Глава 2. Подходы к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в цифровой среде
2. 1. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования Цифровизация образования и переход на дистантное обучение во время пандемии коронавируса обострили еще одну проблему – воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационных компьютерных технологий. Так же как никто не утверждает, что все школьное образование следует перевести на дистант, так никто и не собирается отказываться от воспитания в процессе организации живого межличностного взаимодействия воспитателя и воспитанника, построения отношений в реальных условиях жизнедеятельности ребенка. Инклюзия и означает воспитание посредством подлинно существующих социальных контактов и социальных отношений между сверстниками с разными социальными статусами, между ребенком с ограниченными возможностями и учителями, другими взрослыми людьми. Воспитание, как мы сегодня выражаемся, в офлайн и создает ту самую живую среду, которая формирует личность, направляет развитие характера, социальных способностей и общих социальных умений. Вместе с тем, все увереннее звучит и другое мнение: не только о возможности воспитания посредством информационно-коммуникационных технологий, но и о вреде отказа от самой этой возможности[35]. Отказываясь от использования возможностей современных технических средств в воспитании, мы просто закрываем детям с ограниченными возможностями здоровья активно действующий в современном мире канал общения между детьми. По данным «Лаборатории Касперского» современные дети обращаются в социальных сетях прежде всего именно к теме общения. До 73% детей и подростков преимущественно посещают социальные сети, видеохостинги и мессенжеры, где можно общаться, делиться фотографиями, знакомиться с другими людьми, выражать свое отношение к тем или иным событиям. Второе место занимают сайты, где можно скачать или послушать музыку; на третьем месте стоят компьютерные игры; наконец, небольшой процент приходится на посещение интернет-магазинов, сайтов, где встречается опасная для детей информация[36]. Существуют интернет-ресурсы напрямую посвященные людям с ограниченными возможностями здоровья. 53% пользователей сетей проводят в них около 4 часов в день[37].
Как видно из результатов анализа, дети уже крепко привязаны к отношениям, развивающимся в социальных сетях. Игнорирование данного условия только ослабляет педагогический ресурс воспитания. К сожалению, нам не встретились исследования об особенностях поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных сетях. Однако опыт работы с детьми в инклюзивном образовании показывает, что, как и в реальной жизнедеятельности, в сети интернет они стараются быть незамеченными, отходят в сторону (не засвечиваются на фото) при массовом скоплении народа, прячут свои внешне выраженные физиологические особенности. Они не выставляют свои фотографии и, как следствие, не имеют поддержки от сверстников в виде лайков. Они следят за другими людьми и отношениями в социальных сетях как бы издалека. В контексте методологии инклюзии такое поведение детей в информационно-коммуникативном пространстве можно охарактеризовать как самоизоляцию. Возникает противоречие между реализацией идей инклюзии в реальной жизни и эксклюзии в социальных сетях. В данном случае речь не идет об учебном процессе или об использовании гаджетов с целью просмотра фильмов или интернет-игр. Речь идет о социальных контактах и развитии социальных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся детей. И те, и другие дети уже в интернете. Педагогическая задача заключается в том, чтобы наладить общие контакты и помогать их поддерживать на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
Первыми в онлайн-формате с детьми с ограниченными возможностями здоровья стали работать психологи. Во время пандемии они начали проводить с помощью социальных сетей индивидуальные консультации, психологические тренинги, коррекционные или логопедические занятия, проводили беседы о путях и способах снижения эмоционального напряжения и стресса. Естественно, каждая такая личная встреча, пусть и через экран монитора, выполняла воспитательную функцию. Однако психологи преимущественно решали свои собственные профессиональные задачи. Более определенно воспитание проявилось в интернет-пространстве, когда к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья присоединились педагоги дополнительного образования. Организуя свои предметные занятия, они включали детей с ограниченными возможностями здоровья в групповые занятия и групповое