Паршева [122, 123] существенно снижает их философскую ценность.

[8] Необходимо отметить труд Льва Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», в котором ученый противопоставлял свое видение взаимосвязей социума и природы «географическому фатализму», который обычно и был объектом критики сторонников географического детерминизма. «Мы далеки от географического фатализма, в котором нередко обвиняют теорию о влиянии среды. По моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населяющих данную среду людей к операции и солидарности. Таким образом, историческая ценность той или другой географической среды, предполагая даже, что она в физическом отношении при всех обстоятельствах остается неизменяемой, тем не менее бывает различна в разные исторические эпохи, смотря по степени способности обитателей к добровольному солидарно-кооперативному труду». [92; c. 262, см также: с. 275, 323-324].

[9] Практически ни одна работа, посвященная философии технологий и техники, социальным аспектам взаимодействию общества и техники, не обходит стороной философию К. Маркса. Можно смело утверждать, что взгляд на К. Маркса как на самого значительно и последовательного философа техники XIX столетия прочно укрепился в западной литературе [198; 222; 240].

[10] «Труд организуется и разделяется различно в зависимости от того, какими орудиями труда он располагает. Ручная мельница предлагает иное разделение труда, чем паровая» [88, c. 152].

[11] Что не помешало ему позитивно оценить работу К. Фрааса о роли культуры в изменении климата, ландшафта и др. [89, c. 45].

[12] Серьезными аргументами в пользу трактовки философии К. Маркса как технологического детерминизма и общей противоречивости его философской концепции является работа автора, под псевдонимом philozan [227].

[13] Рассмотрение вопроса о «технологическом детерминизме» в социальной философии К. Маркса см.: [198, p. 89-100; 222, p. 122-124; 240, p. 14-17].

[14] Если относительно экосистемы А. Тэнсли данное утверждение еще можно оспорить, то к биогеоценозу В.И. Сукачева оно вполне применимо.

[15] Например, рассматривать проект инженера П.М. Борисова «Прямоток теплых атлантических вод через Арктический бассейн в Тихий океан как основа поэтапного улучшения климата» (1956 г.) [17].

[16] Цитата дана в пунктуации первоисточника.

[17] Термин предложен А.В. Мироновым и Е.В. Цветновым [106].

[18] Говоря о СТБГС как о последней на текущий момент стадии развития планеты необходимо понимать, что это не означает финальной стадии. Эволюция социо-природных отношений будет продолжаться.

[19] Представление о коэволюции общества и природы подверглось критике со стороны В.И. Данилова-Данильяна. Он постулирует невозможность коэволюции при скоростях трансформации общества и природы, различающихся на много порядков [42, c. 139-146]. Мое возражение состоит в том, что различия в характерном времени протекания эволюции для Вселенной, геологических процессов, биосферы и социума не могут служить обоснованием для отказа от рассмотрения коэволюционных процессов. Коэволюция как раз и заключается в установлении некоторого равновесия между процессами в различных сферах. И человечество тут не исключение, а самый быстро эволюционирующий элемент общей системы. Но и другие элементы способны резко, катастрофически с точки зрения более «медленных», участвовать в коэволюционных процессах. Так, близкий к Земле взрыв сверхновой звезды может уничтожить биосферу, падение крупного метеорита – привести к потере 90 % видов. Биосфера, как считается, эволюционирует медленнее человека, но скорость эволюции может ускориться в результате антропогенного воздействия. Таким образом, скорость возникновения новых видов сравнится, а то и превзойдет скорость социальных трансформаций. В этом революционном процессе также будет проявляться коэволюция общества и природы. Поэтому позиция критиков только заостряет внимание на необходимости так изменять социо(техно)-блок, чтобы не вызвать разрушительно быстрых изменений, а также найти такой уровень взаимодействия между элементами СТБГС, который сохранит условия существования человечества.

