Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5.  Воспитание в дополнительном инклюзивном образовании




5. 1. Ресурсы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании

 

Актуальность внедрения инклюзии в дополнительном образовании определяется принципиальными изменениями педагогической действительности. В качестве первопричины выступает признание права каждого ребенка, в том числе и с нарушениями в развитии, на образование. Термины «необучаемый», «неразвиваемый» ребенок в юридической практике и психолого-педагогической науке признаются неправомерными. Такая категория детства просто нуждается в особом подходе к обучению, воспитанию и развитию. Дополнительное образование по закону является местом, где процесс образования детей с особенностями в развитии осуществляется без отметок, добровольно и по желанию самого ребенка, где общение и взаимодействие построено на неформальных отношениях. Все это, несомненно, является ресурсом обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Наконец, отметим, что инклюзия начинается в «головах» детей и взрослых, в отношении к самой идеи общего взаимодействия, в осознании важности совместной деятельности и созависимости в выполнении общих задач. Думается, что именно дополнительное образование может наиболее полно обеспечить это осознание в современном мире, так как детей в дополнительном образовании объединяет общий интерес и право двигаться в его развитии своими, особыми темпами. Это и есть идеальная платформа образовательного взаимодействия и сотрудничества относительно здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье; идеальная платформа принятия педагогом права ребенка реализовывать свои способности на индивидуально возможном уровне; идеальная платформа индивидуального вклада каждого в общий корпоративный результат; совершенная платформа межличностного и делового взаимодействия и общения детей, независимо от состояний их здоровья.

Следовательно, дополнительному образованию можно отвести роль проводника и пропагандиста образовательной инклюзии, экспериментальной площадки воспитания в инклюзивных детских сообществах. Как проводник идеи инклюзии, дополнительное образование может показать и доказать ее принципиальную возможность. Эта возможность вытекает из сущности самого дополнительного образования, а именно свободы выбора образовательной программы и отсутствия жестких критериев перехода от одной ступени образования к другой. Как пропагандист идеи инклюзии, дополнительное образование может стать стимулом, платформой развития инклюзивного образования в школе. Как платформа организации воспитания в инклюзивных детских сообществах, дополнительное образование может предложить инновационные способы формирования социальных качеств и опыта социального взаимодействия.

Существенную роль инклюзивное дополнительное образование имеет в расширении возможностей воспитания.

Прежде всего следует признать, что в основе понимания сущности дополнительного образования лежат специально, целенаправленно созданные педагогические условия для развития ребенка, для его поступательных позитивных изменений. Для воспитания детей с особыми возможностями здоровья этот постулат также является приоритетным. Образование, как мы хорошо знаем из произведений Л. С. Выготского, ведет за собой развитие[62]. Оно является неотъемлемым правом ребенка и должно реализовываться обязательно. А вот степень развития в дополнительном образовании может диагностироваться на таких специфических показателях, которые охватывают не только (и не столько) интеллектуальные или физические изменения, сколько изменения в восприятии окружающего мира, эмоциональных переживаний социальных отношений, обогащения опыта социального взаимодействия. Процесс воспитания при этом становится тем «социально-педагогическим бульоном», в котором и могут проявляться эти показатели развития ребенка.

Кроме того, воспитание в дополнительном образовании связано не столько с всеобщими знаниями, основанными на устоявшемся опыте человечества, сколько со знаниями, направляющими ребенка в будущее. Цель воспитания в системе дополнительного образования – это попытка заглянуть в свой образ во взрослой жизни, смоделировать его и апробировать свои новые возможности. Следуя логике Л. С. Выготского, можно сказать, что воспитание в дополнительном образовании ведет за собой социальное развитие ребенка. Данный теоретический постулат действительно делает воспитание в инклюзивном дополнительном образовании системообразующим элементом. Ресурсом общего развития ребенка, имеющего ограничения по здоровью, выступает укрепление социального благополучия, повышение самооценки ребенка, стремление к активности, проявление социальных инициатив, обретение друзей и начальная профессиональная ориентация. Дополнительное образование раскрывает горизонты ребенка, имеющего ограничения в здоровье и указывает ему путь развития.