взаимодействие. На экране дети видели не только педагога, но и своих сверстников, выполняли с ними одинаковые задания, отслеживали эмоции других детей, учились выражать свои эмоции, всматриваясь в экран, как в зеркало. То обстоятельство, что в экране не так заметны ограничения по здоровью, позволяло детям вступать в отношения более спокойно и открыто. Педагогическая поддержка повышала самооценку, а домашние задания, которые надо было выполнить в группе, стимулировали межличностное общение детей между встречами под руководством педагога. Отношения и социальные связи в интрент-пространстве становились целенаправленными и содержательно обеспеченными. Большую роль в организации воспитания в интернет-среде сыграли педагоги не открывшихся в летнюю компанию 2020 года детских оздоровительных лагерей. По данным крупнейшего интернет-каталога детских лагерей «INCAMP» более 150 организаций детского отдыха, после введения ограничительных мер, провели онлайн-смены[38]. В интернет-пространство была перенесена досуговая деятельность, обладающая мощным воспитательным потенциалом[39]. Доступными формами работы оказались традиционные беседы, дискуссии, диспуты, обсуждение кино и спектаклей, сказки на ночь, песни под гитару, вечерние огоньки. Дети и подростки получили возможность поговорить со сверстниками о себе, о жизни, о добре и зле. «Эти встречи в ZOOM доказали, что лучше работать, видя лишь лица ребят через экран монитора и меть при этом возможность проектировать мировоззрение воспитанников, чем предоставить их самим себе и позволить бесконтрольно проводить время в сети»[40]. Очень выгодно на этом фоне выглядят те педагоги, которые отслеживают тренды в области медиатехнологий и пытаются использовать принцип «присоединяйся и веди». Педагог должен уметь создавать в сети такие условия, которые помогают активным интернет-пользователям ориентироваться в ценностях современного мира, выстаивать свою жизненную траекторию, находить позитивные референтные группы.
Классные руководители и школьные социальные педагоги тоже могут использовать интернет-пространство с целью организации воспитания. Особенно важно такую работу проводить, если при выходе на офлайн-обучение дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают оставаться в самоизоляции. Можно подключить домашний компьютер ребенка к камере, установленной в классе, чтобы на перемене одноклассники передали слова приветствия и дружеские пожелания. Можно предложить на перемене сыграть вместе с одноклассниками в подвижные игры и через ватцап переслать свои фото в группу класса. Можно рассказать одноклассникам о своей жизни посредством снятого видео на ютюб-канале. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья таким образом будет включен в жизнь класса под руководством педагога. Вообще группа класса в социальной сети может стать дополнительным воспитательным пространством, которое создает и регулирует педагог-воспитатель. В группе педагог может выкладывать интересные факты и события, вокруг которых можно развернуть дискуссию, может рекламировать книги и кинофильмы, писать подкасты, объявлять конкурсы видеосюжетов и видеопоздравлений ко дню рождения или праздникам.
Интернет-среду можно использовать и при организации удаленного доступа к художественным фильмам. Предварительный просмотр рекомендованного фильма оставляет больше времени на обсуждение в офлайн-формате. Онлайн можно предложить подросткам написать эссе по итогам просмотра, взять интервью у родителей, с которыми вместе смотрели кино, снять рекламу фильма. Можно устроить онлайн-встречи с детьми, имеющими ограничения по здоровью, для которых фильм открыл новые горизонты развития. Предлагаем обратить внимание на такие художественные фильмы, как «Временные трудности», «Звездочки на небе», «Форрест Гамп», «Все еще Элис», «Адам», «Тэмпл Грандин», «Танцующая в темноте». Важным направлением воспитания посредством интернет-коммуникации может стать организованная педагогом оценки конкурса фото и видеоработ учащихся класса. С целью создания условий для публикации в сети своих фотографий у детей с ограниченными возможностями здоровья можно вначале провести мастер-класс по созданию черно-белых фоновых снимков. Воспитательного эффекта можно достичь, если предложить нестандартные темы для конкурса: «Веселье: вид изнутри», «Счастье: групповые этюды», «Я расту: взгляд со стороны». Итак, коммуникативные технологии в сети интернет позволяют удерживать влияние на детей и вне очных встреч, позволяют значительно повысить качество воспитательного процесса в образовательной организации.