[20] Аналогично рассуждает С.В. Кричевский, обоснованно критикуя существующую философскую терминологию и неопределенное положение техники в философских концепциях [63, c. 257–261].

[21] Масштабный проект «Sahara Forest» в Катаре позволяет опреснять морскую воду и выращивать огурцы и злаки, используя солнечную энергию и опресняющие технологии [241].

[22] Понятие «технэ» рассмотрено в следующих работах: [4, c. 59-60; 84, с. 17;. 174, с. 225; 181, с. 97-103;].

[23] П.К. Энгельмейер писал: «Технику можно иносказательно определить, как возможность и способ вплетения воли человека в число сил природы» [190, с. 156] и далее «границу между магией с одной стороны, наукой и техникой – с другой, проводит только знание или незнание» [190, с. 158].

[24] Различие НТР и научно-технологической эволюции будет рассмотрено позднее в п. 3.5.2.

[25] Например, воздействие, оказанное появлением DVD на рынке видеозаписей [197, p. xi-xii].

[26] Такой подход осуществляется лишь в Швеции и Нидерландах. В мире доминирует американская модель, опирающаяся на консенсус экспертов, и японская, основанная на консенсусе элит [13, с. 32 – 33].

[27] Р. Макгин справедливо обращает внимание на то, что технологии используют и высшие обезьяны [221, p. 10]. Добавлю, что техникой и технологией пользуются муравьи, выращивая, а потом и перемещая в новый муравейник грибы, используемые для пропитания.

[28] Приемлемость формы организации означает, что использование техники повторяется в различных коллективах, ей обучают, т.е. данная форма не случайна, а сознательно заимствована. Например, способ раскалывания орехов при помощи микроскопа не найдет последователей и, соответственно, не является технологией. А вот организация шайки воров-карманников является технологией, хотя и преследуемой по закону.

[29] До начала XX века, техника могла быть воплощением обыденного не систематизированного знания. Г. Галилей подбирал линзы, не зная законов оптики, открытых позже изобретения телескопа, Т.А. Эдисон перебирал материалы для изготовления нити накаливания в лампе.

[30] Исключением является спортивная деятельность, направленная на управление собственным телом. Выработанные в результате целенаправленных тренировок способности включают рефлекторную деятельность, развивает работу внутренних органов и т.д. Включение спорта в техническую деятельность не отменяет самостоятельной активности человека, не превращают его в робота. В спорте, как и в других видах человеческой деятельности, присутствует техническая составляющая, отнюдь не исчерпывающая всего человеческого поведения и форм организации.

[31] На неправомочность подобного типа смешения указывает В.И. Курашев: «В отношении к вопросу обоснования истинного знания естествознание принципиально отличается от технологии. В естествознании сущность объекта познается только в известной степени. В технологии сущность как осознанная идея предшествует целевому объекту, и, когда он сотворен, она присутствует в нем» [70, c. 307].

[32] Технология (как знание о процессе производства и социальной структуре) несомненно, является наукой, но наукой технической, не редуцируемой полностью к естествознанию.

[33] Этот марксистско-ленининистский, а точнее сталинистский идеологический парафраз утверждения К. Маркса: «Общественное бытие определяет общественное сознание». К самому К. Марксу в этом аспекте его философии у меня претензий нет. Искажение его представлений об усредненной связи между общественным бытием (в частности технологиями) и формируемой на его основе наиболее вероятной картины мира отражает линейный (однозначный) детерминизм и свидетельствует о технократизме ее создателя. Псевдо-Маркс, представленный в советских идеологических работах, весьма далек от подлинного образа немецкого социально-экономического мыслителя.

[34] Рассмотрение «демонизации техники» см. мою работу: [102, c. 16-35].

[35] О проблеме общественного влияния на научно-техническое развитие см.: [36 c. 10-19].