Вместе с тем, модели воспитания в дополнительном образовании для детей с ограниченными возможностями тоже могут иметь разную теоретическую основу. Одна из таких моделей может базироваться на теории нормализации, т. е. организации внутри системы дополнительного образования специализированных образовательных структур для детей с ограниченными возможностями[63]. Это могут быть студии, объединения, кружки для детей с одинаковой категорией заболевания: например, танцевальное объединение для не слышащих детей, исследовательский центр для незрячих или спортивная секция для маломобильных детей. Тогда в дополнительном образовании используются специфические технические средства, позволяющие приблизить особого ребенка к участию в так называемой стандартизации (стериотипизации) деятельности, а в воспитательном процессе – обучение нетрадиционным способам организации взаимодействия и общения.

Теория независимой жизни направляет воспитание в дополнительном образовании на обучение детей с ограничениями к жизни без постоянной помощи и поддержки взрослых или специалистов[64]. Это такое образование, которое позволяет приобретать полезные навыки самостоятельности в быту и организации своей жизнедеятельности. Примером таких дополнительных образовательных программ могут служить студии ручного творчества, психолого-педагогические объединения и клубы взаимопомощи. Ресурс воспитания в данной парадигме тесным образом связан с формированием воли, характера, самостоятельноти.

Несомненно, такие модели организации воспитания в дополнительном образовании жизнеспособны и очень важны. Они ставят своей целью образование у детей с ограниченными возможностями здоровья собственных способов поведения и выработку оригинальных способов взаимодействия с окружающим миром. Они учат ребенка знать свои особенности и использовать это знание в жизни. Однако теоретической основой организации такого дополнительного образования остается сегрегационный подход, т. е. выделение этой категории детства в особую и обособленную группу. Этого явно недостаточно для современного мира детства. Детей с раннего возраста необходимо учить налаживать коммуникации, отношения и взаимодействия в условиях, когда каждый использует свои, пусть и специфические, способы социальной жизни. Их нужно не разделять, а объединять для поиска способов сосуществования и содействия. Причем, не просто в нахождении способов приспособления, а именно нахождении способов совместной, единонацеленной деятельности.

Такой подход хорошо просматривается в теории инклюзии дополнительного образования, т. е. включении детей с особенностями в развитии в единое образовательное пространство с детьми, имеющими относительную норму в здоровье. Инклюзия в дополнительном образовании характеризуется еще одним ресурсом – включением детей с ограниченными возможностями здоровья в естественное детское сообщество.

Инклюзия в образовании – совместное обучение детей с разыми уровнями образовательных потребностей, но с общей целью образовательного развития. Суть этого подхода заключается в том, что ребенок развивается относительно самого себя, а не по сравнению с другими. Образование происходит в совместной деятельности и обеспечивает понимание как здоровыми, так и больными детьми особых способов получения информации, ее обработки и использования в социальной жизни. Важно при этом понимать, что здоровых детей в образовательном сообществе должно быть больше, чтобы не было соблазна действовать более привычными способами (что часто наблюдается у детей с особенностями в развитии в знакомых и привычных ситуациях). Помним, что современное образование нацеливает на будущее, на инновационные способы жизни. Кстати, дети с ограничениями эти способы могут предложить и здоровым сверстникам. Например, хорошо известно, что способы рисования у незрячих детей формируют особые интеллектуальные способности, которые легко могут быть использованы в любой другой интеллектуальной деятельности.

Итак, инклюзивная образовательная модель дополнительного образования – это единое образовательное сообщество детей с относительной нормой и с особенностями в развитии. Главное, что дети с особенностями получают дополнительное образование в объединениях и секциям совместно с относительно здоровыми детьми, но пользуются разными способами познания окружающего мира и разными способами установления контактов и отношений.

Дело в том, что в дополнительном образовании дети с особыми потребностями имеют полное право действовать в таком темпе, как им удобно, так как занятия не предполагают строгого ГОСТа, перевода из класса в класс и сдачи экзаменов. Центр тяжести переводится в совместное, интересующее всех детей, действие. Предмет дополнительного образования делает их единомышленниками, а, следовательно, обеспечивает осознание важности совместных целей, планов, действий, отношений, смыслов. Инклюзия сразу меняет вектор движения процесса развития: от прагматически-механистического к ценностно-смысловому. Это позволяет в качестве критерия результативности процесса образования видеть не только знания, умения и навыки, но и изменения в установках, мотивах, потребностях.

