Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Жизнь и творчество Н.С. Лескова (6 часов).




Лекция 1. Биография писателя. Начало творческого пути.

Цель лекции: рассмотреть биографию художника, обусловившую природу его дарования.

Задачи лекции:

1. Сопоставить «многообразие» ситуаций в жизни Лескова и многообразие изображенных им событий.

2. Изучить теорию сказа.

3. Рассмотреть художественное своеобразие «Очарованного странника» и «Запечатленного ангела» Н.С. Лескова.

 

Содержание лекции.

Н.С. Лесков (1831 – 1895) родился в небогатой семье, которая не смогла дать будущему писателю «систематического» образования. Отец умер рано, мать не имела возможности платить за детей в училище. С 15 лет Лесков поступает на службу писцом, а затем в уголовную палату (г. Орел). В 1849 г. молодой человек уезжает в Киев. Затем следуют частые поездки по служебной надобности, что позволило увидеть различные регионы России, узнать жизнь различных сословий. В Петербург Лесков переезжает в 1861 г., и в 30 лет начинается его писательская деятельность.

Сын писателя, А. Лесков, так характеризует литературные интересы своего отца и темы его произведений: «О чем только не писал он: о борьбе с народным пьянством, о торговой кабале, о раскольничьих браках, о колонизационном расселении малоземельного крестьянства, о поземельной собственности, о народном хозяйстве, о лесосбережении и о дворянской земельной ссуде, о женской эмансипации, о народной нравственности, о привилегиях, о народном здоровье…».

Как видно, сама жизнь, тревожные и напряженные 1860-е годы подтолкнули Лескова к литературной деятельности.

Для передачи разговорного стиля своих персонажей – как правило, людей из демократических низов, Лесков прибегал к сказовой форме повествования, которая сама по себе является полной и точной характеристикой того или иного героя.

Сказ – это имитация разговорной речи. Эта форма повествования от первого лица активизируется в эпохи социального напряжения. Лесковский сказ, как и все творчество этого писателя, был обусловлен 1861 г. – временем реформ, важнейшей из которых была, конечно, реформа крестьянская. Следующий мощный виток развития сказа – эпоха гражданской войны и предшествующей революции 1917 г. Творчество М. Зощенко, А. Ремизова и многих других русских писателей характеризуется использованием и развитием сказовой манеры.

В 1873 г. Лесков начинает работу над «Черноземным Телемаком» – так первоначально называлась замечательная повесть «Очарованный странник». Это произведение тяготеет к жанру повести: в нем есть начальное «задание», которое получает герой, композиция «Очарованного странника» линейна: все герои находятся в одной плоскости, они либо помогают Ивану Северьянычу Флягину, либо мешают ему, либо принимают непосредственное участие в его действиях. Однако данная повесть отличается от других произведений данного жанра тем, что в ней активную роль играют элементы других жанров: агиографии, былины, жития, авантюрной повести. Такая полижанровая природа расширяет хронотоп данной повести, придает ей глубокое содержание.

Незатейливое, на первый взгляд, повествование Флягина о своей полной приключений жизни становится исповедью русского человека о своих страданиях, духовных поисках, любви.

Одним из выдающихся и интереснейших произведений Лескова является повесть «Запечатленный ангел» (1873), где писатель размышляет о вере в Бога и о том, что за этим кроется. Анализируя и художественно переосмысливая различные вероисповедания (например, староверчество, которым Лесков интересовался, и ортодоксальное христианство), писатель приходит к выводу, что главное – это не соблюдение законов и правил, а искреннее служение человечности и красоте. Замечательная икона, которую попытался испортить корыстный чиновник, стала пробным камнем, проверяющим всех персонажей повести «на прочность» и душевную отзывчивость.

 

Лекция 2. Образ художника в произведениях Н.С. Лескова.

Цель лекции: показать способы построения образов одухотворенных мастерством и творчеством людей.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть образ Левши.

2. Рассмотреть способы построения образа героя повести «Тупейный художник».

Содержание лекции.

В «Левше» Лесков показывает народный характер, раскрывая пред читателем его черты в «словесном фейерверке». Слова-перевертыши (студинг, долбица умножения, буреметр, керамида, двухсестная карета, куцапые пальцы, нимфозория, безрассудок, бюстры, Твердиземное море, Аболон Полведерский) передают стиль народной речи, создают образ народного мышления и народного характера.

За забавными словами-шутками встают нешуточные проблемы – положения талантливого и несчастного русского народа, русской истории. В данном произведении изображены Александр I, Николай I, генерал Платов, говорится о Венском конгрессе, поражении России в Крымской войне, но главный герой – все же тульский оружейник, косой левша. Сила мастерства и искусства поднимает его на небывалую высоту. Патриотизм левши, даже в своем наивном выражении, делает героя трогательным и невероятно сильным одновременно. Левша, олицетворяющий народную стихию во все ее проявлениях (труде, пьянстве, покорности судьбе, покладистости) противопоставлен власти – лицемерной, грубой, равнодушной, хвастливой. За смехом, игрой, шуткой кроется невеселый вывод о незащищенности простого человека, даже если он невероятно талантлив.

В «Тупейном художнике», также написанном в сказовой форме, создается очень яркий и явно любимый Лесковым образ человека из народа, наделенного даром создавать красоту. Главный герой данного произведения обладает способностью любить, защищать свою любовь, но человек в России поставлен в унизительное положение раба, и даже его талант (как и в «Левше») является собственностью помещика, грубого и властного. Характеры героев так же, как и в «Левше», проявляются в их слове – простом, наивном, но очень чистом и искреннем. Персонажи активны, они действуют (бегут, скрываются от погони, защищают друг друга), но над ними довлеет рок, слепая сила (героев разлучают, они гибнут), которая уничтожает их физически, но не морально. И сочувствие мальчика, няня которого прикладывается к «плакону», когда воспоминания особенно сильны, дает автору и читателю надежду на то, что ситуация все же когда-либо изменится к лучшему, и люди не будут так несчастны, как в повести «Тупейный художник».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...