[36] Р. Макгин считает, что первые технологии (он относит к ним огонь) были исключением из общего правила и возникли на «пустом месте», не были определены социальной и культурной традицией [221, p. 17]. С такой позицией я, конечно, не могу согласиться. Огонь как природное явление был известен задолго до его «одомашнивания», именно знание об огне как источнике тепла и света, как мощном оружии, которого боятся все звери, было стимулом его «приручения» первобытным человеком. Если следовать логике американского исследователя, то непонятно, каким образом поддерживалась «жизнь» огня в очаге. Несомненно, создание технологии «огня» было построено на знании о его свойствах. Знание предшествовало эксплуатации огня.

[37] О среде обитания человека подробнее см.: [102, c. 62-78].

[38] В конце прошлого века Л. Виннер писал, что статья «Технология» отсутствует даже в 6-ти томной философской энциклопедии, с XIX по XX век на различных языках библиография книг по философии технологии вряд ли превосходит тысячу наименований, причем много работ низкого качества. Также отсутствует понимание принципов дисциплины «философия технологий» [240, p. 4].

[39] [4, c. 52-64; 45; 65, c. 507, 509; 66, c. 11-12; 67, c. 5, 11, 13; 77, c. 248-249; 94; 98; 136, c.86 и далее; 137; 146]. Отождествление технологии и науки см.: [70, c. 306; 138 с. 14; 145, c. 59-73; 210, p. 56].

[40] Например, [4].

[41] Положительный ответ на этот вопрос дает О.Д. Симоненко [154].

[42] П.К. Энгельмейер относил письменность к технике [189, c. 156].

Смешение техники и технологий приводит, например, М. Маклюэна к рассмотрению фонетического алфавита как технологии [82, c. 94-95]. С моей точки зрения алфавит также является техникой, а вот вербальное общение – технологией. К. Ясперс рассматривает технику как средство и как «оперирование материалами и силами природы» [196, c. 117- 118].

[43] «Язык сродни орудиям труда; он тоже принадлежит к жизненно необходимым инструментам, представляя собой органон, подобный вещественным инструментам, то есть материальным средствам, не являющимися частями тела. Как и орудия труда, язык есть специально сконструированный посредник» [19, c. 1-2], – писал К. Бюлер. Несмотря на то что он не разделял технику и технологии, мне важно подчеркнуть саму идею языка как технического объекта, тем более что она восходит, как указывает К. Бюлер, к диалогу Платона «Кратил» [19, c. 30].

[44] Критическое влияние социальных факторов как на отказ от заимствования, так и на принятие технологий приводит Р.В. Буллет. Он указывает на изобретение арабами в IX (X) – XIV вв. ксилографии, не оказавшей никакого влияния на культуру ислама по причине нахождения в руках маргинальных слоев общества [199, p. 205].

[45] Ure, Andrew (1778-1857) – профессор, преподавал в Университетах Глазго и Эдинбурга, автор книги: «The Philosophy of Manufactures…» (London, 1835). – А.М.

[46] См.: А.А. Воронин: «Инструкции к машине могут быть написаны на любом языке, но сама машина – это универсальный язык, понятный без переводчика, объединяющий людей из разных стран, времен и культур одинаковыми пользовательскими процедурами, символическими значениями, записанными в «генотипе» машины, производственной, социальной, моральной и эстетической инфраструктурами, имплицированными машиной» [24, c. 8].

[47] П.К. Энгельмейер писал: «… вещественное изобретение имеет очень малое значение без способа его применения, т.е. способа как работы, так и прямого потребления» [189, c. 161].

[48] Эволюцию такого «простого» технического объекта, как гвоздь см.: [166].

[49] Например, внедрению новой ракеты-носителя «Ангара», наносящей меньший ущерб среде, мешает использование конверсионных ракет-носителей «Рокот», «Днепр», «Стрела» [64, c. 95].

[50] «Если отличительной чертой Древнего царства было строительство гигантских пирамид, то теперь (в эпоху Среднего царства – А.В. Миронов) пирамиды строятся как небольшие ничем не примечательные сооружения. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием концентрации общегосударственных материальных ресурсов в единых руках, т.е. в руках фараонов. […] С другой стороны, отпала необходимость в создании пирамид, так как фактически не существовало центральной власти» [48 c. 59].