2. 2. Механизмы включения общественности в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – еще одна проблема, которая существенным образом влияет на характер воспитания. Можно выделить, по крайней мере, пять основных этапов, которые показывают, как меняется отношение общества к данной категории населения и какое влияние эти процессы оказывают на цели и содержания воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Первый этап имеет достаточно долгий период: от первобытнообщинного строя до 4 в. нашей эры. В связи с низкой экономической эффективностью данной категории населения ее воспринимали как обузу, как никчёмных, ненужных людей, как нечто угрожающее жизнедеятельности остального сообщества. Отсюда и безучастное отношение к этим людям; общественно признанное право оставить этих людей без внимания и заботы; изгнание их из сообщества и прямое насилие, вплоть до лишения жизни. Происходило обесценивание человеческой жизни «лишнего», «ненужного», «бесполезного» члена человеческого рода. Поэтому с полным правом можно назвать этот этап социальным инфантицидом.
Инфантицидом (infanticide) называют умерщвление детей по экономическим, религиозным, политическим или социальным причинам. Мы же этим термином хотим обозначить отношение общества к особой группе населения, жизнь которого была настолько обесценена, что с ними расставались без всякого эмоционального и нравственного переживания. На Западе такое состояние дел продолжалось еще в течение трех столетий после принятия христианства. Только укрепившись и получив широкое распространение, христиане утверждают законы, запрещающие убийство любого живого существа, посланного на землю Богом. С принятием Правил поместного Собора Сардийского в 347 году под защиту церкви и церковного сообщества принимаются сироты, вдовы, больные, заблудшие и страждущие. Церковь берет на себя заботу о воспитании и обучении этих детей. Впервые возникает идея инклюзии, но инклюзии чисто религиозного характера. В России первые попытки государственного противодействия практикам детоубийства относятся к 1649 году, когда было принято «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича. Вопрос о сохранении жизни другим уязвимым слоям населения решался еще позже – при Петре I, Елизавете и Екатерине II. Мы отставали от европейских идей более, чем на полтора тысячелетия. Несмотря на временные границы, и в Европе, и в России процесс двигался в сторону признания обществом тезиса о защите права уязвимых категорий населения на жизнь. Как только эти люди попадали под покровительство церкви и им сохраняли жизнь, на повестку дня становился вопрос – что с ними делать. По крайней мере, надо было научить общество их видеть, замечать и спасать. Проблема инклюзии в особых религиозных учреждениях объективно возникала перед западной цивилизацией. Первичная теория инклюзии была проста – призрение данной категории населения, т. е. предоставление ей крыши над головой и обеспечение пищей и минимальным уходом в сообществах монахов и церковнослужителей. Постепенно субъектами исполнения инклюзивных действий становились как служители церкви, так и простые прихожане. Результатом стало увеличение количества людей, живущих с особенностями развития и социального статуса, где-то поблизости от обычных людей. Так постепенно человеческое сообщество переходило на второй этап, длившийся вплоть до конца XVIII века. Ведущей его особенностью стало признание права на жизнь данной категории населения, но обособление его от основной массы народа. Их собирали в монастырях, создавали специализированные учреждения, «закрывали» в смирительных, организовывали заведения разряда «на особом положении». Их продолжали сторониться и даже боялись, что нахождение рядом с ними может нанести урон жизни обычного человека. Прекрасно данный стиль отношения общества к людям с ограничениями в здоровье и уязвимой социальной жизнью показан в величайшем произведении Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Будет справедливым назвать этот этап инклюзивно-сегрегационным. Сегрегация (позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения. В основе выработанной в этот период религиозной модели лежит представление об инвалиде или заблудшем человеке как о существе, несущим определенное наказание за чьи-то грехи. Соответственно в общественном сознании он представляется человеком опасным. Общество по христианским соображениям должно было его изгнать, отдалить от себя. Отсюда и теоретическая парадигма – обучение с целью