Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная проблема, стоящая перед вертикалью власти: экономический рост.




Продолжается политика патернализма – подачек из федерального центра, при этом ситуация не улучшается – усугубляется. Нет экономической базы для федеративных отношений. 2005 г.: из 83 субъектов только 19 были донорами бюджета. Сегодня – только 10. Без федеральных дотаций (на основе «самоокупаемости») существуют 4 субъекта: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО. Экономических основ федеративного строя становится всё меньше и меньше.

Можно продемонстрировать незавершенность и неполноту процессов по федеративному строительству на примере Чечни и Татарстана.

Стоит внести поправки в Конституцию, вообще изменить отношение к ней. Конституция должна стать базой для формирования российского гражданского общества:

1 Ст. 3: единственный источник власти и носитель суверенитета многонациональный народ России (что это за народ, состоящий из наций). Необходимы коррективы: например, русский народ при опоре на все другие народы, проживающие в РФ.

2 Ст. 4 и 5: республики определяются как государства. Государство только одно, его части не должны иметь права на суверенитет.

3 Необходимо обеспечить равенство субъектов. (Пока что – федерация слонов и муравьев из-за экономического неравенства, а также различий в территории и численности населения). А ещё лучше – конституировать Федеральные Округа.

4 Никакой обязательной государственной идеологии быть не может – говорит конституция. Надо менять. Тему патриотизма поднимают в верхах. Ведь идеология – система взглядов общества. Ее нельзя запретить и отрицать. Должна быть идеология, отражающая интересы государства.

5 Конституция: каждый имеет право на указание национальности. Где указать? – в паспорте нет графы национальность => гражданство без национальности. Графа национальность необходима.

 

В итоге Россия должна стать федерацией с государствообразующим русским этносом в союзе с другими народами. На её территории должны быть национально-территориальные автономии в районах, где проживает более 50% титульной нации.

 

 

Татарстан.

История взаимоотношений Татарстана и федерального центра за последнее десятилетие включает ряд этапов, когда напряженность и противостояние сменялись дружбой и сотрудничеством. В национально-государственном строении СССР Татарстан имел не очень высокий статус: автономная республика в составе РСФСР, кот входила в СССР. В конце 1980-х годов политическая элита Татарстана заявила о своих претензиях на более высокий статус в рамках существующего национально-государственного устройства. 30 августа 1990 г. Татарстан в одностороннем порядке принял Декларацию о государственном суверенитете и объявил о своем превращении в ТССР без приставки «А» (автономная). С распадом СССР политическая ситуация резко меняется: союзный Центр, к которому апеллировал Татарстан, исчезает, а его место занимает бывшее российское руководство. Татарстан теряет союзника в политической борьбе и остается один на один с российским Центром. В 1992-93 годах отношения между ними продолжали ухудшаться. Руководители Татарстана провозгласили «отдельный путь» экономических преобразований, пытаясь дистанцироваться от экономических реформ российского Центра. В марте 1992 г. в Татарстане был проведен референдум о государственном статусе, а в ноябре-декабре того же года Татарстан принял свою конституцию, в которой был установлен приоритет над Конституцией России. Тем не менее, зимой 1993-94 в отношениях между Татарстаном и Российским Центром происходят кардинальные изменения - меняется политическая ситуация: в России. 15 февраля 1994 г. подписание Договора о разграничении полномочий между РФ и Республикой Татарстан. В этом Договоре Татарстан назван «суверенным государством - субъектом международного права», хотя одновременно говорится об объединении с Россией с «взаимным делегированием» полномочий. В конце 1995 года руководители Татарстана вошли в состав Совета Федерации, и Татарский представитель В.Лихачев даже занял должность заместителя Председателя Совета Федерации. Договор фактически был неформальным соглашением между Татарским руководством и той частью российской элиты, во главе которой стоял Б.Ельцин. Правое противостояние между законами России и Татарстана не были сняты. Подписание Договора было обусловлено серьезными обстоятельствами политическо - правового характера. Между органами государственной власти России и Республики Татарстан возникали разногласия в подходах к формированию федерации. Представители Татарстана исходили из того, что Россия еще не стала подлинной федерацией и разграничение компетенции должно осуществляться снизу вверх: каждая республика определяет те полномочия, которые она передает Центру. Диаметрально противоположных принципов придерживались представители РФ: полномочия татарам должны передаваться по остаточному принципу, т.е. в ведении субъектов федерации должны находиться те полномочия, которые остались конституционно незакрепленными за органами государственной власти РФ. В результате подобных разногласий Татарстан не поставил подпись под Федеративным Договором. Только после подписания двустороннего Договора были замещены места, зарезервированные за Татарстаном в Федеральном Собрании.

· Отличительной особенностью этого Договора было то, что он четко закрепил полномочия, которые передаются от Центра республике, значительно увеличивая их правоспособность, вплоть до тех прав, которыми пользуются независимые государства.

