Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задания для самостоятельной работы

1. Написать рецензию на научную статью по теме воспитания в инклюзивном образовании.

2. Предложить программу воспитательной деятельности для шестого класса, в котором обучается ребенок с нарушениями ментального развития.

3. Подобрать игры на взаимодействие в инклюзивном классе.

4. Разработать сценарный план проведения в Открытом пространстве дискуссии фильма «Временные трудности».

5. Подготовить презентацию на тему «Универсальный дизайн инклюзивной образовательной организации.  

6. Представить видео презентацию мастер-класса ручного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья после возвращения из детского оздоровительного лагеря.

Литература

Основная

1. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: рек. УМО вузов РФ. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 199 с.

2. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. – М.: Per Se, 2010. – 335 с.

3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. – М.: АРКТИ, 2012. – 264 с.

Дополнительная

4. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учебное пособие для студентов-бакалавров, магистрантов вузов / под ред. В. В. Целищева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Научно-образовательный центр философии и социологии образования [и др. ]. –Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. – 215 с. –URL: https: //lib. nspu. ru/views/library/7161/read. php

5. Лапп Е. А., Шипилова Е. В. Коррекционная педагогика: проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие для вузов по гуманитар. направлениям: рек. УМО вузов РФ / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Волгоградский гос. ун-т. – М.: Юрайт, 2017. – 147 с.

6. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания: (избранные социально-педагогические очерки). – М.: МПСУ, 2017. – 440 с.

7. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. – М.: Центр " Педагогический поиск", 2000. – 160 с.

8. Щуркова Н. Е., Пвалова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе / под ред. А. А. Рождественской. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр " Педагогический поиск", 2004. – 160 с.

 

 


 

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Знакомясь с технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, студент должен:

Знать:

- теоретические основы, технологию проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ;

- основы и особенности проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики.

Уметь:

- формулировать профессиональные задачи образовательной деятельности; реализовывать образовательные, оздоровительные и коррекционно-развивающие программы в соответствии с особенностями развития обучающихся;

- проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики, вносить коррективы в стратегию.

Владеть:

- вариативными формами, способами, методами и средствами реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

- технологией проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики; способами использования разных ее вариантов.

 

 

Глава 6. Технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

       6. 1. Сущность и назначение технологий воспитания

 

Дискуссии о научной значимости и практической целесообразности введения в педагогику термина «технологии» не утихают до сих пор. Почему стало недостаточно такого набора педагогических понятий, как методы, способы, методики действий, операции, техники, приемы, средства, формы? Изменилась ли сущность педагогического процесса? Стало ли комфортнее ребенку в этом педагогическом процессе? Довольно ли общество получаемыми в педагогике результатами?

Сторонники идеи опираются на то, что педагогические явления стали более насыщенными, системно-сложными, тесно встроенными в другие социальные процессы и настаивают на том, что именно технологии открывают «возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами…, предусматривают достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей»[66]. Усиливает позицию исследователей технологий широкое внедрение в педагогический процесс технических средств обучения, интернета, робототехники, учебных лабораторий и т. п. Технология в данном случае рассматривается как инструментарий организации учебной деятельности. Сам термин в данном его ракурсе естественным образом принимается практиками и активно подкрепляется научными разработками[67].

Не столь однозначно термин «технология» воспринимается учеными и практиками, проповедующими гуманистический подход во взаимоотношениях с детьми. «Воспитательные технологии, – пишет известный современный ученый С. Д. Поляков – позволяют гарантированно (! ) достигать только весьма скромные цели воспитания и этим получать весьма поверхностные результаты»[68]. Осторожность в использовании термина «технологии» высказывают не только педагоги-воспитатели, но и педагоги-учителя.

Вместе с тем, наличие этих двух линий исследования термина «технологии» в педагогической науке и практике не делает их антагонистически противоборствующими. Однако внимательный анализ позволяет сделать вывод о том, что необходимо четко понимать водораздел между ресурсами и рисками использования технологизаторского подхода в работе с детьми.

Теоретическим основанием определения ресурсов и рисков выступает понимание педагогической сущности самой научной дефиниции «технология». Сущность явления, как известно, раскрывается в его понятиях. Обратимся к некоторым из них, чтобы увидеть диапазон научной категории и ее внутреннюю наполняемость.

«Технология, – дает определение один из ведущих исследователей данной категории в педагогике Г. К. Селевко – представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы»[69]. Следовательно, технология – это способ решения проблемы. Пожалуй, это можно отнести к существенным ресурсам организации педагогического процесса.