«В своем образе собор высокой готики стремился воплотить все христианское знание: и теологическое, и этическое, и естественнонаучное, и историческое, – расставив все по своим местам и отметая то, чему уже не нашлось места» [121, c. 251].

[51] Это явление было хорошо заметно в кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в.

[52] Описание сходного процесса интеграции культур см.: [159, c. 708-711].

[53] Географический детерминизм не дает нам объяснения причин такого различия. Л. Мечников только фиксирует данное противоречие, но не дает им объяснения [92, c. 335-336].

[54] Обзор литературы интерналистского и экстерналистского подходов в сфере технологий см.: [232, p. 267-270].

[55] Разумеется, здесь идет речь о некоторых бывших республиках СССР, но не о нашем благословенном Отечестве.

[56] Метр, принятый 30 марта 1791 г., определялся как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана. Очевидно, что наблюдать Парижский меридиан, равно как его конечные точки полюса Земли, середину – экватор, равно невозможно. Они появляются в качестве рассчитываемых, а не наблюдаемых величин. Добавлю, что закон Ампера умалчивает в первоначальной формулировке о неизвестных или игнорируемых великим математиком и физиком факторах: вакууме, температуре окружающей среды, материале проводников, их физико-химических свойствах и т.д.

[57] Обращу внимание, что «использование» техники не тождественно «верификации» техники. Верифицировать технику нельзя, а использовать ее можно.

[58] «Evolution», реж. А. Райтман, США, 2001.

[59] Такой узкий подход к проблемам общества я определяю как «технократическое мышление», которое и будет рассмотрено в последних главах. Здесь же обращу внимание на то, что решить социальные, культурные, психологические и даже экономические проблемы при помощи одной только техники – несбыточная мечта технократов, ни разу не осуществившаяся и неосуществимая.

[60] Критика этого подхода см.: Миронов А.В. Философские проблемы субъективности природного мира [103].

[61] Одним из симптомов технократического мышления является неразличение живого и мертвого.

[62] Препарат, создаваемый как лекарство для обезболивания при родах, впоследствии использовался официальной фармакологией для лечения депрессий, а также для лечения героиновой и кокаиновой зависимости [41, c. 79-82].

[63] См. параграф 3.5.2. «Отличия эпохи НТЭ от эпохи НТР».

[64] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23, 2-е издание, Государственное издательство политической литературы, М.: 1960 – 907 с. С. 189.

[65] Ж. Эллюль указывал на социальную связь ученых и научного знания в концепции Т.С. Куна и на аналогичную связь между социумом и технологиями [207, p. 115].

[66] Впрочем, можно привести примеры восстановления велосипедного транспорта в городах Западной Европы и убогие попытки имитировать нечто подобное в Москве.

[67] Одновременно с созданием новой техники возникают и новые технологии, в данном случае различием между техникой и технологиями можно пренебречь.

[68] Конечно, данный список далеко не исчерпывающ, да он и не претендует на это.

[69] По сути дела, изобретения огня, плота и колеса никогда не происходило. Это обозначение сложного процесса создания технологий. В случае колеса – по перемещению тяжестей. Потребности одного человека легко удовлетворяются его собственной мускульной силой, только коллективная потребность могла объединить людей для перемещения тяжестей с помощью валков. При совершенствовании технологии валков была изобретена тележка. Вне этого устройства колесо – технически бесполезный предмет. Аналогичное размышление у О. Шпенглера см.: [183, c. 474-475].

[70] Создание первых паровозов было направлено на усовершенствование существующих технологий по удалению из шахты ручными вагонетками руды. Таким образом, технология предшествовала созданию и определяла задачи для будущей техники. Рельсы, вагонетки существовали до паровозов, и они оказались сразу вплетенными в канву существующей технологии по перемещению тяжелых грузов в горнодобывающей промышленности.