· Договор состоит из преамбулы и 9 статей.

· -Татарстан как государство объединено с РФ Конституцией Республики Татарстан, Договором о разграничении предметов ведения и делегирования полномочий между органами государственной власти России и Татарстана.

· Однако статья 6 Конституции Республики Татарстан определяет статус Республики как суверенного государства, субъекта международного права без упоминания конституции РФ

· Договор закрепляет за Татарстаном право формировать свой бюджет

· вопросы собственности: имущество, находящееся на территории Республики Татарстан относится к государственной собственности Республики Татарстан,. за исключением объектов, имущества, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, Министерства безопасности и внешних войск РФ, Министерства путей сообщения, а также объектов социальной инфраструктуры.

· использование природных ресурсов - Органы государственного управления Республики Татарстан по согласованию с органами государственного управления РФ

· Договор между РФ и Республикой Татарстан признает гражданство Республики Татарстан.

· государственные органы Республики Татарстан устанавливают отношения и заключают договоры и соглашения с краями, областями, АО и автономными округами, Москвой и Санкт-Петербургом, не противоречащие Конституции РФ и Республики Татарстан.

· В отличие от Конституции РФ, Договор между РФ и Республикой Татарстан допускает самостоятельное осуществление республикой внешнеэкономической деятельности.

· К исключительному ведению РФ относятся: сферы: государственного строительства, экономическая и социально - культурная стратегия, внешние отношения и зашиты государственного суверенитета.

Сравнительный анализ Конституции РФ и Договора между РФ и Республикой Татарстан от 15.02. 1994 позволяет сделать вывод о явном несоответствии Договора и Конституции РФ по ряду вопросов. В связи с этим правовой акт часто вызывает нарекания. Говорят, например, что варианты Договорной федерации сводятся к признанию отсутствия конституционно закрепленной федеративной государственности. Путин считает, что подписание Договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Татарстаном стал "фактором пол стабильности" как в самом Татарстане, так и во взаимоотношениях Республики с другими субъектами федерации. Он играл и продолжает играть важную политическую и экономическую роль, как во внешней жизни Республики, так и в отношениях с Федеральным Центром. На его основе все эти годы развивалась законодательная база Республики Татарстан. В то же время Договор явился одним из первых шагов в становлении демократического российского федерализма. Сегодня альтернативы Договору нет.

69.?

70. Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика

В первом же своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин чрезвычайно остро ставит вопрос в сфере национальных отношений и дает оценку национальных отношений на 2000 год. По итогам политики Ельцина в сфере национальных отношений у нового президента возникает серьезный вопрос: «сможем ли мы сохраниться как нация и цивилизация?». Путин выдвигает призыв развиваться с опорой на национальною самобытность, но что это такое не расшифровывает.

Путин говорит о том, что демократическое устройство нашей страны не противоречит нашей самобытности, на которую делает большой акцент. Здесь сложно согласиться, потому что в истории, например, в 15 веке, демократическое устройство боярской вечевой республики в Новгороде оказалось несовместимой с нашей самобытностью.

Также Путин говорит о духовных ценностях, укрепляющих единство России, на которые стоит полагаться (патриотизм, культурная традиция, общая историческая память). Да, это правильно, но они вторичны по сравнению с носителями этих духовных ценностей, их надо ставить во главу угла. Однако этот вопрос у Путина не обозначен.

Еще одна проблема, которую ставит Путин – проблема формирования национальной идеи. В первом своем выступлении в 2000 году он говорит о том, что не надо заниматься вопросами поисками национальной идеи, она сама вызреет в российском обществе. Еще Ельцин устраивал конкурс на лучшую национальную идею. Но национальная идея формируется не на конкурсах, а в ходе исторического развития этносов и народов. Путин же считал, что не надо много рассуждать по поводу национальной идеи, она сама вызревает в нашем обществе. Это сомнительный тезис. Где эта идея вызревать будет? Все это звучит виртуально. Но почему же все время возвращаются к национальной идее? Потому что без нее нет социальной базы, так как ей не на чем консолидироваться, а движение вперед любого государства основывается именно на социальной базе, на тех, кто будет реализовывать все программы. Программы модернизации были и у Ивана Грозного, и Петра Первого, и им удалось создать эту социальную базу. Ленин перед революцией также просчитывал социальную базу, с кем идти на союз. Сталин после войны с Польшей понял, что необходима этническая основа, социально-классовая база не может победить национальную. Хрущев как раз и завалился, потому что у него не было социальной базы. Брежнев прокатился на сталинском наследии. У Горбачева также не было социальной базы, который объявил авангардом общества рабочий класс в условиях научно-технической революции.

Сам факт постановки этого вопроса на сегодняшний день говорит о необходимость создания социальной базы. России нужна этническая, а не социально-классовая основа.