восстановления способности к жизни в отделенной от общества замкнутой (зачастую однородной) группе. Обучение осуществлялось за счет включения этих людей в трудовую деятельность. В России хорошо зарекомендовал себя опыт создания так называемых инвалидных рот, где бывших военных использовали на посильных работах. Их учили выживать, приспосабливаться жить со своими недостатками, достигать максимального уровня самообслуживания. И они действительно учились, определенным образом развивались и все больше стремились в то пространство, которое человечеством было определено как наиболее пригодное. Общество постепенно вынуждено было открывать им дверь в свое привилегированное пространство. В начале XIX века наступил тритий этап, характеризующийся жизнью рядом. Пусть инвалиды и другие уязвимые категории населения оставались с низкой социальной статусностью, занимали непрестижные должности на рынке труда, подвергались унижениям и обдавались презрением, они были включены в единое человеческое сообщество. Следовательно, необходимо было учиться взаимодействовать. Конечно, на правилах «нормального» сообщества. Отсюда и возникает идея приближения поведения людей с ограничениями к норме здорового и социально благополучного человека. В нашей интерпретации этап получает название «коррекционный». Сразу появляются теории, ставящие своей целью адаптировать инвалидов и другой особый контингент к общепринятым нормам. Детей с особенностями начинают готовить к жизни, но коррекционными школами пока от этой жизни их сильно отделяют. Несмотря на ограниченность данных теоретических посылов, они сыграли огромную положительную роль в жизни всего человечества и на воспитание, в частности. Общество сначала было вынуждено устанавливать с ними контакты и отношения, а потом само стало придумывать новые способы развития этих отношений. Как мы уже отмечали раньше, коррекционные концепции открыли дорогу развитию школ для детей с особенностями в развитии, стали основой для создания системы социальной защиты, развития здравоохранения. Ломался стереотип несамостоятельности и нетрудоспособности. Но совместную (инклюзивную) жизнь допускали только после выхода из школы, так как считали, что дети пока не живут, а только готовятся к жизни. В настоящее время становится понятно, что принятая тогда закономерность, строящаяся на тезисе: чем выше готовность, приобретенная в сегрегации, тем успешнее последующая инклюзия, начинает терпеть фиаско. На переход к четвертому этапу на рубеже XIX и XX столетия существенно повлияли события Первой мировой войны. Молодые военные инвалиды во весь голос заявили о своих правах ни на жизнь рядом, а на продолжение жизни вместе. Начинается этап инклюзии, т. е. включения в единое сообщество людей с особенностями. Теории отношения к людям с ограничениями в здоровье начинают строиться на идеях равных прав при неравных возможностях. После Второй мировой войны возникают концепции нормализации (Бенгтон Нирье, Ф. Л. Ратнер) и независимой жизни (Гербен Делонг). Теория независимой жизни предполагает организацию такого сообщества людей с особенностями в развитии, которое выстраивает жизнь и отношения с окружающим миром в соответствии со спецификой ограничения. Независимая жизнь – создание специализированных конгломераций, где люди с ограничениями живут и действуют во взаимодействии с волонтерами. Хорошо известны специально созданные общины детей с аутичными расстройствами или общины людей, имеющих синдром Дауна. Они ставят своей целью образование собственных способов поведения и оригинальных способов взаимодействия с окружающими. Это очень важная цель – научить человека (желательно с раннего детского возраста) с особенностями свои особенности знать и использовать в жизни. Теории нормализации строится на идее «дополнительности», т. е. создании дополнительных, в том числе и технических, средств, позволяющих человеку с ограничениями действовать на равных с другими детьми в открытом социуме. В результате происходит существенный скачок в разрушении изоляции, у людей с особенностями расширяются возможности самостоятельного ведения естественной повседневной жизни, появляется право на самоопределение. В настоящее время разворачивается пятый этап новых взаимоотношений общества и уязвимой части населения, в том числе и людей с глубокими нарушениями здоровья. Его начало связывается с принятием в 2000 году Пекинской декларации прав инвалидов в новом тысячелетии. Цель данного этапа – включить людей с особенностями развития в