Технология, по мнению С. Д. Полякова – это «алгоритмизированные способы действий воспитателя, задающие определенные качества деятельности школьников (например, творческий характер, соревновательность, наличие социально-полезного продукта), а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность и т. д. )»[70]. Ресурс данного определения заключается в том, что технология может поменять ситуацию, задать вектор отношений и взаимодействия, обеспечить позитивную активность ребенка.

«Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса» – утверждают авторы учебника по педагогике под редакцией А. П. Тряпициной[71]. Следовательно, технология – это способ удерживания, не разрушения целостности педагогического процесса, что, несомненно, выступает педагогическим ресурсом.

Пожалуй, остановимся на этих трех определениях, раскрывающих и широту, и глубину понимания педагогической сущности категории «технология».

Диапазон можно обозначить двумя точками: «целостный процесс» – «конкретная ситуация». Наряду с обозначенными выше ресурсами, в широте диапазона заложены и определенные риски. По нашему мнению, к рискам можно отнести смешение концептуальных понятий педагогики. В педагогике с данной позиции все можно назвать технологией. Это, кстати, и происходит во многих зарубежных и некоторых отечественных источниках. Так, педагогический процесс, имеющий свои глубинные закономерности развития, сужается до понятия технология. Используются выражения «Технология обучения», «Технология семейного воспитания», «Технология свободного воспитания», «Технология этнопедагогики». Все это приводит к тому, что исчезает пластичность, ситуативность, в конце концов искусство педагогической деятельности. Организация процесса становится важнее ребенка. Всякая педагогическая деятельность, с нашей точки зрения, не может быть сведена к технологии. Потребность в технологизации может возникать при определенных условиях, в определённых ситуациях, при решении определенных педагогических задач, при разрешении «заторов» личностного развития ребенка. Можно сказать, что технология – это специфическое средство актуализации педагогического процесса, средство смены ритмов его организации, экстрагирования значимости педагогического явления для решения личностных или социальных проблем, средство удерживания в поле педагогического внимания ситуацию с ребенком. Технология – важная, но не определяющая часть педагогического процесса.

Глубина технологизации педагогических процессов тоже имеет свои ресурсы и риски. Начальной ее точкой можно назвать технологию формирования социального опыта и адекватного поведения. Поэтому такие технологии, как технологии стимулирования активности, технологии командообразования, лидерства, безопасного поведения и т. п. не вызывают сомнения и хорошо известны в педагогической теории и практике. Это устоявшийся в педагогике ресурс. Сложнее говорить о целесообразности технологизации эмоционального состояния ребенка. Надо ли со всеми смеяться, когда тебе хочется плакать? Вот и уходят дети из казалось бы во благо ребенка организованного эмоционального комфорта в свое одиночество. А уж когда педагогическая технология не совпадает с ценностями, установками, потребностями ребенка, ее эффект достигает обратного результата.

Следовательно, стандартизация, алгоритмизированность действий нуждается в ограничении глубины ее использования. Технология нужна, чтобы проросли зачатки действий и отношений самого ребенка, а дальше нужно оставить поле для самостоятельности ребенка, для его социального творчества, для индивидуального развития, для собственного ценностно-смыслового роста.

Итак, научное понятие «технология» введено в педагогическую науку, прежде всего, для того, чтобы более четко выделить собственно педагогическое в современных сложных социальных явлениях, определить место педагогического процесса в жизнедеятельности человека, показать роль собственно педагогического (целенаправленного и научно обоснованного) влияния на ситуацию развития ребенка. Отсюда широкое понимание педагогической технологии, как технологии удерживания целостности педагогического процесса.

Введение понятия «технология» в педагогический оборот привело к тому, что оно существенным образом реорганизует действие педагога, направляя его усилия на определенные вехи, контрольные точки замедления или роста педагогического процесса. Только такое понимание роли технологий приводит к тому, что быстрее и эффективнее решаются конкретные педагогические задачи, разрешаются сложные (нетрадиционные) ситуации самими детьми.

 Технология воспитания представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий[72]. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность действий:

1. Определение четкой конкретной цели.

2. Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т. е. выбор определенной педагогической концепции.

3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);

4. Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н. Е. Щурковой):

 - культивирования настроения доброжелательности;

- снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

- авансирование доверием (термин А. С. Макаренко), т. е. оглашение его достоинств;

- усиление мотивов деятельности;

- педагогическое внушение;

- педагогическая оценка.

Технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются тем, что они носят коррекционно-развивающий характер. Значительную роль в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья играют технологии арт-терапии.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как освобождение от негативных состояний; снижение нервно – психического напряжения; формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:

- Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

- Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.

- Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.

- Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.

- Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

- Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок).

- Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).

- Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; переноса сказочных смыслов в реальность; активизации ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка; улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на детей с ограниченными возможностями здоровья, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии, вскрывают ресурсы ребенка.

 

6. 2. Технологии командного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В методических пособиях в настоящее время можно найти большое количество технологий, с помощью которых воспитываются личностные качества и способности детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию со сверстниками. Перечислим несколько технологий, чтобы будущие специалисты психолого-педагогического направления могли использовать их для планирования воспитательной деятельности в детских сообществах.

Урок доброты, целью которого является формирование понимания детей с нормативным развитием особенностей жизнедеятельности людей с инвалидностью, в том числе и представления об особенностях жизни своего одноклассника, имеющего проблемы со здоровьем. Данной технологией можно воспользоваться, когда классный руководитель готовит учеников к встрече с одноклассником, имеющим проблемы в здоровье. Основными компонентами технологии выступают: предоставление информации о виде заболевания (просмотр мультфильма «Кастрюлька Анатоля» или видеосюжета документального фильма, выступление врача, взрослого человека с идентичной инвалидностью, тренера спортсмена-паралимпийца); обсуждение чувства сопереживания (выражение чувств к ситуации в виде смайликов, рисунков-эмоций, высказываний суждений, выступление мамы, заполнение цветограммы[73] ); интерактивное упражнение (цель упражнения – дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек (человек без руки или ноги), и понять, что он при этом ощущает. Рекомендуется провести игру два-три раза. Если проводить имитацию один раз, то надо подробно ее обсудить, сделать выводы. Педагог должен следить за безопасностью в классе); мотивирование к взаимодействию (просмотр мультфильма «Про Диму», обсуждение правил взаимодействия с одноклассником, разработка этического кодекса класса); игра на знакомство (на этом этапе технологии происходит представление ребенка классу, игра на знакомство, посвящение в ученики класса, определение места за партой).

Имитационная игра «Градостроительное бюро» демонстрирует детям, с какими трудностями может встретиться в окружающей среде ребенок с ограниченными возможностями здоровья и как ему можно помочь осваивать окружающий мир. Алгоритм действий в данной технологии: создание команд градостроительного бюро (городская архитектура, школьный проект, детская площадка во дворе, спортивная площадка); определение препятствий (визуализация городского квартала, дороги от дома к школе, школьного здания, детской площадки во дворе); презентация проекта; разработка предупреждающих и запрещающих знаков. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть членами жюри.

Игра по станциям «Без барьерная среда» предполагает знакомство со способами помощи одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья при передвижении и объяснения, почему нельзя пользоваться здоровым детям приспособлениями, предназначенными в школе для особых детей. Если такая игра проводится на пришкольном участке, то важно сначала провести тренировочные упражнения в спортивном зале школы. Сначала тренируются только здоровые дети. В качестве тренировочный упражнений можно использовать: построение за 10 секунд по росту, если у вас завязаны глаза; бег в паре со спутанными ногами; застегивание пуговицы на рубашке, когда на руках варежка; представление имени мамы, когда у вас полный рот суфле). Затем можно предложить несколько упражнений, когда в команду включаются дети с ограничениями по здоровью: змейка для команды с колясочником с условием, что руки, положенные друг к другу на плечи, не разомкнуться; слепой поводырь; я тебе доверяю; пойми меня. Название станций можно связать с видом ограничений и обозначить специальными знаками: белая трость, кнопка вызова, значок на телефоне с альтернативной речью, рука помощи. Первое задание – определить вид ограничения. Кольцовка двух команд – сильные стороны человека с ограничениями. В игре по станциям командам предлагается найти карточки, как правильно говорить (немой или с нарушением речи; глухой или не слышащий). Команда получает задание творчески подойти к предложению помощи человеку с ограничениями и как можно тактичнее оказать ее своему однокласснику. Если игра по станциям будет проходит в здании школы, то задание командам будет даваться таким образом, чтобы они всегда делились на две подгруппы: помощник другу с инвалидностью проходит маршрут одним путем (например, пользуясь лифтом), а все остальные члены группы достигают конечной точки, не занимая специальные приспособления. В заключении обсуждаются те интересные способы преодоления препятствий, которые были придуманы во время игры.