[71] Принципиально новая техника, часто возникает еще до создания технологии по ее применению. Первые самолеты не замещали дирижаблей. Для развития воздушного транспорта от монгольфьеров до самолетов вообще оказалось свойственным опережающее развитие техники перед технологией использования. Теперь, когда самолетостроение вошло в фазу «нормальной» (по Куну) технологии, такого не скажешь. Без научных исследований технология современного самолетостроения невозможна.

[72] Отрыв изобретения колеса от совместного с ним изобретения тележки научно не оправдан. Даже если колесо использовалось первоначально в ритуальных целях, оно было включено и в технику, и в технологии той эпохи. Самостоятельное изобретение и существование колеса – бессмыслица, упорно кочующая из учебника в учебник. Равно и огонь не отделим от очага и сопутствующей ему социальной технологии. Огонь вне технологии существует как стихийное бедствие, плодами которого древний человек пользовался. Греясь на расстоянии, находя полуобгорелые туши животных, древний человек получал знания о свойствах огня и стимул к его «одомашниванию».

[73] Продуктивной попыткой такого рассмотрения, в которой был предпринят анализ влияния цивилизационных особенностей на процесс модернизации и заимствования технологий, может быть названа статья Н.Н. Моисеева [109].

[74] И. Лакатос справедливо указывал, что отрицательная эвристика К.Р. Поппера не может служить стимулом для работы, ею является преимущественно положительная эвристика. [72, c. 218-219]. Старательно обходя психологию исследователя, И. Лакатос маскирует совершенно справедливые психологические принципы мотивации научной деятельности объективистской риторикой.

[75] Использование термина «эволюция» по отношению к элементам Великой Триады применимо ровно настолько, насколько они рассматриваются в социальном контексте. Вне эволюции социума, определяемой эволюцией геосфер, никакого самостоятельного эволюционного процесса в Великой Триаде не существует.

[76] Вопреки мнению К.Р. Поппера информация, в том числе и научная, содержится не в библиотеках – третьем мире, а в сознании ученых. Используемое знание является информацией, а записанное на непрочитанных скрижалях таковым не является, в чем легко убедиться, взяв книгу на неизвестном вам языке.

[77] Например, в Ливии национального медицинского образования не существует из-за религиозных запретов. Для получения знаний в этой области необходимо получать образование за рубежом.

[78] Примеры получения образования М.В. Ломоносовым, М. Фарадеем, Э. Галуа и др. демонстрируют значение личностного фактора.

[79] Напомню, что человек тоже может являться плодом технологии, например образования или медицины. За ничтожным исключением люди рождаются благодаря технологии родовспоможения.

[80] Напомню читателям, что и К.Р. Поппер, и М. Полани писали в эпоху Холодной войны, когда ядерное противостояние было актуальной политической реалией. Поэтому возможность существования независимого от людей «третьего мира» и невозможность его существования могли трактоваться как две противоположные политические программы: снижающая потери в ядерном апокалипсисе и, наоборот, показывающая его необратимое воздействие на цивилизацию. Учитывая мистицизм концепций «третьего мира», информационных полей и др., автор придерживается социальной модели научного знания как вполне обоснованной.

[81] Кинематографическим отражением иллюзии «третьего мира» является фильм «Поле битвы Земля» («Battlefield Earth: A Saga of the Year 3000», реж. Р. Кристиан, США, 2000), где, попав в библиотеку Конгресса США, землянин обретает необходимые для борьбы политические взгляды.

