Глава 7. Технологии индивидуальной воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
7. 1. Мотивационный дневник как технология индивидуальной работы с ребенком, имеющим ограничения по здоровью
Работа в команде сверстников – одна из ведущих компетенций, на развитие которой нацелена воспитательная деятельность с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Попадая в детские ученические сообщества, дети с ограниченными возможностями здоровья получают уникальную возможность обогащения или получения нового опыта организации взаимодействия, нахождения оптимальных способов установления контактов и выбора эффективных средств достижения общих целей. Детский коллектив становится площадкой, где под руководством педагогов у детей с ограниченными возможностями здоровья экспериментируются и оттачиваются командные навыки, создаются условия для развития умений принимать и поддерживать командные решения. Интенсивность общения и насыщенность командной деятельностью в классных и общешкольных сообществах выступают объективными факторами развития коллективистических способностей детей и подростков, а нахождение в сообществе сверстников обеспечивают высокий уровень самостоятельности в процессе решения командных задач[74]. В командной работе дети и подростки учатся договариваться, искать компромиссы, видеть личный вклад в общее дело, находить индивидуальный стиль взаимодействия в сообществе сверстников[75]. Вместе с тем, в детских коллективах всегда есть дети и подростки, которые не могут в полной мере реализоваться в коллективной деятельности. Они стремятся к построению индивидуального маршрута личностных достижений. Особенно ярко подобная тенденция прослеживается в последние годы, когда в обществе накопился значительный опыт индивидуализации образования, опыт достижения школьниками индивидуальных успехов, в том числе и среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если для отработки командных компетенций существует огромный набор технологий (коллективной творческой деятельности, командообразования, решения кейсов, организации тренингов, командных соревнований, квестов, массовых праздников, походов и т. п. ), то технологий организации индивидуальной деятельности гораздо меньше. Конечно, многие образовательные организации работают по программе «Зажги свою звезду», составляют портфолио личностных достижений, учреждают индивидуальные награды или, как скауты, ведут книжки индивидуального роста. Как нетрудно заметить, все эти индивидуальные программы проходят либо на фоне командной деятельности, либо являются составной частью общих событий в школе. Мы же хотим предложить технологию, которая позволит детям с ограниченными возможностями здоровья действовать на индивидуальном уровне. Ребенок не выпадает и не исключается из общего процесса, но его достижения лежат не в плоскости командной деятельности, а в плоскости индивидуальных достижений. Такой технологией является «Мотивационный дневник». В целом можно сказать, что это технология сопровождающей самодеятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Самодеятельность заключается в том, что ребенок выполняет индивидуальные действия, которые не соотнесены и не сопряжены с действиями всего класса. Сопровождение – в том, что все действия обсуждаются с конкретным педагогом. С нашей точки зрения, это может быть как классный руководитель, который по договоренности с ребенком и в общем-то тайно от других детей ведет индивидуальную работу, или педагог-психолог, который может создать небольшую группу для реализации индивидуальных маршрутов действий.
Мотивационный дневник – это технология индивидуальной работы с обучающимися, так как она направлена на межличностное взаимодействие педагога и ребенка. Это методика сопровождающего самовоспитания. Каждый дневник разрабатывается именно для одного человека. Выполняются задания мотивационного дневника тоже одним человеком. Вместе с тем, первичная программа задается педагогом, и педагог поддерживает интерес к выполнению заданий, организует обратную связи и рефлексию. Результативность измеряется приростом личностных качеств или компетенций. Другое дело, что приращенные качества и компетенции могут внести вклад в развитие всего детского коллектива или даже общих идей и ценностей школы. Мотивационный дневник – это технология, так как она имеет обязательные элементы, последовательность, алгоритмизированность и направленность на достижение совершенно определенных результатов[76] Как технология она обладает такими признаками, как повторяемость, переносимость на другие субъекты деятельности и результативность вне времени-пространства действия. Как психолого-педагогическая технология Мотивационный дневник предполагает педагогическую (воспитательную) педагога в отношении обучающихся. Цели и содержание мотивационного дневника определяются с точки зрения педагогической целесообразности и направлены на воспитание личностных качеств детей и подростков. В ней не используются материальные стимулы мотивирования. Дневником эта технология называется потому, что разрабатывается на определенный промежуток времени. Дневник можно создать на неделю, на выходные дни месяца, на целый месяц и на учебный год. Если создавать дневник на неделю, то задания в нем должны быть написаны на каждый день; в других случаях – только на выходные или с совершенно определенной периодичностью в течение всего учебного года. Гораздо важнее, что этот дневник является мотивационным. Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов[77]. Мотивирование осуществляет педагог по отношению к отдельному ребенку, поэтому обращается к внешним мотивам, т. е. определенным действиям, приводящим к необходимым результатам. Можно создать такой дневник, который ориентирован не на конкретные действия, а на мотивационную структуру личности обучающегося. Подобные мотивировки связаны с усилиями, стараниями, настойчивостью, добросовестностью.
