Тема 6. Творчество И.С. Тургенева. 8 часов.
Лекция 1. Биография И.С. Тургенева. Проблематика и поэтика «Записок охотника». Роман «Рудин» – произведение о «лишнем» человеке, сформированном эпохой 1840-х гг. (2 часа). Цель лекции: представить творческий путь И.С. Тургенева (1818 – 1883) – писателя, чутко реагировавшего на общественно-социальные изменения. Задачи лекции: 1. Ознакомить с биографией писателя, показать направления его творческого пути. 2. Показать актуальность проблематики «Записок охотника», указать на сентименталистско-натуралистическую природу очерков. 3. Изучить основные аспекты проблематики и поэтики романа «Рудин».
Содержание лекции. Детские годы писателя прошли в имении Спасское-Лутовиново (Орловской губернии). Тургенев учился в московских домашних пансионах, в 1833 г. поступил на словесное отделение Московского университета. С 1834 г. учится на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Начинал литературный путь как поэт, печатался под фамилией Лутовинов. В 1838 г. едет в Германию продолжать образование. Общается с Н.В. Станкевичем, М.А. Бакуниным. Очевидно, что Тургенев формировался как писатель и общественный деятель в атмосфере напряженных поисков, которые вела русская и западноевропейская интеллигенция 1830 –1860-х гг. Писатель становился свидетелем самых ярких исторических и литературных событий – европейских революций, русских реформ, войн, страстных философских («кружковских») споров, рождения выдающихся произведений отечественной литературы. Тургеневские произведения стали художественным свидетельством эпохи, наполненной богатейшим культурным и общественным содержанием. Нерешительный и в то же время героический Рудин вобрал в себя все важнейшие приметы человека «последекабристской» эпохи, мятежный Базаров показал как напряженно мыслил русский человек рубежа 1850 – 1060-х гг. Инсаров стал эмблемой борьбы многострадального болгарского народа, а герои «Дыма» и «Нови» свидетельствуют о делах и идеях русских эмигрантов и народников.
Тургеневские «странные» повести раскрывают те сферы таинственного и иррационального, что занимало писателя, человека, пытавшегося проникнуть в сферы подсознательного. Так рождаются повести 1870-х – 1880-х гг. «Странная история», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви».
Певица Полина Виардо. С ней Тургенев познакомился в 1843 году. посредником Тургенев был «» между русской и западной культурами. Тесно общался с Г. Флобером, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Поддерживал связи с русскими революционерами за границей (П. Лавровым, Г. Лопатиным). Умер писатель в Буживале (близ Парижа), похоронен в Санкт-Петербурге.
В 1847 г. в литературной жизни России произошло очень важное событие – в журнале «Современник» печатается очерк «Хорь и Калиныч» – так начали издаваться знаменитые «Записки охотника». Цикл очерков объединен образом рассказчика – охотника, изучающего жизнь русского крестьянина. Каждое произведение цикла представляет собой законченное повествование о какой-либо проблеме народной жизни: о злоключениях горничной, о больной крестьянке, о несчастной любви. «Живые мощи», «Ермолай и мельничиха», «Два помещика», «Петр Петрович Каратаев» и другие очерки показывают, как сострадал писатель человеку, каждый день сталкивавшемуся с несправедливостью и беззаконием, связанными с крепостничеством. Можно с уверенностью сказать, что Тургенев своими замечательными очерками укоренял в общественном сознании мысль о невозможности мириться с «узаконенным рабством» – крепостным правом.
Автор «Записок охотника» показал всю красоту и поэтичность национального характера, уникальность таланта русского человека, мифопоэтическую основу народного менталитета. Очерки также содержат сюжетные ситуации, показывающие всю глубину грустного комизма, абсурдности, сопровождающие жизнь современника, несвободного в своем выборе, задавленного внешними обстоятельствами. «Записки охотника» имеют сложный художественный рисунок: с одной стороны, очерки явно ориентированы на поэтику «натуральной школы» с ее фиксацией реалий привычного быта. С другой стороны, во многих очерках ощущается влияние сентименталистской поэтики и идеологии: Тургенев, как и когда-то Карамзин, стремится доказать, что и крестьянки способны «чувствовать». Написав ряд повестей («Муму», «Дневник лишнего человека», «Два приятеля»), Тургенев приступает к созданию романов, и в 1855 г. появляется первое крупное эпическое произведение писателя – «Рудин». В главном герое соединились черты многих современников и близких знакомых автора: М. Бакунина, А. Герцена, Н. Огарева. Некоторые поступки и слова Рудина напоминают и самого Тургенева, поэтому можно говорить об автобиографической природе художественного образа. Как и Тургенев, Рудин учится философии в Германии, посещает кружки, где решаются самые злободневные вопросы современности. Широкая образованность, мощный ум, красноречие героя сочетаются с нерешительностью, неприспособленностью к практике жизни. Особенно ярко последние качества проявились в истории любви Натальи и Рудина, пробудившего чувства девушки, но отступившего перед ее желанием соединить с ним свою судьбу. Рудин стал невеселой исповедью Тургенева, признавшего пороки своего поколения, изобразившего драму «лишних» людей – лишенных того места в обществе и истории, которое они могли бы занимать. Однако показателем признания и уважения, которых был достоин русский человек, сформированный эпохой «безочарования» (по словам Н. Огарева), стал финал романа, где Рудин героически гибнет на баррикадах революционного Парижа (1848 г.). В руках у умирающего героя тупая сабля. Так Тургенев показывает слабые и сильные стороны своего поколения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|