[82] В научную эстетику входят: представление о красоте научных теорий или гипотез, аккуратность проведения эксперимента, ведение лабораторных журналов, оформление отчетов, графиков, презентаций. Внешний вид сотрудников, чистота и опрятность в одежде и внешнем виде (сотрудники теоретических отделов обычно отличаются своим внешним видом от экспериментаторов). К сфере научной эстетики принадлежат всевозможные изображения, начиная от зарисовок, прописей и набросков и заканчивая графическими произведениями, отражающими процессы или явления. К сожалению, в философской литературе упоминается исключительно «красота теории», другим сторонам научной эстетики внимание не уделяется.

[83] Данная философия подвергает серьезному сомнению качество «дистанционного образования».

[84] В научной деятельности эстетические представления формируются на примерах из реальной деятельности ученых.

[85] «Даже в условиях современной индустрии неявное знание до сих пор остается важнейшей частью многих технологий» [128, c. 86], – считал М. Полани.

[86] Несомненно, здесь идет речь только о той технике, которая несет в себе такое содержание. Но созданная при других условиях техника все равно имеет в себе часть социокультурной информации, например трезвый образ жизни, высокую квалификацию, добросовестность, ответственность и т.д.

[87] Исключение составляет наше Отечество в лице менеджеров, продающих заводы (т.е. технологии) по производству современного вооружения.

[88] Широкий спектр воздействий техники и технологий на общество рассматривают в: [4, c. 21-32; 82, c. 87-414; 200;. 160; 161]. Технология как окружающая человека среда см.: [207, p. 34-50; 225, p.193; 240].

[89] Впервые это влияние отметил Сократ, утверждая, что лишь незнание заставляет людей поступать себе во вред. Знание, напротив, предостерегает от безрассудных поступков. В дальнейшей истории эта философская максима стала основой всеобщих представлений о благородной роли образования и науки в деле трансформации поведения человека в лучшую сторону.

[90] Роль компьютерных аддикций не отличается по своей опасности для индивидуума от вреда, приносимого алкоголем и запрещенными препаратами. Социальный вред значительно меньше, и поэтому интернет-зависимость молчаливо поощряется.

[91] Например утверждается, что технологии и техника делают возможным для восприятия такой мир, который иначе не был бы воспринят человеком [237]. На первый взгляд такой подход выглядит весьма убедительным, но сама потребность увидеть мир по-другому, а также интерпретировать полученные данные находится в прямой зависимости от социальных отношений и ценностей, господствующих в обществе.

[92] Стремление полностью регламентировать общественное поведение – проявление технократизма в теории и тоталитаризма на практике.

[93] Таковы многочисленные прогнозы создания управляемой реакции термоядерного синтеза, излечения рака, СПИДа, птичьего гриппа и др. болезней. Крах этих прогнозов позволяет сделать вывод о том, что технический детерминизм применяется ко всем элементам Великой Триады.

[94] Ж. Эллюль выделял единую технологию как интегрированный объект философской рефлексии. В этом обобщении скрыта серьезная ошибка: при таком подходе сложно понять, каким образом производство интегральных микросхем влияет на ребенка настолько, что он становится слепым орудием используемой в нем технологии «парогазовой эпитаксии кремния на полупроводниковую подложку».

[95] Эта лингвистическая проблема рассмотрена в: [154, c. 28-30].

[96] Особенно вдохновляют следующие цифры, по мнению «исследователей» отражающие технологическую оснащенность нашей страны: в России 3 356 500 шт. персональных компьютеров [230, p. 238]. Наверное, для получения более оптимистических цифр подсчитали и закупленные при М.С. Горбачеве устройства на основе процессора Intel 286 и до сих пор числящиеся на балансе. К Интернету, оказывается, подключено 634 600 шт. компьютеров [230, p. 236]. Создатели этого «шедевра» подсчитывают поголовье компьютеров с точностью до одной штуки, что по их мнению должно продемонстрировать высокий «профессиональный» уровень этого «исследования» и неминуемый экономический и технологический подъем Russian Federation. Особенно радует, что данный «труд» выпущен исключительно на английском языке. Надо полагать, это сделано для того, чтобы только англоязычные россияне смогли узнать об окружающем их технологическом «могуществе» и компьютерном изобилии.