Дискуссия «Неограниченные возможности» направлена на преодоление предрассудков о бесполезности людей с инвалидностью, на понимание того, какие ресурсы есть у одноклассников с ограниченными возможностями здоровья в получении профессии, участии в спортивных и творческих мероприятиях, а также на формирование умения тактично общаться со сверстниками. Начать дискуссию можно с игры «Верю – не верю», когда нужно аргументировать свою позицию в утверждениях: Невидящие люди могут работать на компьютере. Человек с инвалидностью был в космосе. Человек с инвалидностью может быть президентом. Не слышащие люди могут танцевать. Человек с инвалидностью может быть знаменитым художником, ученым, артистом. Ребята с инвалидностью могут быть хорошими друзьями. Следующее задание: Игра-соревнование «Биржа труда». За 3 минуты в каждой группе предлагается написать как можно больше какими видов деятельности, которыми могут заниматься люди, передвигающиеся на инвалидной коляске; незрячий человек, не слышащий человек, человек без рук, человек без ног. Завершить дискуссию можно разработкой этического кодекса класса.

Урок адаптивной физической культуры может провести ученик с ограничениями по здоровью, демонстрируя свои спортивные достижения и показывая силу характера паралимпийцев. Класс в этом уроке принимает активное участие, пытаясь выполнить спортивные упражнения по конкретному виду адаптивной физической культуре. Сначала на экране спортзала демонстрируется фильм или презентация о видах адаптивной физической культуре, представляется история паралимпийских соревнований, проходит встреча с чемпионом-паралимпийцем. Затем ребенок с ограничениями проводит инклюзивную разминку, серию эстафет (с завязанными глазами, попаданием в баскетбольное кольцо из сидячего положения, игра в волейбол с привязанной одной рукой, вход в футбольные ворота, держась командой за вытянутые руки, забить мяч в лунку с завязанными глазами, пользуясь подсказками партнёра, проехать на велосипеде с ведром на голове с подсказкой ведущего). Заканчивается урок показательным спортивным выступлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы дети с ограничениями по здоровью не боялись пользоваться общественным транспортом, можно провести конкурс на самое большое количество проездных билетов, которые ученики собрали за время зимних каникул. Такие же конкурсы можно объявить и на театральные билеты, на билеты в кино или на концерты.

Конкурс блогеров «Улыбнись другу», заданием которого является запись видеоролика из жизни класса, показывающего доброжелательное отношение сверстников к детям с инвалидностью. Условием выступает непостановочность кадров, хотя принимаются видеоролики с интервью и решением кейсов. Обсудить профессиональные и этические достижения можно при проведении мастер-классов блогеров, имеющих наибольшее количество подписчиков.

Если в школе есть своя студия телевидения или редколлегия журнала, то можно дать задание детям с ограниченными возможностями здоровья сделать фильм-поздравление с победой одноклассников в олимпиаде или с днем рождения. Обучающиеся с ограничениями будут учиться выходить в эфир, будут преодолевать страх перед своим телом, будут находить наиболее удачный ракурс телеведущего. Кроме того, они получат азы профессии журналиста или телеоператора.

Интересными будут фестивали любителей животных, когда нужно рассказать о своем питомце и показать результаты дрессуры: разница между нормативно развивающимися и больными детьми в этом случае стирается полностью. Для кого-то важным окажется фестиваль домашних цветов или дефиле дизайна одежды.

Мастер-классы – это тоже площадка объединения детей с разными возможностями здоровья. Их можно устроить в канун Дня матери, чтобы смастерить поделки для своих мам. Частью поделок можно поделиться с друзьями, что тоже сплотит класс и покажет значимость умений делать что-то своими руками. Можно на мастер-класс пригласить родителей, чтобы они продемонстрировали интерес всей семьи к увлечению ребенка.

Можно в школе устраивать вернисажи, выставки фотографий выставки поделок, чтобы познакомить учеников с достижениями сверстников в дополнительном образовании. Умению работать в команде учат спектакли, в которых играют роли дети с ограниченными возможностями здоровья. Не следует забывать о технических достижениях детей с ограниченными возможностями здоровья. Вклад в общие успехи класса и школы – это чрезвычайно важно для воспитания чувства принадлежности, нужности, повышения самооценки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...