Что индивидуального можно мотивировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Это зависит от воспитательных целей индивидуальной работы. Можно мотивировать, например, тайм-менеджмет свободного времени, родительско-детские отношения, организацию новых контактов с окружающими, выполнение общественных поручений. Мотивировать можно творческую индивидуальность школьников, призывая к участию в творческих конкурсах, к пробе пера или созданию документальных фильмов. Мотивировать можно интерес к творчеству других людей, побуждая посещать театры, выставки, творческие мастерские. Безусловно, ценным будет мотивирование развития волевых качеств, здорового образа жизни, самовоспитания, мотивирование работы над собой, своим характером, социальной компетентностью, эмоциональном интеллекте Как работает сама методика Мотивационного дневника? Покажем это на примере одной недели. Первая, а потом и все последующие страницы Мотивационного дневника условно делятся на 3-4 смысловые части. Вначале указывается день недели и формулируется личное обращение к подростку: сегодня понедельник, а значит, неделя только началась, предлагаем тебе в течение нее выполнять небольшие задания; вторник – упорство демонстрируют те, кто продолжает идти, когда это становится трудным, и кто не сдается, даже когда другие говорят: «Это невозможно», а с какой трудностью хочется справиться тебе; среда – выполняя задания, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат и вскоре ты превзойдешь всех окружающих; четверг – в этот день совет таков: прежде чес лечь спать, запиши интересные события, которые ожидают тебя завтра; пятница – используй силу интеллекта для того, чтобы сосредоточиться на позитиве, подумай, что тебе надо сделать для того, чтобы заинтересовать других в тех видах деятельности, которые любишь ты; суббота – конец недели и ты совсем без сил? Не беда. Заданий осталось немного, и мы с легкостью преодолеем их: ведь впереди выходные; воскресенье – никогда не жалей своих сил, чтобы совершить то, во что веришь.
Обращение подчеркивается крылатой фразой или известным изречением, подчеркивающим ценность выполнения задания: «Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу» (Уинстон Черчилль); «Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах» (Генри Бичер). Привлекательность дневнику добавят красочные рисунки или коллажи, подчеркивающие сущность того или иного обращения-мотиватора. Во второй части листа Мотивационного дневника формулируется конкретное задание. Но делается это так, чтобы обучающийся понимал мотив и смысл действия. Можно начать с очень простого замечания, что в зимнее утро настроение поднимает фруктовый салат с яркими оранжевыми нотками – сделай сюрприз семье – подними настроение на день всем домочадцам (рядом можно поместить рецепт в красочных иллюстрациях). В другие дни можно помещать короткие рассказы из жизни известных людей, подсказывающие стиль действий. Например, воспоминания Алисы Фрейндлих о Ленинградской блокаде можно закончить словами: «Никто детей не просил о помощи – они сами, даже в таком возрасте, понимали, что без взаимопомощи выжить было нельзя. Давай попробуем сегодня тоже помочь кому-нибудь. Иногда достаточно даже доброго слова, чтобы поддержать человека». Рассказ о Нике Вуйчиче можно завершить призывом: «Он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими. Какой трудный опыт для тебя оказался стимулом жизни? О чем бы ты мог поговорить с другими людьми, чтобы поддержать и подбодрить их? ». К осознанию ценности упорства может подтолкнуть история Марии и Пьера Кюри, у которых в 487 случаев потерпел неудачу эксперимент по выделению урана, но они не опустили руки, и сегодня их открытия спасают раковых больных. Можно предложить ребенку поучаствовать в акции «Попробую сделать это еще раз и посмотрю, что из этого получится», а можно просто предложить подумать, как сделать нашу жизнь более насыщенной и интересной или поискать любимое дело. Этим ты выберешь себе мечту, к которой будешь медленно, но верно идти. Третья часть странички мотивационного дневника направлена на получение обратной связи с обучающимся. В целом ее можно обозначить, как размышления о сегодняшнем дне. Она заполняется при ответе на такие вопросы, как: что тебе особенно понравилось сегодня; заметил ли ты, как окружающие отреагировали на твою помощь; заметил ли ты какие-нибудь изменения в себе, своем характере, поведении; кто сегодня порадовал тебя; какие интересные люди повстречались тебе сегодня; преодоление какого препятствия помогло тебе стать старше; что я делаю правильно, и что мне нужно изменить в себе; какие черты характера взрослого человека ты мог проявить в этот день? Третья часть листа дневника – это раздел рефлексии. Можно предложить просто поставить смайлик, показывающий, как себя чувствовал военнослужащий, выполнявший задание, можно предложить закончить предложение: «Я почувствовал себя….. » или выбрать из набора слов (я справился со страхом, во мне ничего не изменилось, я заинтересовался) то, что обозначает состояние человека.