[97] Важным исключением являются в настоящее время самообучающиеся программы распознания вирусов. Несмотря на это исключение новые поколения антивирусных программ создаются по-прежнему человеком. Таким образом, первые ростки реального техно-детерминизма локализованы компьютерными программами, их эффективность ограничена во времени. Разрыв причинно-следственных связей наступает с появлением на рынке новых программных продуктов и/или с появлением новых вирусов.

[98] Как и остальные философы, В. Лоуренс не проводит осознанного различия между элементами Великой Триады.

[99] Данное ниже рассмотрение не претендует на полноту описания, это лишь опыт новой методологии изучения города.

[100] В некоторых случаях эта независимость воли от технических возможностей или технической же целесообразности оказывается хуже, чем следование техно-детерминизму. Печальные последствия коллективизации и индустриализации примеры cм. в: [23; 155].

[101] Именно радиально-кольцевая планировка улиц навязывает тоталитарный вариант движения транспорта. Своей высшей стадии он достиг в Москве, где убогая система продублирована подземкой и постоянно подтверждается новыми линиями метрополитена. Повторяю, что не технологическая система предписывает свое дальнейшее развитие, а принявший ее и поклоняющейся ей человек.

[102] Несистематизированное безумие, охватившее Москву и проявляющееся в искривлении поверхности тротуаров, якобы делает ее привлекательной для инвалидов-колясочников. Однако создание подъемников на тех станциях метро и подземных выходах из него, которые были при проектировании лишены эскалаторов, облегчило бы жизнь большому числу пожилых горожан и инвалидов. Но забота о налогоплательщиках никогда не входит в число первоочередных задач.

[103] Воздействие ландшафта на социум проявляется в морфологических признаках, получивших наименование адаптивных типов. «Каждый из этих типов соответствует какому-либо ландшафтному или геоморфологическому поясу […] и обнаруживает сумму генетически детерминированных приспособлений к ландшафтно-географическим, биотическим и климатическим условиям этого пояса, выражающемуся в физиологических характеристиках, благоприятных в терморегулируемом отношении сочетаний размеров и т.д.» [5, c. 18-19].

[104] Яркие примеры воздействия общественного мнения и роли СМИ в привлечении внимания к технологиям в период, предшествующий Первой и Второй мировым войнам в Британии и Германии. В условиях плюрализма средств массовой информации роль СМИ в формировании общественного мнения относительно технологий, например в Британии, оказывается неоднозначна. Коммунистическая и социал-демократическая пресса подчеркивала милитаристский характер новых авиационных технологий, а центристская и консервативная пресса делали основной упор на патриотическом значении новых самолетов и дирижаблей. Таким образом, мы видим, в этом примере, что в демократических странах отношение к технологиям следствие социального детерминизма, а не внутреннее свойство самой технологии. Подробнее см.: [234].

[105] Исторические примеры влияния социальных отношений на использование верблюдов на арабском востоке cм.: [199, p. 208-213].

[106] Пример анализа технологического развития отдельных отраслей экономики Уганды, Кении, Чили, Индии, Тайваня и Малайзии см.: [236, p. 15-18].

[107] «Ни у кого не возникает потребности в автомобиле, пока автомобиля нет, и никого не интересует телевидение, пока не появляются телевизионные программы. Эта способность технологии создавать свой собственный мир спроса неотрывна от того, что технология есть прежде всего расширение наших тел и чувств» [82, c. 80]. Если представление о технике как расширении наших тел было предложено в XIX в. и уже тогда подвергнуто обоснованной критике П.К. Энгельмейером, то представление о технике как расширении органов чувств принадлежит этому канадскому философу. Демонизируя технику и технологии, М. Маклюэн игнорирует очевидные факты. Утверждение об отсутствии потребности в автомобиле – удивительная глупость. Во-первых, общество нуждалось в средстве передвижения и активно использовало гужевой транспорт, а автомобиль удовлетворял эту потребность в масштабах города несравненно лучше. Новое транспортное средство было компактным, не загрязняло навозом территорию, нуждалось в меньшем объеме пространства. Во-вторых, эту потребность ощущали изобретатели. М. Маклюэн, как и другие сторонники демонизации техники, заменяет собственное незнание предмета упругими размышлениями, не имеющими, на мой взгляд, никакой интеллектуальной ценности.

