Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №3. Ролевая лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Н.А. Некрасова. (2 часа).




Цель лекции: показать значение ролевой лирики Некрасова и дать обзор тематики и проблематики некрасовских поэм.

Задачи лекции:

1. Изучить социальные причины активизирования ролевой лирики Некрасова.

2. Рассмотреть хронологию некрасовских поэм.

3. Изучить композицию поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 

Содержание лекции.

 

Предреформенная пореформенная эпохи не могли оставить Некрасова равнодушным к тем процессам, которые протекали в народной среде. Вследствие некрасовской отзывчивости, глубокого проникновения во внутренний мир человека из демократических низов, удивительной способности сострадать лирика поэта стала многоголосой. В стихотворениях «Огородник», «В дороге», «Железная дорога» зазвучали голоса тех, кто до тех пор в лирику не проникал – ямщиков, подрядчиков, «лихих» огородников. Умение Некрасова говорить на языке других людей, перевоплощаться в них, заставить читателя поверить в подлинность слова человека из народа сродни искусству актера. Поэт как бы надевает разные маски, играет различные роли, именно поэтому такая многоголосая лирика называется ролевой.

Кроме интересных повестей, занимательных романов, глубоких новаторских стихотворений Некрасов является автором замечательных поэм, которые можно назвать реакцией художника на яркие события современности.

В 1861г. поэт пишет поэму «Коробейники», которая была посвящена другу Некрасова, костромскому крестьянину Г.Я. Захарову. Само посвящение, образы поэмы, ее народность и подлинность сделали произведение популярным и любимым, неслучайно до сих пор актуальна песня «Коробушка».

В 1863 г. выходит поэма «Мороз, Красный нос», где невеселые, чисто бытовые, часто тяжкие испытания, выпавшие на долю крестьянской семьи, приобретают высокое поэтическое звучание:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Отзывом на события, потрясшие русское общество в 1860-е – 1870-е гг. стали некрасовские поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Указанные произведения содержат поэтическое признание в том глубоком уважении, которое русская интеллигенция питала к декабристам, вернувшимся их Сибири и оставшихся там навеки.

Особое место в некрасовском творчестве занимает поэма, которая, по словам автора, собиралась долгие годы «по словечку» и стала едва ли не главным делом жизни поэта – «Кому на Руси жить хорошо». Сама композиция незаконченной поэмы напоминает построение «романа дороги», герои которого, путешествуя, изучают мир, проявляют интеллектуальную и физическую активность.

Сказочная цель – найти счастливого – оборачивается остросоциальным, психологически насыщенным, драматическим разговором о жизни в пореформенной России. Семеро странников, отправившихся на поиски «счастливого», идут по намеченному пути, посещая «властьимущих» – священника, помещиков. Однако порой их путь направляется в гущу народной жизни – к жнецам, посетителям цветистой ярмарки, к бывшим каторжникам – «народным заступникам». Постоянное движение странников, ищущих счастливого в различных слоях общества, динамика сменяющихся картин народной жизни, сама незаконченность (незамкнутость) поэмы делают это выдающееся произведение настоящим художествееным свидетельством сложности и противоречивости современного социума.

 

Тема №3. Творчество А.А. Фета. (4 часа).

Лекция № 1. Очерк жизни и творчества А.А. Фета. (2 часа).

Цель лекции: ознакомить с вехами биографии поэта, сыгравшими важную роль при формировании «творческого почерка» художника.

Задачи лекции:

1. Осветить важнейшие черты жизни А.А. Фета в сопряжении с его творчеством.

2. Рассмотреть философскую основу лирики Фета, обусловившую появление центральных образов его поэтической системы.

 

Содержание лекции.

А.А. Фет (1820 – 1892) еще до своего рождения был отмечен превратностями судьбы – точнее, ее пристальным и странным вниманием. Отец Афанасия Фета, Афанасий Неофитович Шеншин, давший выдающемуся русскому поэту свое отчество, отцовское внимание и любовь, увез из Германии беременную жену немецкого чиновника Фета. Женщина уже в России разрешилась от бремени мальчиком, но бракосочетание орловского помещика Шеншина и Шарлотты, произошло позднее, что и было обнаружено через 15 лет.

По законам того времени подросток А. Шеншин был признан незаконнорожденным, что лишало его дворянства и нанесло тяжкую психологическую травму. Выдающийся поэт потратил много сил и времени, чтобы вернуть себе фамилию и титул, но вся его земная жизнь протекала между двумя данностями: русской и немецкой, дворянской и чиновничьей, земной (понятной) и достаточно чужой и странной. Сам поэт напишет об этом так:

Я между плачущими Шеншин,

И Фет я только средь поющих…

А. Фет закончил словесное отделение Московского университета и поступил на службу в армию – это был кратчайший путь к утраченному дворянству. Судя по фетовским мемуарам и по воспоминаниям современников, поэт служил старательно, свои обязанности выполнял неукоснительно, при этом продолжал писать свои замечательно тонкие лирические произведения.

В период своей военной службы А. Фет познакомился с дочерью небогатого помещика – Марией Лазич. Однако взаимное чувство не увенчалось счастливым браком – влюбленные решили, что они слишком бедны и расстались. Разлука оказалась слишком тяжким испытанием для девушки, и она, по-видимому, покончила с собой: воспламенилось платье и возлюбленная Фета сгорела. Как видно из стихотворений поэта, пережитое чувство к Марии Лазич было самым сильным любовным потрясением в жизни поэта.

В конце 1870-х гг. Фет, тогда уже рачительный помещик, переводит философский труд А. Шопенгауэра – «Мир как воля и представление». Эта работа, как и другие произведения немецкого философа, окажутся очень близкими русскому поэту. Иррациональность жестокого мира, не ориентированного на отделение добра от зла, устремленность в другой мир, где царствует свобода и воля, поэтическая безумная смелость и оторванность от непреложных каузальных связей – вот те темы и мысли, которые можно вычленить в стихах этого поэта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...