Через несколько недель заполнения мотивационного дневника может появиться и четвертая его часть – самостоятельного планирования и саморефлексии: мои планы на сегодня; какие интересные дела меня ожидают завтра; какие черты характера я стесняюсь проявлять; почему боюсь мечтать; что мне не нравится во взрослой жизни. Какие мотивационные задания можно предложить детям в детском оздоровительном лагере или в период летних каникул? Надеемся, что творчество вожатых нас далеко обойдет. Но вот вариант Дневника на организационный период: в первый же день для детей, которым трудно всегда быть внутри коллективной деятельности, предложите первое индивидуальное задание – сделать оригинальное фото природного явления. Мотиватором может быть рассказ о Пите Экерте, американском фотографе для глянцевых журналов и международных выставок. Он научился фотографировать в полной темноте, так как уже больше двадцати лет слеп. Попросите ребенка сделать двадцать кадров одного и того же явления природы в разное время суток. Пусть он выберет один кадр и сделает из него на компьютере открытку с кратким описанием самого явления. Эту открытку можно отправить родителям через социальную сеть. А вечером подвести итоги – какое открытие можно сделать в привычной нам обстановке? Какие новые чувства появляются в этот момент у человека? На второй день мотивационный образ предложите связать не с природой, а с людьми. Посмотрите вместе с ребенком фрагмент балета. Обсудите, как можно передавать свои эмоции словами, жестами, мимикой и предложите задание из серии «Развитие эмоционального интеллекта». Вполне подойдет задание собрать банк эмоций отряда. Нарисуйте на страничке Мотивационного дневника на этот день смайлики с разными эмоциями и попросите ребенка в одну баночку разместить эмоции, которые он увидел у ребят из своего отряда, а в другую – какие эмоции в течение для испытывал сам. Рефлексивное общение в конце дня поможет ребенку более внимательно относиться к сверстникам и быстрее адаптироваться к лагерю. Третий день организации индивидуального действия можно направить на поиск интересных видов деятельности. Мотиватором может стать притча: В зале ожидания аэропорта долго плакала молодая женщина. Все видели, но никто не знал, что делать. Один парень набрался смелости, подошёл к ней, обнял её, сказал ей что-то утешительное и спросил: — Есть ли что-нибудь, что я мог бы сделать, чтобы помочь вам перестать плакать? — Боюсь, что нет, — ответила женщина, — это аллергия. Но, пожалуйста, продолжайте ваши попытки. Предложите ребенку найти такое дело в лагере, за которое редко кто может взяться. Вечером обсудите, почему так сложно делать то, что не делают другие. Четвертый день посвятите созданию короткометражного фильма о лагере, который можно отправить маме, чтобы она не переживала за вашу жизнь и безопасность. Обсудите обратную связь, полученную от мамы. В следующие дни можно организовать вместе с педагогом встречу солнца или появление первой звезды и загадать желание. Можно предложить написать письмо самому себе, если у ребенка есть своя электронная почта. Вы, конечно, знаете, что на mail. ru есть такая функция – письмо придет вам в тот день, на который вы укажите, например, в день закрытия смены. Можно предложить ребенку выступить по радио лагеря об имениннике их отряда, вести видеоблог, стать волонтером ребенка из младшего отряда и т. д. Как заинтересовать ребенка в выполнении заданий Мотивационного дневника? Сначала можно использовать любую ситуацию, например, каникулы или период подготовки к конкурсу. Можно предложить подростку пройти тест, а потом поработать над совершенствованием своего характера. Первое задание можно дать после тематического классного часа или даже темы урока, после индивидуальной беседы или конфликтной ситуации. Главное, чтобы сам ученик понял, что начинает работать над собой при сопровождении педагога. Получив согласие ребенка, педагог разрабатывает и выдает первую страничку мотивационного дневника. Это обыкновенный лист формата А 4, заполненный на компьютере. Страничку можно расположить на самом видном месте в доме или положить на личный стол подростка. Если подросток увлечен работой в социальных сетях, то мотивационный дневник может быть частью работы в школьном чате. Назовем еще несколько рекомендаций педагогам, которые следует учитывать при использовании