Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8 . Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. (4 часа).




 

Лекция 1. Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина: биография; сатирические произведения («Губернские очерки», «История одного города»).

Цель лекции: ознакомить со значимыми вехами биографии писателя и показать их проекцию на его творчество.

Задачи лекции:

1. Показать связь биографии писателя и его «Губернских очерков».

2. Рассмотреть «Историю одного города» как пародию на труды русских историков, восстановить реальные прототипы политических деятелей, изображенных в произведении.

Содержание лекции.

Выдающийся русский сатирик М.Е. Салтыков (1826 – 1889) свой псевдоним Салтыков-Щедрин взял из собственных очерков – так слились воедино судьба и творчество художника.

Писатель получил образование в Московском дворянском институте, затем в Царскосельском лицее.

В 1844 г. Салтыков – Щедрин поступил на службу в канцелярию военного министерства. Посещал «пятницы» Петрашевского.

В 1847 г. пишет повесть «Противоречия», в 1848 г. – «Запутанное дело». За «вредный образ мыслей» был сослан в Вятку, где жил в течение 8 лет. Впечатления от службы легли в основу его первых очерков. В 1856 – 57 гг. были написаны «Губернские очерки».

После смерти Николая I писатель вернулся в Петербург. В 1862 г. Салтыков-Щедрин сотрудничает с Н. Некрасовым в «Современнике».

Писатель служил в Пензе, Туле, Рязани, где собирал богатейший материал для своих сатирических произведений.

В 1875 – 1876 гг. писатель лечился за границей, где встречался со многими выдающимися русскими писателями.

В 1880-е гг. наблюдается расцвет творчества Салтыкова-Щедрина: пишутся «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонские рассказы», «Сказки».

За несколько дней до кончины писатель начал работу над новым произведением «Забытое слово», где хотел напомнить «пестрым людям» о забытых ими понятиях: «совесть, отечество, человечество…».

Умер писатель в Петербурге.

* * *

О своей службе в Вятке Салтыков-Щедрин писал: «Я видел все безобразие провинциальной жизни…». По возвращении в Петербург под впечатлением пережитого были написаны и опубликованы в «Русском вестнике» «Губернские очерки». Рассказчиком в этом произведении стал «отставной надворный советник» Н. Щедрин, который хочет честно служить «общему делу», «обнаруживать зло, ложь, и пороки».

Цикл очерков, подобно тургеневским «Запискам охотника», представил читателю широкую панораму русской крепостнической России: купцов, «талантливых натур» («лишних людей»), мужиков, проворовавшихся чиновников, жестоких «живоглотов». Образы взяточников, казнокрадов и их жертв были созданы так живо и убедительно, что читатели ни минуты не сомневались в их достоверности.

Однако пафос «тоски сосущей» в цикле очерков гармонизируется образом дороги, которая символизирует ставшую на путь поисков Русь.

* * *

В 1869 – 1870-е гг. Салтыков-Щедрин работает над «Историей одного города», жанр которой писатель определил как «книга», настолько необычным была форма родившегося произведения. Автор создал своеобразную пародию на труды русских историков, прославляющих подвиги отечественных правителей, анализирующих общественно значимые события, происходивших в России.

Салтыков-Щедрин написал сатирическую историю государства Российского, в героях, высмеянных писателем, без труда угадываются Сперанский (Беневоленский), Угрюм-Бурчеев (генерал Аракчеев), Грустилов (император Александр I) и др.

Писатель под определенным углом зрения рассмотрел развитие исторических событий, происходивших в России в XVIII – XIX столетиях: произвол власти, абсурдность общественных устремлений, неразвитость народа.

Градоначальники (Прыщ, Угрюм-Бурчеев, Брудастый) мало напоминают живых людей (показать это писателю удалось с помощью гротеска), они ближе к животным или к механизмам, и самое печальное в данной ситуации состоит в том, что им дано вершить судьбы людей. Салтыков-Щедрин об этом сказал так: «Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей». Очевидно, что подобные персонажи неспособны управлять городом (страной), их действия бессмысленны и, в конечном счете – преступны.

Подобные государственные системы, по мнению писателя, обречены на вымирание, и действительно, появляется некое Оно, прекратившее существование города Глупова.

 

Лекция 2. Проблематика романа-хроники «Господа Головлевы»; жанр сказки в творчестве сатирика.

Цель лекции: показать многожанровость творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, продемонстрировать художественные приемы, позволившие писателю изобразить определенный антиидеал.

Задачи лекции:

1.Рассмотреть историю рода Головлевых как процесс деградации определенных нравов, принципов воспитания, жизненных позиций.

2. Изучить художественные приемы (гротеск, гипербола и др.), позволившие писателю показать в своих сказках широкую панораму русской действительности.

Содержание лекции.

В образах Арины Петровны, ее мужа, детей, внуков писатель показал жизнь и вымирание дворянского рода.

Арина Петровна, «прирастившая» в свое время земли и имения, демонстрирует своей жизнью и смертью порочность и гибельность жестокой властности, неуважения к чувствам и мыслям других людей, бессмысленного накопительства, которое не улучшает жизнь людей, а превращает их в рабов. Писатель показывает, что характер помещицы сформировался неслучайно, он является плодом тех «устоев», которые царили в русском обществе.

В Порфирии Головлеве – Иудушке – порочные общественные и личностные данности, сформированные воспитанием и средой, развились не менее уродливо. За безобидной, на первый взгляд, «словесной паутиной» скрывается жестокая, губящая собственных детей и племянниц лицемерная личность: жизнь вокруг него невозможна. «Страшно с вами!» – говорит Аннинька.

Финал существования Порфирия Головлева ужасен, человеческая природа не выдержала столь изощренных надругательств над собой: «На другой день, рано утром, из деревни, ближайшей к погосту, на котором была схоронена Арина Петровна, прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина».

Сказки Салтыкова-Щедрина – новое и очень значимое явление в развитии жанра литературной сказки. Писатель создал более 30-ти сказок, в которых российская действительность явилась в «зоологическом» виде, что раскрывало общественную позицию автора. «Здравомыслящий» заяц, «меценат» орел, карась-идеалист, щука, вяленая вобла показали ту сторону жизни, которую сатирик считал особенно «патологической». Хищники и их жертвы, звери и птицы населяли мир, полный противоречий и ожесточенной борьбы за существование.

Гротеск (соединение несоединимого в природе) издревле помогал писателям показать свое отношение к тому или иному явлению. Покрывшийся шерстью, отрастивший когти «дикий» помещик (прием соединения черт животного и человека), улетающие роем крестьяне, пытающиеся съесть друг друга генералы, варящий в ладонях уху мужик – все это гротесковые образы, призванные показать уродливые социальные модели.

Само соединение мужика и «коняги» позволило в гротескном виде предельно обобщить образ русского народа, обсуждаемого «пустоплясами» – либералами, якобы сочувствующими простому человеку. Салтыков-Щедрин в каждом слое общества сумел увидеть явления, мешающие гармоническому развитию этого общества и поэтому достойные сатирического осмысления и осмеяния.

Все сказки Салтыкова-Щедрина содержат в себе глубокий общечеловеческий смысл, раскрывают комедию и трагедию современных писателю жизненных явлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...