Тема № 2. Творчество Н.А. Некрасова. (6 часов)
Лекция №1. Особенности раннего творчества Н.А. Некрасова. (2 часа)
Н.А. Некрасов. А.Я. Панаева. Литературный круг. Цель лекции: показать законы развития творчества молодого Некрасова в сопряжении с его биографией и литературным окружением. Задачи лекции:
1. Ознакомить с фактами жизни молодого Некрасова в Петербурге («петербургские мытарства»). 2. Ознакомить с литературным окружением молодого Некрасова и тематикой его произведений («писал из-за хлеба»). 3. Рассмотреть поэтику сборника «Мечты и звуки». 4. Изучить некрасовские принципы создания беллетристической прозы.
Содержание лекции. Н.А. Некрасов (1821 – 1878) родился в украинском Немирове, детство и отрочество прошло в ярославском Грешневе и Ярославле. Молодой Некрасов приехал в Петербург и после безуспешной попытки поступить в университет начал трудиться на литературном поприще – писал рецензии, повести, фельетоны, стихи и пр. Молодой Некрасов начинал свой творческий путь в эпоху «гонений на стихи», поэтому его первые опыты были ориентированы во многом на западно-европейскую прозу: Ч. Диккенса, Поля де Кока, Жорж Санд, Э. Сю и др. Начинающий писатель также подражал Марлинскому, Полевому, Кукольнику, Тимофееву, что рождало произведения «ультраромантические», «почти банальные», по высказыванию исследователя Г.А. Гуковского. О том, как труден был путь в литературу, сам Некрасов писал следующее: «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот листов печатной работы, принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург». Первый свой поэтический сборник «Мечты и звуки» Некрасов издал в 1840-м г. Сейчас можно говорить о том, что «ультраромантический» и в целом подражательный сборник был важной вехой в литературной жизни писателя. Некрасов из своих ранних стихотворений перенес в зрелую лирику не только сюжетные модели, но и художественные приемы – несовершение действия, отказ от намеченного шага, соотнесение мечтаемого и случившегося.
Молодой Некрасов, входя в «большую» литературу, написал много повестей, рассказов и несколько романов – «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843 – 1848), «Три страны света» (1848), «Тонкий человек, его приключения и наблюдения» (1853 – 1855). Беллетристической прозе Некрасова свойственны занимательность, стремление увлечь читателя, просветить его, утвердить гуманистические идеи, заявленные в литературных произведениях более высокого уровня - классических. Лекция №2. Деятельность Некрасова-издателя; зрелая лирика поэта. (2 часа). Цель лекции: показать роль Некрасова – издателя популярных в России журналов; выявить сущность новаторства некрасовской лирики. Задачи лекции:
1.Ознакомить с деятельностью Некрасова – журналиста и издателя, к которому в 1847г. переходит пушкинский «Современник». 2.Показать новаторство тематики лирики Некрасова. 3. Показать новизну формы поэзии Некрасова.
Содержание лекции. Талант Некрасова – журналиста и организатора-издателя проявился в процессе работы над альманахами «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Затем в 1847г. Некрасов становится редактором и издателем журнала «Современник». С 1868г. Некрасов издает и «Отечественные записки». В периодических изданиях Некрасова печатались Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. В 1856г. выходит поэтический сборник Некрасова, который стал важнейшей вехой в развитии русской лирики. Поэт выпустил в свет совершенно новые по содержанию, да и по звучанию стихи, которые, по точному замечанию Тургенева, «жгутся».
Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», в котором Некрасов развивает тему «назначения поэзии» новаторски: С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Стихотворение построено как диалог между неким поэтом и гражданином, но на самом деле оба указанные начала – две ипостаси личности Некрасова, напряженно размышляющего о своем призвании, о своей ответственности за все написанное, сказанное и сделанное. В некрасовских зрелых стихотворениях, конечно же, можно найти все то, о чем пишет любой крупный поэт: это и лирические зарисовки о любви, о природе, о дружбе. Однако о любви Некрасов сказал так, как до него никто из поэтов не посмел. Достаточно прочитать стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», в котором изображена «падшая» женщина. Но эта же женщина является образом высокой любовной лирики – «Друг беззащитный, больной и бездомный…» – и ее пребывание в нищенских «углах» и род занятий никак не унижает ее (ситуация повторится при изображении такого персонажа, как Соня Мармеладова). Зрелая лирика Некрасова утвердила «законное» пребывание в ней нищего солдата, несущего детский гробик, уличного голодного вора, укравшего калач, женщины, публично наказанной кнутом на петербургской площади. Все эти персонажи не «снижали» звучание стихотворений, а заставляли читателя задуматься о человеческом достоинстве крестьянина, бедного горожанина, «ходоков», ищущих справедливости у «парадного подъезда». Новая тематика стихотворений требовала и новой формы: некрасовская строка удлинилась, часто стали появляться трехсложные размеры, в речь автора вошли слова нелитературного происхождения – просторечия. Ярким примером нового звучания стихотворения, образцом соединения прозаического и поэтического может служить некрасовское «Утро», где заявляет о себе гармония гласных (о – о – о), подчеркивающих неизбывное г о ре, жесткий анжамбаман (перенос со строки на строку) – «выстрел» – превращает анапест в дактиль, что подчеркивает трагизм происходящего: Дворник вора колотит – попался! Гонят стадо гусей на убой; Где-то в верхнем эт а же раздался Выстрел – кто-то покончил с собой…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|