Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АНТИ-КВН. Читайте же, дети!




АНТИ-КВН

– Лена, какие у тебя красивые волосы… Сколько из них можно сделать волосяных гигрометров.

Из выступления ШТЭМа

 

А вот это неправда! Ни в коем случае не прошу меня понять так, будто я против КВНа. КВН – демократичный, молодёжный, искрящийся жанр – совершенно оригинальная находка нашего отечественного телевидения. Популярность КВН держится на высокой волне уже долгие годы, и нет никаких признаков того, что в него не продолжат играть в школах и лагерях, воинских частях и санаториях в обозримые десятилетия. О КВН известно, всё и единственно, в чём нуждаются команды – это в трёх вещах: остроумных шутках, чувстве вкуса и чувстве меры.

Этот вопрос учителя и вожатые решают в меру своего воспитания и кругозора. Обратите внимание, что 90% шуток КВНа – это шутки, связанные с игрой слов: «Господа, я вчера стрелялся на дуэли из-за дамы» – «И что? » – «Ранили мою даму». Игра слов, игра слов… Остальные шутки связаны с телевидением. Я уж не говорю о том, что в погоне за успехом идёт беспрецедентное воровство чужих шуток и озвучивание старых, бородатых анекдотов. Если мне в школах или лагерях доводится «разрешать» КВН, то я настаиваю, чтобы все шутки были на местную тему. Только тогда можно по-настоящему оценить остроумие и творческую жилку каждой команды КВН.

Помню, в одном лагере дети пошутили так: «В интервью программе «Здрасте», директор нашего лагеря Ирина Петровна заявила, что будет настаивать на том, чтобы лагерные смены продолжались только один день, так как дети устают и скучают по дому». Ирина Петровна действительно неоднократно заявляла, что смены в 30 дней – это слишком много с точки зрения воспитательного процесса. Подметить что-то рядом и пошутить – вот главное достоинство лагерного или школьного КВНа. Подражательство телевизору – путь порочный, ибо живое творчество тут подменяется суррогатом.

Но речь у нас пойдёт не о КВН, а о другом, некогда популярном, а теперь умирающем жанре, который дышит на ладан, благодаря телевизионному КВНу.

Жанр ШТЭМ – Школьный Театр Эстрадных Миниатюр (или СТЭМ для ВУЗов) начал приказывать долго жить в середине 90-х годов. Отчаянные попытки поклонников жанра проводить фестивали ШТЭМов-СТЭМов привели к тому, что это всё равно были фестивали команд КВН. Виной всему – телевизор.

ШТЭМ – это не набор отдельных шуток, это короткая сценка (миниатюра), очень маленькая пьеса, в которой действуют все законы большой драматургии. В миниатюре есть сюжет, выписаны персонажи, в ней есть сквозное действие, смена отношений, развязка. Одну и ту же миниатюру можно поставить и сыграть сотнями способов, поэтому в отличие от одноразовой шутки миниатюра устареть не может. ШТЭМ – это отличный мостик к настоящему театру. Все долгоживущие ШТЭМы и СТЭМы рано или поздно, обязательно делают попытки поставить настоящую большую пьесу. Миниатюры ставят, не расхаживая с микрофонами по сцене (как это нам показывает конкурс СТЭМ в телевизионном КВНе), а точно так же, как и пьесы – с декорациями, костюмами, мизансценами. Когда-то школьные и студенческие театры миниатюр были везде-везде. Сейчас же везде-везде только команды КВН.

Когда-то выходило много сборников для художественной самодеятельности с текстами миниатюр, был журнал «Молодёжная эстрада»… Где вы, сейчас, миниатюры? Кто вас пишет? Кому вы нужны?.. Представьте себе, жанр всё-таки не умер. Есть школы и ВУЗы, где миниатюры ставят и пишут. Сценки всё же нужны и важны, посему есть надежда, что жанр не умрёт, а переживёт возрождениие и новый расцвет.