Итак, на дополнительное образование возлагается не только надежда родителей и их особых детей на признание равных прав развития и образования, но и надежда педагогов на отработку инновационных методов инклюзивного образования. Уверены, что эта надежда будет педагогами дополнительного образования окрыляться и укрепляться.

 

5. 6. Инклюзивная модель современного детского оздоровительного лагеря

В настоящее время совершается активная модернизация всех сфер образования. Это обусловлено переменами к требованиям человека, который будет жить и действовать в эпоху новой научной реальности, обновленных социальных отношений и незнакомых способов взаимодействия. Детский оздоровительный лагерь должен занять в этом процессе определенную и весьма заметную роль, чтобы остаться востребованным обществом и государством.

Сделать это можно только в том случае, если процессы преобразования в лагере будут соответствовать новым реалиям и вносить свой, особый вклад в развитие и воспитание детей. Одним из направлений таких преобразований может быть разработка и внедрение разнообразных моделей организации детского лагеря.

Модель – это теоретический образ, представляющий целостную картину методологических оснований, теоретических постулатов и критериально-результативных показателей того или иного педагогического явления[65]. Структура модели помогает выявить взаимосвязь отдельных элементов педагогического процесса, определить последовательность педагогических действий, объяснить содержание и методы воспитательной работы с детьми.

Одной из современных моделей организации детского оздоровительного лагеря является инклюзивная.

Проблема заключается в том, чтобы на методологическом и теоретическом уровне сделать наиболее адекватный выбор модели включения детей с особыми образовательными потребностями в сообщество детского лагеря.

Прежде всего следует признать, что в основе понимания сущности детского лагеря лежит идея образования, т. е. создания специальных, целенаправленных педагогических условий для развития ребенка, для его поступательных позитивных изменений. Учитывая, что детский лагерь действует в основном в каникулярное время, это образование связано не столько с всеобщими знаниями, основанными на устоявшемся опыте человечества, сколько со знаниями, направляющими ребенка в будущее. Образование в лагере – это попытка заглянуть в свой образ во взрослой жизни, смоделировать его и апробировать свои новые возможности. Следуя логике Л. С. Выготского, можно сказать, что образование в лагере ведет за собой программу дальнейшего развития ребенка в общеобразовательном пространстве, в дополнительном образовании или в семейном воспитании.

Данный теоретический постулат лежит в основе перехода детских лагерей в систему дополнительного образования, что закрепляется в деятельности таких общероссийских детских центров, как «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и нового образовательного центра «Сириус». Он же может стать методологической основой включения в детское лагерное сообщество детей с особыми образовательными потребностями. Как только акцент делается на отдых и оздоровление детей с особыми потребностями, лагерь превращается в санаторий, а развитие вновь отбрасывается на уровень «необучаемости». Конечно, никто и не отказывается от отдыха и лечения детей в лагере, но приоритет остается за развитием, что, в конечном итоге, обеспечивает и прогресс в лечении и оздоровлении.

Особенно ярко данные изменения видны в условиях дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря, где начинают действовать еще, по крайней мере, два дополнительных фактора: интенсивность и кратковременность. Интенсивность позволяет ребенку с особенностями «подняться выше» своего уровня, успеть сделать то, что не успевается в повседневности. Интенсивность деятельности и общения стимулирует ребенка взглянуть на себя по-другому. Кроме того, он что-то успевает сделать на ресурсах всего объединения.

Кратковременность позволяет все время «быть на высоте». Ребенок не успевает устать, старается актуализировать ресурсы, так как знает, что занятие в дополнительном образовании длится недолго. Он не боится пробовать, так как в ситуации пробы находятся все; он не боится быть другим, так как никто не знает, какой он в повседневности.

Итак, инклюзивный лагерь – это единое образовательное сообщество детей с относительной нормой и с особенностями в развитии. Это может быть и специализированная смена по интересам (любители путешествий, робототехники, творческие или исследовательские мастерские), и лагерь с постоянной программой (Компьютерия, робинзонада и т. п. ), и лагерь с выбором видов деятельности. Главное, что дети с особенностями живут и действуют в общих отрядах, но пользуются разными способами познания окружающего мира и разными способами установления контактов и отношений.