принятие решений. На передний план выдвигаются такие теоретические концепции, как психосоциальная, социокультурная и человеческого разнообразия. Психосоциальная концепция направлена на расширение понятия нормы и снятия стигматизационных ярлыков. Социокультурные концепции базируются на развитии права данной категории населения иметь свои установки и образ жизни, которые являются объективной и неотъемлемой частью современной культуры. Теория человеческого разнообразия, как видно из названия, предполагает снятие оценочных суждений в отношении тела человека и его внешних характеристик. Все эти научные конструкты направлены на то, чтобы не просто включить одну категорию населения в сообщество другой, а чтобы выработать общие, взаимообогащающие принципы совместной жизни. Вместе с тем, необходимо постоянно поддерживать или формировать интерес общества к инклюзии и практике инклюзивного образования. С этой целью полезно обращаться к разнообразным механизмам удерживания общественности, в том числе и родителей, в поле инклюзии. Механизм как педагогическая категория – это система подвижно соединяющихся событий, организуемых педагогом, посредством которых совершаются действия субъектов педагогического взаимодействия (в нашем случае родителей). Целью использования термина «механизм» в педагогической практике является экстрагирование (вытягивание), удерживание и стимулирование определенного вида деятельности. Механизм выполняет функцию «запуска» процесса, является движущей силой начала действия или деятельности. Механизм включения родителей в практику инклюзивного образования – это порядок и последовательность действий, направленных на привлечение родителей к частному опыту жизнедеятельности конкретной инклюзивной образовательной организации. В отличие от процессов формирования инклюзивного сознания и инклюзивной культуры, процесс включения в практику означает участие общественности в деятельности, совместное выполнение действий, сотрудничество, сочувственное отношение к деятельности инклюзивной образовательной организации. Целью организации соучастия общественности в воспитательном процессе выступает концентрация, степень насыщенности, густоты самой идеи инклюзии в наше стране и в конкретной школе. Следовательно, в практику инклюзивного воспитания приглашаются те общественники и родители, которые разделяют общие идеи инклюзии, а не просто передают своих детей на руки педагогов школы. Однако следует четко определять место общественников и родителей в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. С нашей точки зрения, приглашая общественность принять участие в практике инклюзивного образования, необходимо удержать за родителями родительскую позицию, не возлагая на них часть педагогических, в том числе и воспитательных функций, осуществляемых образовательной организацией. Родители ребенка с особыми возможностями здоровья должны восприниматься педагогами школ так же, как и родители любых других детей, а именно на уровне партнерства для всей школы или класса, а не отдельно взятого ребенка и искусственно выделяемых сфер жизнедеятельности учащихся. Выделим некоторые педагогические механизмы, позволяющие включить общественность и родителей в воспитательный процесс образовательной организации: 1. Формирования интереса к опыту воспитания детей в современных условиях. Интерес – это особое внимание, положительно окрашенные эмоции по отношению к чему-то важному, значительному, полезному. Интерес является побудительным мотивом активности личности. Формируя интерес общественности к практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, можно добиться понимания их роли в распространении идей инклюзии и совершенствовании практики инклюзивного образования. Привлечь особое внимание родителей к практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья можно с помощью следующих специально организованных педагогических действий: формирования эмоционального переживания, позволяющего выразить беспокойство, озабоченность, напряженность, волнение, сочувствие, стремление к действию(просмотр и обсуждение кинофильмов, представляющих обобщенный художественный образ инклюзивного образования; организация дискуссий на основе документальных лент; привлечение к участию в акциях и массовых мероприятиях инклюзивного характера; посещение ознакомительных уроков в инклюзивной школе; решение кейсов; создание статей с откликами на происходящие инклюзивные события); формирование эмоционального отклика, обеспечивающего настойчивость, усердие, сознательность (разработка и реализация социальных проектов; инициирование социальных инициатив; участие в индивидуальной волонтерской деятельности; использование инклюзивного пространства города для своего ребенка); создание условий для проявления волевого усилия общественников и родителей (заключение договоров о сотрудничестве со службами сопровождения; участие в тренингах и обучающих семинарах; создание групп самопомощи; участие в деятельности общественных организаций и клубов для родителей; участие в жизнедеятельности конкретной инклюзивной школы). 