Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №2. Поэтические открытия Ф.И. Тютчева. (2 часа).




Цель лекции: ознакомить с основными образами лирики Тютчева.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть тютчевские категории «хаоса» и «космоса».

2. Объяснить, как в художественном мире поэта представлен образ любви.

3. Изучить, как мотивы одиночества, «слабости», покинутости гармонизируются в поэтической системе Тютчева.

 

Содержание лекции.

Пантеистские воззрения Тютчева («Бог во всем», незавершенность мировых процессов, непознаваемость тайн жизни, надличностные процессы, управляемые «волею богов») рождали в творчестве поэта идеи, воплотившиеся в образы, раскрывающие вечное противоборство двух начал – «хаоса» и «космоса», разрушения и гармонии, бунта и смирения, дьявольского и божественного. Это противоборство можно наблюдать, по Тютчеву, в природе, обществе и душе человека, беззащитного и одинокого перед «мраком», «бездной», «мглой»:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Тютчевский человек страдает и тоскует по гармонии, но он всего лишь «греза природы», песчинка в мировом океане. Однако эта «песчинка» способна мыслить, и мысль тютчевского человека предлагает варианты духовного спасения и сохранения спасительного равенства самому себе. Один из путей обнаруживается в знаменитом стихотворении «Silentium!», где личность сохраняет свой душевный мир, храня молчание, избегая «взрыва» слов: «Лишь жить в себе самом умей…»

Второй путь к «космосу» – выздоровление человека, живущего в век общественных и личных катаклизмов, посредством приобщения к нормам христианского гуманизма:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, –

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

Не менее сложными, трагическими, раскрывающими роковую обреченность личности на потерю самого дорогого, стали тютчевские стихи о любви. Это чувство несет человеку счастье и горе одновременно, обнаруживая, с одной стороны, искренность, духовность и нежность, с другой – эгоизм и жестокость.

Не только творческая, но и реальная биография Тютчева подтверждают «текучесть», диалектическую неоднозначность, невольную жестокость моделей, внутри которых существует любящая личность. Сам поэт неоднократно фиксировал (в письмах, стихах) свойство «переживать» и «забывать» все, что было когда-то самым дорогим и необходимым. Горькие строки, раскрывающие трагедии потерь, образы, тревожнее и трагичнее которых, пожалуй, нет в русской лирике, навеяны личными переживаниями Тютчева: смертью первой жены Элеоноры Петерсон, кончиной Елены Александровны Денисьевой – героини целого цикла стихов о любви, отношениями с «последней» любовью поэта – Еленой Карловной Богдановой.

Тем не менее, любовь в творчестве Тютчева – это надличностная сила, способная (хотя бы на время) вывести личность из состояния одиночества, отчаяния, покинутости и страха.

Тютчев был неутомимым мыслителем, внимательным к процессам, протекавшим в России и за ее рубежами. Его всегда интересовали современные общественные явления и отдаленные исторические события, что отразилось в интереснейших трактатах «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

Мотив трагизма человеческой судьбы, безусловно, всегда присутствовал в поэзии Тютчева, но он находил противовес и гармонизировался в образах природы («Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора – / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера…»), в мыслях о неслучайности и небесполезности человеческого бытия («Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»).

 

 

Тема №5. Русские «второстепенные» поэты.

Лекция №1. Русские «второстепенные поэты».

Цель лекции: ознакомить студентов с творчеством «забытых» и «второстепенных» русских поэтов.

Задачи лекции:

1. Рассказать о творчестве А.Н. Майкова.

2. Ознакомить с лирикой А.К. Толстого. (Рассказать о пародической личности Козьма Прутков).

3. Рассказать о творчестве К.К. Случевского.

4. Ознакомить с творчеством Я. Полонского.

 

Содержание лекции.

Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, в 1840-е гг. имело место «гонение на стихи». В силу входила «натуральная школа», пропагандировавшая принципы аналитической прозы. Необходимо отметить, что один из родоначальников «натуральной школы» – Н.А. Некрасов – сам был выдающимся русским поэтом, и его зрелая лирика начинает заявлять о себе с середины 1850 – х гг. (в 1855г. уже было написано знаменитое стихотворение «В Дороге»).

В это же время сложившимся можно считать творчество А. Фета, Ф. Тютчева, и их поэзия носит иной характер, нежели лирика 1810 – 1830 - х. гг.

Во второй половине XIX в. несмотря на главенство прозы заявляют о себе многие талантливые «второстепенные поэты» ( термин Н.А. Некрасова), о которых и пойдет речь далее. Это талантливый лирик, мастер драматической стихотворной зарисовки И. Никитин, это поэты сатирического (пародийного) и социалььного направления – Н. Добролюбов, В. Курочкин, Д. Минаев. Это Л. Трефолев, создавший замечательные стихи, по стилю ориентированные на фольклор. Это Я. Полонский, А.К. Толстой, Л. Мей, Ап. Григорьев, Н. Щербина, Н. Огарев, К. Случевский, К. Павлова, оставшиеся в отечественной поэзии как яркие, неповторимые, обладающие собственным голосом авторы.