Поэтому на сборе задача дела АНТИ-КВН – познакомить юное поколение с лучшими образцами этого когда-то могучего и популярного жанра (вспомните Райкина).

Подготовка и проведение аналогичны Делу ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ, только Ведущий в начале вечера может сказать другой текст.

ВЕДУЩИЙ. Девочки и мальчики! Мы собрались с вами, чтобы ещё раз пошутить. Но мы не будем выходить к микрофонам и произносить одноразовые шутки, это мы каждую неделю видим на Первом канале. Сегодня мы будем играть и смотреть эстрадные миниатюры, написанные в разные годы великими мастерами этого уходящего жанра. Не смешных миниатюр не бывает, бывают плохо сыгранные и плохо поставленные миниатюры. Пусть же на нашей сцене на ближайший час воцарятся не только Юмор, но и не модная нынче Сатира. Быть может, вы узнаете в представленных персонажах себя или своих знакомых? Быть может, вы не только посмеётесь, но и задумаетесь? Кто знает?.. Так или иначе, вечер Анти-КВН неизбежен! Прочь со сцены микрофоны, внесите декорации! Мы начинаем.

 

Далее на сцену поднимаются отряды и играют миниатюры. Чем ещё хорош этот жанр – всегда можно найти миниатюру, в которой сможет быть занято большее количество детей не в ущерб качеству.

Вы, конечно, спросите: а где их взять эти миниатюры? За годы мне удалось собрать довольно большую коллекцию текстов. Некоторые я написал сам, некоторые – мои друзья и студенты. Тексты я улучшал и адаптировал. И потом, писать миниатюры не так трудно, стоит только начать. Я знаю коллективы, где миниатюры принципиально пишут только сами.

Я имею серьёзные планы издать отдельной книгой сотню лучших миниатюр. А здесь приведу несколько, чтобы вам хватило на одно Вечернее дело. Хочу обратить внимание на то, что судить надо не по тексту, а по постановке и исполнению. Миниатюра требует высокого темпа, динамики, четкой речи, перемещений, статики она не любит. Но ставить её однозначно легче, чем отрывок из пьесы, и успех более гарантирован.

Нижепредставленные тексты я постарался снабдить максимальным количеством режиссёрских ремарок, чтобы вам легче было представить «картинку».

 

С. Смирнов

Читайте же, дети!

 


(На середине сцены стоят стол, за ним – два стула. У правой кулисы еще два стула, у левой – журнальный столик с вазой для цветов. Появляется девочка ОЛЯ. У нее сильно замедленные реакции. )

ОЛЯ (за кулисы). Дура-а-ак! (Садится на стул у правой кулисы. )

(Появляется МАРИВАННА и хулиганистый мальчик ВОВА.

ВОВА. Гы-гы-гы!.. (Кивает в зал. ) Че? А ты че?.. Гы-гы-гы!

МАРИВАННА. Сядь на место! (ВОВА усаживается рядом с ОЛЕЙ и продолжает строить рожи залу. ) Дорогие дети… Ой, проходите пожалуйста.

(Последние слова обращены к ПОЭТЕССЕ, которую ДИРЕКТОР почтительно выводит на сцену и усаживает за журнальный столик. )

МАРИВАННА. Дорогие дети, мы вас давно предупреждали… Да, Иванов, предупреждали и тебя лично, что конференция «Читайте же, дети! » состоится именно сегодня, и никакие отговорки не помогут. Тебя, Иванов, это особенно касается.

ДИРЕКТОР. Минуточку. (Выходит на авансцену. ) Товарищ физкультурник, сядьте, пожалуйста, слева от Иванова, военрук справа, трудовик сзади. Продолжайте. (Садится за стол и внимательно следит за дисциплиной в зале. )

МАРИВАННА. Дорогие дети, все мы любим книгу – источник знаний. Мы давно готовились к этой конференции. И сейчас ваши товарищи расскажут вам, почему нужно любить книгу и как ее надо любить.

ОЛЯ (взвизгивает, хватается за щеку. Глядя в зал). Дура-а-к!

