Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Творчество И.А. Гончарова. (6 часов).




Лекция 1. Биография И.А. Гончарова и его раннее творчество. (2 часа).

Цель лекции: показать, как формировалась личность писателя и как биографические данные сказались на его творчестве.

Задачи лекции:

1. Изучить главные вехи биографии писателя.

2. Рассмотреть основные аспекты проблематики и поэтики романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Содержание лекции.

И.А. Гончаров (1812 – 1891) родился в Симбирске, в богатой купеческой семье. Первые шаги в образовании сделал под руководством Н. Трегубова – отставного моряка, помещика. По воспоминаниям самого писателя, впечатления от морских рассказов, услышанных в детстве, отозвались в знаменитых очерках «Фрегат «Паллада»».

В 1822 – 1830-ом гг. будущий писатель учится в Московском коммерческом училище, пребывание в котором оставило тягостные воспоминания.

В 1831 г. И.А. Гончаров поступает на словесный факультет Московского государственного университета. Туда однажды приехал Пушкин, о встрече с которым Гончаров с волнением вспоминал всю жизнь.

В конце 1830-х гг. Гончаров печатает романтические стихи и первые повести. Весной 1846 г. происходит знакомство с Белинским, оказавшим большое влияние на дальнейшее творчество писателя. В 1847 г. пишется роман «Обыкновенная история», где заметны следы поэтики «натуральной школы».

Осенью 1852 г. писатель в качестве секретаря начальника экспедиции отправляется в Японию на русском военном корабле «Паллада». Путешествие длилось более 2-х лет, Гончаров посетил Англию, Южную Африку, Китай, и в 1855 г. состоялось возвращение в Петербург. Итогом странствий явился замечательный цикл очерков «Фрегат «Паллада»».

Далее И.А. Гончаров продолжает службу в качестве цензора, способствует изданию «Записок охотника» И.С. Тургенева, а так же «Тысячи душ» А.Ф. Писемского.

В 1859 г. пишется самое значительное произведение Гончарова «Обломов», которое является сложным художественным синтезом автобиографических (в тесном дружеском кругу писателя называли «маркиз де Лень») и социокультурных наблюдений.

В 1868 г. Гончаров пишет роман «Обрыв». В 1870-е гг. писатель выступает как талантливый критик-аналитик (создается известная статья «Мильон терзаний»).

Умирает писатель в Петербурге.

 

Лекция 2. Путешествие И.А. Гончарова и его литературные «последствия»«Фрегат «Паллада»»; возвращение ко «Сну Обломова»: создание романа-идиллии «Обломов». (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть гончаровскую концепцию «свое – чужое»; как она реализуется в цикле очерков и в романе.

Задачи лекции:

1. Изучить принципы создания циклов очерков «Фрегат «Паллада»».

2. Показать реализацию концепции «свое – чужое» в очерках.

3. Рассмотреть «Сон Обломова» как структуро- и смыслообразующий центр романа.

4. Выяснить позицию автора в романе «Обломов».

 

Содержание лекции.

В 1852 г. Гончаров, приверженец «оседлой» жизни, не охотник до путешествий, вдруг, к удивлению своих друзей и знакомых и неожиданно для самого себя, отправляется в кругосветное морское путешествие. На Гончарова была возложена миссия секретаря адмирала Е.В. Путятина, который, в свою очередь, с дипломатической миссией направлялся в Японию – в то время страну малоразвитую, не поддерживающую отношений со своими дальними и ближними соседями – Россией и Соединенными Штатами Америки.

Решение оторваться от привычной жизни стоило писателю многих физических тягот – несколько раз Гончаров был готов прервать плавание и на «попутном» корабле вернуться в Петербург, где его, как и Обломова, ждал уютный халат, мягкий диван. Однако «маркиз де Лень», преодолевая в своей натуре «обломовщину», все же выдержал не один опасный шторм, превозмог холод, болезни и выполнил возложенную на него миссию.

Поражает удивительные точность, пунктуальность, добросовестность, с которыми писатель вел свои дневники, которые впоследствии стали интереснейшим циклом очерков.

Всякий цикл имеет свой смысловой и структурный центр, который превращает разрозненные «картины» в единый сюжет. Таким центром является, на наш взгляд, антиномия «свое - чужое», которая вовсе не делит действительность на «плохие» и «хорошие» стороны, а дает возможность автору показать жизнь объективно.

Первая страна, которую посетил отправившийся в плавание корабль, была Англия – страна с мощно развитой промышленностью и, безусловно «чужая» для патриархальной России, да и для самого Гончарова. Англия уже использовала паровой двигатель, и это, безусловно, хорошо, но как быть с романтикой парусника, который делал профессию моряка невероятно трудной, нов той же мере и привлекательной? Житель туманного Альбиона, четкий, европейски подтянутый, конечно же, «правильный», но он «чужой» для всего русского, хотя и отсталого, бедного, во многом непривлекательного.

Автор уже созданного «Сна Обломова» порой заворожено следит за дивными (хотя и чужими) восходами и закатами, диковинными птицами, рыбами и зверями, но ему часто вспоминается скромная, «обломовская» природа.

Порой «чужое» и «свое» интерферируют друг с другом – у папуасов проявляются черты, свойственные и русскому крестьянину, а японцы иногда так же невоспитанны и дики, как и некоторые отечественные мастеровые и барыни – и в этих случаях читатель понимает, что как ни долго плывет корабль, как ни опасно и длинно путешествие, но жизнь (по большому счету) везде одинакова.