Многие «второстепенные» русские поэты часто обращались к отечественной истории – этому способствовала эпоха великих реформ. Летописи, былины, легенды, легли в основу многих образов, рисующих древнюю и новую Русь.

Лирика, включающая в себя образы истории, старины, героики способствует активизации таких жанров, как поэма, баллада, роман. Этот процесс сближения поэзии и прозы можно наблюдать в 1850-е гг., отмеченные формированием нового психологизма в литературе.

Особую роль в рождении нового эпоса сыграли лирические циклы, например, созданный Н. Некрасовым – «панаевский» – или «утинский», который К. Павлова, помнившая молодого Мицкевича, посвятила Утину.

Остановимся подробнее на творчестве таких русских «второстепенных» поэтов, как Аполлон Майков, Яков Полонский, Алексей Константинович Толстой и Ключевский.

 

 

Ап. Майков (1821 – 1897) родился в Москве, в старинной культурной дворянской семье, где часто на правах друга бывал И.А. Гончаров, отразивший некоторые коллизии этой семьи в романе «Обрыв».

Ранние стихи Майкова отмечены большой любовью к античности – ее гармонии и красоте, недоступной в современной жизни. Эти «антологические» стихи были осмеяны в 1850-е гг. в пародиях Козьмы Пруткова.

В 1842. Майков отправляется в Италию, история и природа которой давно интересовала поэта. Итогом поездки стала книга «Очерки Рима». Среди развалин древнего Рима поэт увидел и современника – нищего старика Джузеппе:

На пышной лестнице старинного собора,

Красиво развалясь на мраморных плитах,

Картинно голову прикрыв лохмотьем старым,

Казалось, он заснул…

По возвращении в Россию Майков интересуется и общественными проблемами, даже посещает «пятницы» Петрашевского, с которым учился в университете. Поэт принимает участие в «Петербургском сборнике» Некрасова, в «Современнике» и «Отечественных записках». В «Петербургском сборнике» была опубликована майковская поэма «Машенька», напоминавшая «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина.

В начале 1850-х гг. Майков сближается с «молодой редакцией» «Москвитянина», что рождает интерес поэта к вопросам русской государственности, истории, ее великого будущего (в чем «москвитянинцы не сомневались»):

… из России ледяной

Еще невиданное выйдет…

В 1858 г. Майков с морской экспедицией отправился в Грецию и Архипелаг на корвете «Баян». После этого вышли стихотворные циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни».

Большое место в творчестве Майкова занимает историческая тема. С особенным сочувствием и интересом поэт писал о таких персонажах русской истории, как Александр Невский, Иван IV, Петр I.

К числу лучших стихотворений Майкова можно отнести исторические баллады, а также стихи о русской природе, многие из которых были положены на музыку выдающимися композиторами. Примером может служить стихотворение «Сенокос»:

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля…

 

 

 

А.К. Толстой (1817 – 1875) – русский «второстепенный» поэт, автор замечательных стихотворений о природе, любви, отечественной истории, а также один из создателей пародийной личности Козьмы Пруткова.

«Всем знавшим его хорошо известно, какая это была душа, честная, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая», – писал о Толстом И.С. Тургенев.

А.К. Толстой был другом детства императора Александра II, участником Крымской кампании. В письме к царю он писал следующее: «Средство служить государю – говорить во что бы то ни стало правду – и это единственная должность для меня». Таким образом Толстой объяснял свое нежелание делать «настоящую» карьеру.

Красота является важнейшей категорией в поэтическом мире Толстого, однако она имела для него не только эстетическое, но и нравственное значение.

В мире толстовской поэзии – будь то баллады или любовная лирика, исторические драмы или его знаменитый роман «Князь Серебряный», шуточные стихи или стихи о природе – преобладает торжественное настроение:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

 

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

 

 

А.К. Толстой очень любил и хорошо знал русскую историю. Большую часть своих баллад писатель посвятил древней «домонгольской» Руси – «нашему европейскому периоду»: князю Владимиру и былинным богатырям.

А.К. Толстой вместе с братьями Жемчужниковыми создал героя – Козьму Пруткова, коему приписывали пародии и афоризмы:

Идут славянофилы и нигилисты –

У тех и других ногти нечисты.

Поэту принадлежат тонкие и в то же время торжественные стихи о любви, некоторые из них положены на музыку:

 

 

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

 

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

 

 

 

 

К.К. Случевский (1837 – 1904) родился в богатой и влиятельной семье сенатора. Следуя семейным традициям, он окончил 1-й Петербургский кадетский корпус и стал служить в Семеновском полку. Прапорщик Случевский никогда не был представителем «золотой молодежи», его никто не мог назвать николаевским «службистом». Напротив, современники, например, литератор П. Анненков, отмечал скромность этого молодого поэта, смущавшегося от похвал корифеев – Тургенева, Ап. Григорьева.