2. Наращивания и распространения доверия к практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте социальной инклюзии. Доверие – это вид установки, особое, ценностное отношение к инклюзивному образованию в целом и конкретной образовательной организации в частности; «бессрочный символический кредит с негарантированной возможностью его погашения в неопределенном будущем»[41]. Взращивание такого уровня доверия общественников возможно только в том случае, если их переводить с позиции оценки полезности на позицию ценности инклюзивной практики воспитания. В качестве событий формирования доверия следует назвать: публичные обсуждения представлений об образовательной организации, осуществляемых инклюзию в конкретный период времени (общественные слушания на уровне строительных проектов; стратегические сессии развития школы; социологические опросы; разработка изменений в Устав и правила жизнедеятельности школы; участие в работе комиссий по распределению материальных средств для инклюзии и т. п. ); представление и защита интересов инклюзивной практики в государственных и общественных институтах (выступление в средствах массовой информации; участие в работе представительных органов; создание банка данных позитивных кейсов; организация групп интернет общения; разработка социальной рекламы; создание и реализация социальных проектов); согласование принципов и правил взаимодействия с образовательной организацией (разработка кодексов взаимодействия родителей и педагогов; оформление правил соблюдения принципов добропорядочности и позитивности; участие в практике сопереживания и поддержки; накопление опыта авансирования доверием). 3. Осознание индивидуальной ценности включенного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включение ценности воспитательной практики на основе инклюзии в иерархию личных ценностей родителей. Механизм перехода к ценностному восприятию практики воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья может быть обеспечен посредством: научения общественников и родителей видеть, вычленять и выделять продуктивные способы организации воспитания для изменения способов взаимодействия с собственным ребенком (заполнение родительского дневника; участия в обсуждении передового педагогического опыта; создания групп помощи самопомощи; участия в организации внеурочного взаимодействия детей инклюзивного класса; использования элементов универсального дизайна в организации бытового пространства ребенка); формирования адекватной оценки отдельных прецедентов опыта воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (отстаивание своего понимания ситуации в открытой студии; продвижение нового бренда; выступление с частной инициативой; создание инициативных групп; пропаганда прецедента в педагогических кругах); обмена продуктивными практиками между волонтерами-общественниками и родителями (проведение мастер-классов, организация взаимопосещений инклюзивных мероприятий родителями разных школ; организация выставок достижений учащихся инклюзивных школ; создание традиций инклюзивного образования; проведение отчетных мероприятий и фестивалей); разделения ответственности за пропаганду идей инклюзивного образования (участие в национальных форумах, научно-практических конференциях, разработка законодательных инициатив; знакомство с отечественным и зарубежным опытом; публичные выступления перед общественностью). Таким образом, вовлечение общественности в практику воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в практику инклюзивного образования имеет своей целью поддержку нового культурного явления в нашей стране – ценностного отношения к ребенку, его правам и возможностям на основе принципов доверия, гуманности и нравственности. Защищая и отстаивая интересы особых детей, общество продвигается к признанию ценности и равенства по отношению ко всему детскому сообществу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|