Мотивационного дневника: - превратите работу с мотивационным дневником в важное событие ребенка, замечайте даже самые незначительные позитивные перемены, радуйтесь им и подчеркивайте ценность роста позитивных качеств и компетенций; - откажитесь от контроля за выполнением задания, не допускайте внезапных проверок, найдите показатели, демонстрирующие косвенные проявления роста: появление новых желаний, интересов, потребностей; проявление на новом уровне чувств ответственности, сопереживаний, помощи и поддержки; - демонстрируйте по отношению к подростку свои оптимистические ожидания, авансируйте его доверием, не будьте излишне педантичны, признавайте право на ошибку; - слушайте ребенка при анализе выполнения задания заинтересованно и активно; - как можно чаще подбадривайте, ищите вместе с ним выход из ситуации, которая не нравится и самому ребенку, старайтесь сдерживать негативные эмоции, даже если они вполне справедливы: тратьте свою энергию на разрешение проблемы, а не эмоции, учите этому ребенка; - поощряйте нестандартный и индивидуальный стиль взросления ребенка, охраняйте его право на самоуважение; - помните, что мотивационный дневник – это психологическая технология. Она не направлена на точное и безусловное исполнение задания. Она предполагает анализ личностных ресурсов человека. Поэтому центральной частью взаимодействия педагога и ребенка выступает совместная рефлексия, доверительный разговор и откровенные высказывания.
7. 2. Игровые технология воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В воспитательной деятельности в качестве индивидуальной работы с детьми активно используются игровые технологии. В последнее время даже появился термин «геймификация», т. е. использование игровых элементов и приемов, применяемых в неигровых контекстах; создания игр с целью вовлеченности человека в процесс[78]. Игру в данном случае рассматривают как технологию мотивации к деятельности, если мотивация поощрения и наказания не дают результатов[79]. Геймификацию используют там и тогда, где и когда борьба с ленью или низкой производительностью труда происходит за счет расширения креативности и увлеченности игровой ситуацией. Теория игры подсказывает, что увлеченность обеспечивается двуплановостью позиции играющего человека: он в игре одновременно и он (игрок), и не он (исполнитель роли). Д. Б. Эльконин заметил, что при успешном сценарии игры человек успех приписывает себе реальному, а неуспех – «неудачной роли»[80]. Такая двуплановость и позволяет действовать без страха за результат, открывает шлюзы творчества, позволяет принимать нестандартные решения. Позитивным ресурсом выступает возможность смены роли даже в течении одной и той же игры: чем больше ролей исполняет, примиряет на себя игрок, тем больше у него появляется возможностей для открытия собственных возможностей и выбора более оптимального средства самореализации[81]. В определенном смысле игра содержит в себе ресурс самоорганизации, так как в ней всегда присутствуют четко оговоренные правила. Конечно, правила можно и вырабатывать в ходе развертывания игры, что так же делает ее ресурсной для человека и для команды в целом. Наконец, игра воспринимается человеком как удовольствие. Она не направлена на получение конкретного продукта. В ней все как будто происходит незаправду, шутя, ради отдыха и развлечения. Даже когда в игре есть элемент соревнования и разыгрывается награда, то и в данном случае достижение конкретного результата связано не с получением нового продукта, а с характером отношений в команде. Эмоциональный настрой ставится во главу угла игрового действия. Итак, двуплановость, ролевое поведение и правила – вот три кита, на которых держится любая игра, а непроизводительный характер игры делает ее легкой и эмоционально насыщенной. Все эти теоретические закономерности в полной мере характерны и для игр в рабочем процессе. Геймификацию, как мотивационную технологию, впервые стали использовать в бизнесе, управлении персоналом и менеджменте[82]. Игровой контекст при приеме на работу (прохождение квеста), при организации продаж (разыгрывание купонов, получение скидок) или при проведении переговоров (аксессуары принадлежности к определенному статусу) практически всегда обеспечивает более высокую результативность. В настоящее время геймификация широко вошла в практику образования[83], когда