Особо нужно отметить гончаровский юмор, которым украшены объемные очерки. Рассказывая о тяготах сухопутного переезда через суровую Сибирь в Петербург (обратный путь), автор очень колко и точно шутит по поводу сомнительной чистоты постоялых дворов, особенностей русских дорог и пр.

Очерки написаны необыкновенно интересно, со свойственной Гончарову обстоятельностью, уважением к слову, вниманием к оттенкам эпитетов и богатству сравнений. В итоге читатель ощущает вкус и запах экзотических фруктов (например, бананов), видит опасных морских рыб, страдает вместе с путешественником от сибирских морозов и радуется, что автор все же вовремя приобрел «медвежьи панталоны».

Мы читаем очерки с тем же удовольствием, с каким Гончаров их писал, недаром он всю свою жизнь с удовольствием рассказывал о своем почти сказочном путешествии по океану.

Еще в 1849 г. Гончаров издал «Сон Обломова», который станет композиционным центром самого главного для писателя произведения. Закончив «Фрегат…», автор принимается за давно задуманный роман, заканчивает его и в 1859 г. публикует. Роман вызвал огромное число критических отзывов, что свидетельствует о его глубине и актуальности. Надо отметить, что и в наши дни появляются новые варианты интерпретации этого выдающегося произведения, содержащего не только национальные, но и общечеловеческие модели жизни.

В описании Обломовки, обломовцев, самого Обломова, безусловно, ощущается то, что мы договорились называть «своим» для Гончарова. Размеренная, почти идиллическая жизнь, покой, любовь и забота, царящие в обломовском пространстве. Впоследствии эту умиротворенность, безмятежность герой пытался перенести в свою квартиру на улице Гороховой в Петербурге, а затем в дом Агафьи Матвеевны – на Выборгской стороне.

Эта «своя», узнаваемая жизнь, безусловно не может не радовать, но человек, выросший в Обломовке и не преодолевший, не переросший ее, нежизнеспособен, так как в современном мире необходимы энергия, борьба за выживание, движение. Этими качествами сполна наделен Штольц – близкий друг Обломова, но все же «чужой» автору человек (отлаженный механизм, правильный немец).

Диалектическая сложность обломовского образа проявляется в том, что он не просто «ничего не делает» (не служит, не путешествует, не ездит в театр), его лень – это продолжение его цельности, несуетности, русской умиротворенности.

Штольц – деловой человек, его действия уверенны и, наверное, полезны, однако именно с Обломовым связаны самые лиричные и проникновенные страницы произведения, например, описание любви Ольги и Обломова (отголосок страстного чувства Гончарова к Е.В. Толстой). Именно об Обломове сказано: «голубиная» натура, «голубиная» душа. Таким образом автор показывает свое отношение к такому явлению, как «обломовщина» – явление непрогрессивное, отсталое и Обломов – символ душевности и кротости.

Лекция 3. Авторская концепция жизни и творчества в романе «Обрыв». (2 часа).

Цель лекции: раскрыть символический смысл названия романа.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть эпоху создания романа.

2. Изучить проблематику рассматриваемого произведения.

3. Рассмотреть систему персонажей романа и многогранную художественную функцию названия – «Обрыв».

 

Содержание лекции.

В 1868 г. Гончаров заканчивает работу над романом и в 1869 – публикует его. Замысел произведения возник еще в 1847 г., и в начале 1860-х гг. вышли «Эпизоды из жизни Райского». Как видно, центром романа изначально был художник Райский. Однако по прошествии нескольких напряженных в политическом отношении лет, под впечатлением от драматических событий в семье друзей – Майковых, Гончаров наиболее крупно выписывает фигуры Веры и Марка Волохова (волка!) (внезапная влюбленность Е. Майковой в революционно настроенного разночинца-«нигилиста» легла в основу коллизии отношений героев).

В романе показана жизнь русских помещиц – бабушки и двух внучек – нарушаемая появлением художника Райского и сомнительного Волохова. Последний является явным разрушителем, попирающим все законы морали: берет чужую одежду и деньги и не возвращает их, ворует в чужом саду яблоки, портит книги, соблазняет Веру.

Однако, как выясняется, в поместье (оно, видимо, символизирует всю Россию) и до приезда Райского и Марка кипели потаенные страсти – утаенная от чужих глаз любовь бабушки, что затем отзовется в чувстве Веры к Волохову.

Беседка, стоящая в виду обрыва, мирное бабушкино имение, сам обрыв являются не только топосами, в которых протекает жизнь героев. Гончаров вкладывает в эти образы нечто большее – они символизируют состояние частных судеб героев и судьбу самой России, стоящую перед выборов дальнейшего пути развития. Куда двинется страна – за созерцателем и мечтателем Райским, за «оборотнем» Волоховым, не признающим устоявшуюся веками этику или примет сторону бабушки с выразительной фамилией Бережкова?

Персонажи романа с острой коллизией также представляют собой пары – антиподы: разрушитель Марк и созидатель Тушин, Вера и Марфенька, Марк и Райский. Каждый герой имеет свою «правду», отстаивает право строить жизнь по определенным законам. Показывая судьбу каждого в отдельности и поместья (страны) в целом, Гончаров хочет, чтобы его герои и вся Россия удержались на краю обрыва, не оказались в пропасти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...