К службе Случевский относился добросовестно, и все предвещало быструю карьеру. Однако в судьбе благополучного молодого человека произошли перемены, которые отчасти позволяют исследователям сравнить Случевского с Лермонтовым.

В жизнь молодого человека вошла литература, и в 1860-м г. его стихи, раскрывающие трагизм «раздвоенности» современной личности, были напечатаны в «Современнике». Стихи поражали «неуклюжестью» формы, небрежностью, за что поэт получил имя «невоспитанный талант». Самые дальновидные читатели - критики (Ап. Григорьев, Тургенев, Некрасов) поняли, что рождается принципиально новая поэзия. Писатель и сам оценивал свои произведения критически, хотя всегда настаивал на правдивости своих образов:

Да, в этих очерках правдивых

Не скрыто мною ничего!

Черты в них – больше некрасивых,

А краски – серых большинство!

Случевский, по словам исследователе, был поэтом «мысли», и эта мысль, созвучная эпохе, не могла быть «гладко причесанной». Сам поэт так определял связь своих «уродливых» стихов и «неправильного» времени:

Переживая злые годы

Всех извращений красоты –

Наш стих, как смысл людской природы,

Обезобразишься и ты…

Неожиданно для многих Случевский осенью 1860-го г. выходит в отставку и уезжает в Европу, где слушает лекции в университетах. Вернулся на родину поэт в 1866 г. и поступил на службу в Главное управление по делам печати – в ту пору не самое демократическое учреждение. Случевский переживает в это время разочарование, которое связывает с эпохой «безвременья», «крушения идеалов». Любимые философы поэта в то время – Шопенгауэр и Гартман – чьи идеи вполне созвучны образам «общее томленье», «безнадежность» и пр.

1880 – 1890-е гг. стали для Случевского временем творческого подъема – одна за другой выходят книги поэта, его стихи вдохновляли не только пародистов, теперь он самый популярный, «своевременный» и современный автор. Действительно, в стихах Случевского нашли свое место образы паровозов, теория Дарвина, геологические термины, злободневные исторические события:

К вокзалу железной дороги

Два поезда сразу идут;

Один – он бежит на чужбину,

Другой же – обратно ведут.

 

В одном по скамьям новобранцы,

Все юный и целый народ;

Другой на кроватях и койках

Калек бледнолицых везет…

Так поэт описывает события, сопутствующие войне на Балканах.

За Случевским закрепилась репутация поэта, творившего «на грани веков» и предчувствовавшего близкую историческую трагедию. Это был художник неровный, порой противоречивый, но неизменно честный, неизменно искренний:

Да! Много сеял я несчастья!

Но я далеко не из тех,

Кто любит зло из любострастья,

В ком воплощен и ходит Грех!

 

 

 

 

Я.П. Полонский (1819 – 1898) в начале своего творчества был замечен Жуковским, а в конце – вдохновлял А. Блока. Полонский – автор поэм, новелл, мемуаров, но в основном он прославился как автор лирических произведений, в которых, по словам Белинского, царствовал «чистый элемент поэзии».

Полонского отличала необычайная творческая отзывчивость и человеческое обаяние, что позволило писателю Д. Григоровичу сказать о нем следующее: «Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете».

На долю Полонского выпало немало испытаний: бедной юности, долгих лет гувернерства в богатых домах.

Первый сборник стихов поэта вышел в 1844 г. и не имел большого успеха, хотя в нем было такое замечательное стихотворение, как «Пришли и стали тени ночи…»:

Пришли и стали тени ночи

На страже у моих дверей!

Смелей глядит мне прямо в очи

Глубокий мрак ее очей…

В дальнейшем успех часто изменял Полонскому, и он нередко подвергался критике (например, Салтыкова-Щедрина), а его стихи «вдохновляли пародистов».

Полонского иногда обвиняли в аполитичности, гражданской незрелости, однако это не так. Для того, чтобы это понять, достаточно прочитать «Узницу»:

Что мне она! – не жена, не любовница,

И не родная мне дочь!

Так отчего ж ее доля проклятая

Спать не дает мне всю ночь!

Личная жизнь Полонского была отмечена невзгодами и тяжкими потерями, например, смертью жены. Лирика поэта отразила все его переживания, и мы можем по искренним и чистым стихам проследить всю его биографию. Об этом сам поэт писал Фету: «…По моим стихам можно проследить всю жизнь мою…».

Для поэзии Полонского характерно соединение привычного, будничного и поэтичного. Подобный синтез можно наблюдать в стихотворении «Колокольчик»:

У меня ли не жизнь!.. Чуть заря на стекле

Начинает лучами с морозом играть,

Самовар мой кипит на дубовом столе,

И трещит моя печь, озаряя в угле,

За цветной занавеской кровать!..

Некоторые стихи Полонского особенно мелодичны, и они стали популярными романсами, например, «Мой костер в тумане светит», «В одной знакомой улице».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...