Если в школе и дома ребенка с особыми потребностями оценивают по делам, то в лагере и в дополнительном образовании – по отношениям. Социальная сущность ребенка становится важнее его деятельностных способностей. Мыслящий становится интереснее знающего, внимательный – важнее помогающего, дружба и товарищество явно перевешивают прагматический вклад в общее дело. Воспитание в инклюзивном лагере приобретает социальный смысл как для самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для всех других детей.

Необходимо только понимать, что такому воспитанию потребуется ясное и последовательное педагогическое сопровождение.

На первом этапе, который можно назвать «контактно-установочный», происходит установление эмоциональной связи, первичных, поисковых форм общения. Исследователи форм контактного взаимодействия (М. Раттер, Л. Б. Филонов, И. В. Хромова и др. ); отмечают следующие его признаки: согласованность в действиях; «прилаживание», «притирание» продвижение к согласию; совпадение в стремлениях, созвучие. Взаимодействие контактного типа усиливает интенсивность положительных эмоций, создает положительный духовный фон процесса реабилитации.

Второй этап - диагностический, заставляет обратить внимание на социальные качества воспитанников детского оздоровительного лагеря, их желания и готовности действовать в ситуации инклюзии; на готовность и понимание сущности инклюзии со стороны всех других участников воспитательного процесса в детского лагере.

Информационно-просветительский, третий этап, предлагает передачу в процессе воспитания широкого круга научных данных и практических подходов с целью выбора линии поведения в ходе инклюзивного взаимодействия. Необходимо помнить главный девиз: ««не могу одним способом, но смогу другими». Педагог помогает найти этот другой способ.

Консультативно-проектировочный этап, этап, на котором происходит уточнение ранее принятых воспитанниками решений, поиск наиболее оптимальных средств общения и взаимодействия, определение возможных путей достижения цели, проектирование индивидуальной стратегии действий, консультирование с узкими специалистами.

Пятый этап – формирующий. Это этап, на котором протекает процесс усвоения упорядоченного положительного опыта, освоение навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Рефлективный этап – осознание самого себя в системе социальных отношений, самооценка социальных качеств и социальной компетенции, умения видеть и понимать других людей. На этом этапе осуществляются работы по самопроектированию, профессиональному самоопределению и личностному росту.

Буферный (сопровождающий), промежуточный этап между специально созданными условиями воспитания в детском оздоровительном лагере и бытовой жизнедеятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья. Для дополнительного образования или лагеря – это создание творческих групп по интересам, поддержка через социальные сети, образование групп самопомощи.

Итак, в качестве ведущего педагогического средства, обеспечивающего актуализацию внутренних возможностей воспитанников в ситуации инклюзии, с нашей точки зрения, выступает синхронный процесс экстрагирования (вытягивания скрытых возможностей) и взбадривания физических, духовных, психических, социальных и других сил детей с ограниченными возможностями здоровья для решения необходимых и назревших задач. В процессе экстрагирования делается все необходимое, чтобы побуждать, стимулировать, ориентировать подростка на поиск своих внутренних позитивных возможностей. Но самое главное при всем этом – возбуждать активность ребенка, связанную с этими новыми возможностями, и приводить его к осознанию необходимости этих новшеств для его собственного развития. Подчеркнем важность мысли о синхронности педагогических процессов экстрагирования и побуждения. Экстрагирование педагогическими средствами скрытых возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья образует плацдарм для его актуализации, а побуждение – призыв к активным действиям на новом плацдарме. Воспитание в данном случае и обеспечивает доверие воспитанников детского оздоровительного лагеря к своим действиям, обогащенных новыми качествами.

Непременным условием для педагога становится соблюдение установки на внутреннюю, а не на внешнюю активность ребенка в детском оздоровительном лагере. Педагогическая задача заключается и в том, чтобы помочь ребенку сосредоточиться, прежде всего, на своих человеческих ресурсах. Дополнительное образование и детский временный коллектив, как форма дополнительного образования, обладают высоким потенциалом для реализации поставленных задач.

В заключении отметим, что модель инклюзивного лагеря в настоящее время вступает в противоречие с нормативными установками о том, что лагерь имеет право принимать относительно здоровых детей. Поэтому нужны законодательные инициативы, необходим анализ опыта деятельности таких детских лагерей и активное пропагандирование самой идею инклюзивного образования в условиях временного детского коллектива.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...