[108] Обзор процессов, влияющих на передачу и адаптацию технологий см.: [213]. Частные случаи и различные гипотезы рассмотрены в: [209].

[109] Среди необходимых условий необходимо упомянуть «устойчивую макроэкономическую, политическую и социальную окружающую среду, поддерживаемую юридической системой, которая защищает права собственности», но этого недостаточно, чтобы обеспечить ассимиляцию знания, которая всегда необходима, для того чтобы обеспечить высокий экономический рост [236, p. 2-3].

[110] В качестве таких факторов Р.Л. Хейлбронер указывает на разнообразные волевые элементы, включающие в себя политические решения, а также социальные отношения, культурные особенности, особенности учета риска от нашей экономической деятельности и т.д. [211, p. 77-78].

[111] Как уже писалось ранее, высокотехнологические производства требуют сопряжения технологий, таковы химическое производство, создание атомного и термоядерного оружия, автомобильное производство и др.

[112] Обратное утверждение также верно: постоянные инновации, служащие формированию новых потребностей, создают общество потребления.

[113] Информация как ресурс выступает в виде знания о качестве и количестве используемых в технологическом производстве материалов, скорости поступления комплектующих элементов. Контроль за обработкой на каждой стадии производства обеспечивает резкое повышение качества конечного продукта. Не соответствующие заданным параметрам полуфабрикаты выбраковываются и не поступают в дальнейшую обработку. В результате происходит снижение затрат на производство единицы продукции.

[114] В книге [230] приводятся данные о числе персональных компьютеров в организациях – 3.356.500 шт. [230, p. 238]. На основании данных, приведенных в этом издании для всех регионов РФ [230, p. 234], можно подсчитать процент пользователей компьютеров, не подключенных к Интернету. В среднем по стране на 2001 г. 67,9% пользователей были владельцами техники, но не были участниками технологии Интернет. По Москве эти данные составляли 31,4 %. Обладание техникой еще не гарантирует подключение к технологии. Но авторов этого «научного исследования» подобная проблема не заинтересовала, наличие техники однозначно трактовалось ими как наличие технологии.

[115] Например, фильм «Армагеддон», реж. М. Бэй («Armageddon», М. Bay, USA, 1998 г.).

[116] Этим можно объяснить и повышенное внимание, которое всегда уделялось руководителями государства преимущественно отражению производственного процесса в художественных произведениях в ущерб всем остальным проявлениям нормальной человеческой жизни.

[117] Все эти философские модели вполне оправданы и необходимы для развития цивилизации, но это не дает им права на реализацию в больших масштабах. А от неудач, постигших экспериментальные попытки реализации замкнутых экологических систем (проекты EDEN и Biosphere 2), для науки и философии явная польза: наглядно продемонстрированы как минимум наше недостаточное знание, как максимум предупреждение, что вмешательство в биосферу чревато планетарными катаклизмами. Опасность возникает, когда теории, опровергнутые экспериментом, представляются достопочтенной публике как панацея, единственное направление развития или «научно обоснованная философия».

[118] См. Притча о талантах (Мат. 25,18). Подробное рассмотрение экологических мотивов в Ветхом и Новом Заветах см.: [108, p. 36-40].

[119] Это утверждение не исключает возможности приравнивания к человеку других живых существ и наделения их моральной и юридической ответственностью. В первую очередь необходимо обратить внимание на статус человеческого эмбриона, зародыша и плода, которым приписывается «нечеловеческая» – животная – природа, что

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...