получение новых знаний организуется как игра-квест или выполнение домашней работы – как разгадка головоломки. В организации воспитания игра всегда занимала существенную роль. В сюжетно-ролевых играх, которые являются движущей силой развития дошкольников, легче и проще было усваивать правила поведения в обществе, накапливать ценностные ориентиры и обогащать опыт социального взаимодействия. Подростковые игры позволяли примерять на себя роли взрослых людей, помогали выбирать профессию, строить отношения с противоположным полом. Воспитательные игры формировали характер и оттачивали свойства личности, корректировали поведение и развивали силу воли. Конечно, и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья игры играли и продолжают играть важную роль. Вместе с тем, идея геймификации позволяет использовать игру в качестве средства организации реальной жизни ребенка, организации его общения и взаимодействия в быту, в повседневности, в деловых и межличностных отношениях. Так, игра в альтернативную коммуникацию актуализирует устную речь неговорящего ребенка. В образовательной организации, например, стали создаваться ресурсные классы. С одной стороны, это классная комната, в которой ученик с ограниченными возможностями здоровья осваивает учебную программу, с другой – игровая комната, где и парты, и стульчики совсем не похожи на привычную обстановку класса, нет нормативных правил ученического поведения. Писать в ресурсном классе можно не только ручкой и не всегда в тетради, можно устроиться на ковре или забраться на ступеньки. В ресурсном классе можно провести полный учебный день, а можно прийти только на часть урока. Оценки здесь можно получать в виде наклеек, витаминов, рукопожатий. В ресурсном классе много игрушек, позволяющих «руками пощупать» знания, усилить звук или использовать клавиатуру компьютера в системе Брайля. Ресурсный класс наполнен техническими средствам сродни современным техническим игрушкам: приспособлениями для считывания текста учебника для незрячих, шлемами дополненной реальности, компьютерной графикой, демонстрируемой прямо на потолок. Воспитательный потенциал ресурсного класса заключается в организации индивидуального общения педагога и ребенка, когда помимо учебных тем обсуждаются темы воспитательного характера: о добре и зле, взаимопонимании и дружбе, об одиночестве и сопереживании. Технология ресурсного класса формирует у ребенка с ограниченными возможностями здоровья настойчивость, самостоятельность, учит регулировать свои эмоции, развивает познавательный интерес, формирует характер. Сенсорные комнаты, соляные пещеры, костюмерные и комнаты отдыха – это геймификация свободного времени и мест отдыха школьников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая обстановка и оформление интерьеров с помощью игровых элементов позволяет развивать воображение, понимать свое эмоциональное состояние, действовать открыто и безопасно. Регулируется эмоциональное состояние ребенка с ограничениями в комнатах психологической разгрузки средствами музыки, цвета, запахов. Все это оформляется игровыми приемами и игровыми элементами: реквизитом, перчаточными куклами, масками, музыкальными инструментами. Ребенок сам выбирает, нужна ли ему для действия роль или он просто расслабляется после уроков. В соляной пещере можно послушать сказки или выбрать любимую музыку, а можно с помощью педагога разыграть сказочную ситуацию. Лечебная терапия будет сопровождаться воспитательным процессом и отвлечет ребенка от проблем со своим здоровьем. Игровые ситуации с целью воспитания эстетических чувств и этики поведения можно использовать в процессе геймификации работы школьного кафе, библиотеки, музыкального салона. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в кафе могут играть роли менеджеров, официантов, охранников, имиджмейкеров. Даже простой бейдж с названием роли может помочь ребенку найти какие-то особые способы взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками. В отдельные дни в кафе можно устраивать сеансы тишины, когда приглушается свет и посетители одевают повязки на глаза. Незаменимым сотрудником кафе в этот день может стать незрячий ребенок. В библиотеке или в музыкальном салоне можно устроить дни лекотеки и использовать там для установления контактов ростовые куклы. Ростовые куклы помогаю детям с ментальными нарушениями не бояться контактов. Выбор игрушек из собрания лекотеки помогает детям с ограниченными возможностями снять напряжение, дать им время на принятие решений. В школьном бассейне можно разместить шезлонги, поставить столики для подачи свежевыжатых соков, включить музыку, «зажечь» солнце и получить … игровой пляж. В такой обстановке детям с физическими нарушениями будет не так тревожно первый раз искупаться в школьном бассейне. Геймификация спортивных помещений тоже может стать технологией индивидуальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Всем хорошо известна методика веселых стартов, когда игровые элементы спортивных упражнений снимают тревожность неловкости, разрешают действовать необычно, нестандартно, изобретательно. Во многих школах размещаются скалодромы и гимнастические залы, в которых можно разыгрывать спортивные представления, проводить индивидуальные тренировки, танцевальные конкурсы, ритмику, йогу для начинающих. Остановимся еще на одном виде воспитательных игр – настольных. Их можно отнести к индивидуальным технологиям, если проводить в паре с педагогом с целью развития волевых качеств, эмоционального или социального интеллекта. Воспитательный смысл настольных игр заключается формировании ценностных ориентиров детей с ограниченными возможностями здоровья, накопления знаний о социальных отношениях и способах их регулирования. Игровое поле с движением по определенной траектории и с определенными правилами учит детей действовать по очереди, последовательно, в соответствии с выбранной стратегией. В настольной игре ситуации многократно повторяются, позволяя ребенку с ограниченными возможностями здоровья запомнить интересные решения и закрепить привлекательные навыки. По аналогии с игровыми правилами хорошо известной игры «Монополия» на игровом поле можно разместить карточки-ситуации и карточки-подсказки. Вместо пропуска хода можно взять такую карточку для решения. Лучше всего ситуацию взять из жизни конкретного ребенка, но можно использовать и типичные кейсы (папа предлагает пойти на рыбалку, а друзья зовут на футбол; учительница посмотрела на меня строго, а я не понял, почему; мама просит выключить смартфон, когда я прошел только половину игры). Подсказки тоже могут быть типичными: посчитай до десяти, прежде, чем примешь решение; посмотри в зеркало и скажи, какая ты красивая; умой лицо, чтобы снять напряжение. Педагог тоже решает ситуации, обучая способах выхода из конфликта. Игровое поле «Покажи эмоцию»[84] можно расположить на мишени. А вместо кубиков использовать дротики: на поле с каким название эмоции вонзился дротик, ту эмоции и показывает водящий. Посредством такой игры ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится понимать оттенки эмоций, формирует умение регулировать эмоциональное состояние и считывать эмоции других людей В качестве игровой индивидуальной технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать Ресурсную карту. Ватманский лист предлагаем разделить ребенку на четыре части: люди, события, артефакты, места. В помощь ребенку можно дать картинки или фотографии, чтобы в результате получился красочный коллаж. Допустим, в качестве события ребенок выбирает поездку на поезде. Рядом с изображением поезда мы помогаем ему сделать записи, что нового узнаем или какой ресурс раскроем (что в поезде можно провести ночь и не испугаться стука колес; что в другом городе есть такие же названия улиц, что и дома; что, уезжая, человек обязательно возвращается; что в вагоне можно обратиться за помощью к проводнице). Ребенок учиться планировать, понимать ценность события для личностного роста, учится события создавать. С картой необходимо постоянно работать, отмечая успешно используемые ресурсы и обсуждая причины, почему намеченные планы не исполняются в сополном объеме. В этом и состоит суть воспитательной деятельности с ребенком посредством Ресурсной карты. Итак, воспитание индивидуальных качеств личности, воспитание характера, формирование социальных навыков, умений организации общения и взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья требует использование технологий, опосредованно влияющих на ребенка. Игра и геймификация событий, общения и жизни выступают эффективным средством целенаправленной педагогической деятельности особого ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|