Путин дает характеристику федеративного устройства. Он говорит, что отношения не достроены и не развиты и делает вывод, что в России создано децентрализованное государство и нет полноценной федерации. В 2001 году началось создание федеральных округов, что стало первым шагом Путина. Их число увеличилось уже до 8, но они до сих пор не закреплены в конституции.

В Послании 2001 года Путин говорит, что дезинтеграция государства остановлена, но не преодолена. Путин отмечает, что 3500 нормативных актов, принятых при Ельцине, противоречат Конституции РФ. Путин подвергает критике заключение договоров между центром и субъектами федерации о разграничении полномочий. Он говорит, что это свидетельство неравенства субъектов. В 2001 году 28 договоров расторгли сразу, 14 осталось. Путин заявил, что договоры надо заключаться не за спиной у других субъектов. В конце концов уже в 2003 году Путин принимает решение о том, что все договоры должны прекратить свое существование, а новые должны заключаться через федеральные законы.

На сегодняшний день остро встал вопрос о суверенитете республик. По конституции РФ, ее суверенитет распространяется на всю территорию России. Но возник вопрос о суверенитете Чечни, Башкирии, Татарии, Тывы, Якутии и других республик. Возникает вопрос о том, чтобы убрать положения об их суверенитете из их конституций. Только в 2009 году Якутия отменила положение о суверенитете из своей конституции. В Башкирии ее просто заменили словом «государственность». Сейчас стоит проблема с Татарстаном, где президент в присяге клянется защищать суверенитет Татарстана, что Генеральная прокуратура признала противоречащим Конституции РФ. По конституции Татарстана Президент Татарстана обязательно должен владеть татарским языком, а это противоречит Конституции РФ. Много там и других подобных моментов. Эта проблема много раз ставилась, но была не решена.

Еще одна проблема, поставленная Путиным, заключается в том, что множество представителей русского этноса сейчас проживает за рубежом и русский этнос до сих пор остается самым большим разделенным этносом в Восточной Европе. На сегодняшний день из 25 миллионов русских за пределами РФ в Россию вернулось всего 7 миллионов.

В 2004 году в послании Путин впервые использовал термин «российская нация», но не расшифровал его.

В 2005 году Путин определил развал СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу 20 века.

Однако в 2006 году Путин вообще ушел от национального вопроса в своем послании. А причина была вот в чем.

В 1996 году по указанию Ельцина была разработана концепция государственной национальной политики. В 2003 году Путин дал команду обновить эту концепцию. Но ее не приняли в Общественной палате, а национальный вопрос был убран из послания 2006 года. В концепции говорилось о создании многонационального российского общества при консолидирующей роли русского этноса. В общественной палате она встретила большое противодействие особенно среди представителей мусульманских и малых народов. Они заявили о возвращении к оценке русского этноса как старшего брата. Сейчас это фразу поменяли на «объединяющую роль» русского народа, что имеет гораздо меньшее значение и фактически не несет никакого смысла.

В 2007 году в своем последнем послании Путин ставит задачу, суть которой заключается в том, чтобы в разработке национальной политике принимали участие все субъекты. Представители субъектов должны быть реальными, а не декоративными. Путин даже принял закон о цензе оседлости в 10 лет для представителей субъектов в Совете Федерации, но через год Медведев отменяет этот указ.

Обобщая, стоит отметить итоги деятельности Путина на посту президента в сфере национальной политики:

1. Укрепление вертикали власти

2. Назначение губернаторов

3. Создание федеральных округов

4. Сокращение количества субъектов федерации. Вроде бы это хорошо, прослеживаются унитаристкие тенденции, необходимые России сейчас. Россия экономически не готова к федеративному устройству, так как более 70 ее субъектов являются дотационными. Но тут неверный подход. Для управления и чиновников это легче. Но к сокращению всех субъектов подошли по принципу корпорации: «слабый поглощается сильным». Так поступили с Коми-Пермяцким АО, который занимал 88 место из 89 по экономическому развитию. Но Забайкальский край создали из двух дотационных субъектов. Теперь они стали получать гораздо меньше дотаций. Когда попытались сократить количество республик, но наткнулись на большое противодействие. Адыгея категорически против присоединения к Краснодарскому краю. Сейчас эту линию укрепления вертикали власти пока приостановили. Хотя некоторые субъекты, особенно Тюменская область, давят на федеральное правительство, чтобы продолжить эту политику.

В 2007 году, когда Путин выступал с прощальным заявлением, он заявил о том, что поиск национальной идеи – старинная русская забава. Этим можно заниматься всегда и бесконечно. Здесь делается акцент на то, что Путин уповает на вертикаль власти. Однако в России вертикаль власти еще чрезвычайно слаба, она кажется сильной только внешне, и этому можно приводить множество примеров. А вот без национальной идеи никуда не двинуться. А за идеей должен стоять какой-либо этнос. И в России им этим этносом должен стать русский этнос, так как впервые за всю историю он составляет большинство населения (80%).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...