ВОВА. Гы-гы!

ДИРЕКТОР. Товарищ физкультурник, отнимите у Иванова трубку, горох и засуньте это все себе в карман. Продолжайте.

ОЛЯ (по сигналу МАРИВАННЫ выходит на авансцену, разворачивает бумажку и читает по складам, делая неправильные ударения). Ре-бя-та. Все вы зна-е-те как мы лю-бим кни-гу. Кни- га – наш луч-ший друг. (В зал. ) Дура-ак!

МАРИВАННА. Молодец Оля, правильно. Книга – это действительно наш лучший… Иванов, повернись лицом сюда!.. Да!.. Да!.. Да!.. И не дакай!..

ДИРЕКТОР. Он подакает у меня в кабинете потом. Заодно выясним, кто вчера на уроке, Мариванны юбку к стулу прикнопил.

ВОВА. Гы-гы-гы!

МАРИВАННА. А еще, дети, много интересного нам хотел рассказать Вова!

ВОВА. Че-е?!

МАРИВАННА. Иди сюда, Вова. Расскажи нам много интересного… (Вова растерян). Ну?

ВОВА. Дык ведь я ж… спортсмен.

МАРИВАННА. Ну и что? Ты что, книг что ли не читаешь?

ВОВА. Не-а… гы-гы!

МАРИВАННА. Садись, Вова, лучше не скажешь. Ну, а сейчас, дети, самое интересное… Сегодня у нас в гостях… Иванов, положи фуражку военрука на место… Да не на то место!.. Нет!.. Нет!.. А я говорю – потерпишь!.. Так вот, дети, сегодня к нам в гости пришла поэтесса – Элла Одноразовая… Похлопаем ей!

(ПОЭТЕССА томной походкой подходит к столу и усаживается на него. )

ПОЭТЕССА. Дети…

ДИРЕКТОР (стукнув по столу, кричит гневно в зал). Сядь правильно! (Поэтесса испуганно вскакивает. ) Это я не вам.

ПОЭТЕССА (присаживаясь опять). Дети… я как и вы… люблю книгу… до боли… вот тут… Бывает даже ночью проснешься, встанешь. Рванешь 150… страниц – и сразу хорошо. А теперь я прочитаю вам свое новое стихотворение. (Читает, с подвываниями. )

 

Как страстно он меня любил

Тому назад лет двадцать,

Но у меня был муж – дебил

И нам пришлось расстаться.

 

А может быть не прав он был,

Ведь если разобраться,

Ну, эка невидаль – дебил

Так что ж теперь? Стреляться?

 

Нет, все же прав тогда он был,

Хоть мне обидно было.

Ведь муж бы точно нас прибил

Ну что возьмешь с дебила?! (Слегка переделанные стихи И. Иртеньева. )

(Нормальным голосом. ) И на память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу со своим автографом.

МАРИВАННА. Смотрите, дети. Авторская книга с авторским автографом автора. Вот видишь, Иванов, не все воруют. Некоторые дарят.

ДИРЕКТОР. И мы еще, Иванов, выясним у меня в кабинете, кто в библиотечной книге нарисовал Мариванну без… Между прочим, не похоже. Теперь так. С благодарностью уходит наша гостья…

(ПОЭТЕССА, которая на протяжении всего действа постоянно прикладывалась к бутылке, не может встать. ВОВА и ОЛЯ поднимают ее и ведут. )

ДИРЕКТОР. Проводите ее в бухгалтерию. Теперь так. Встают и парами выходят девятые классы…

МАРИВАННА. Иванов остается.

ДИРЕКТОР. Десятые классы…

МАРИВАННА. Иванов остается.

ДИРЕКТОР. Одиннадцатые классы…

МАРИВАННА. Иванов остается.

ДИРЕКТОР. Теперь внимание! Физрук, трудовик, военрук!.. Справа, слева, сзади! Выходит Иванов, ко мне в кабинет. Сейчас мы выясним, кто это сделал… в пианино.


 

***

 


 

 

О. Ласуков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...