Подразумеваемые принципы налогового права
Указанные принципы прямо не сформулированы в Конституции РФ, НК РФ, а также в других федеральных законах. Однако они (принципы) вытекают из положений Основного Закона посредством их толкования Конституционным Судом РФ. В юридической литературе ряд авторов называет следующие принципы налогового права: принцип публичности налогообложения, принцип единства налоговой системы в Российской Федерации, принцип налогового федерализма (А. В. Демин1); принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами, принцип деления налогов по уровню компетенции органов государственной власти (Н. П. Кучерявенко2); принцип установления налогов и сборов в должной процедуре, принцип ограничения форм налогового законотворчества, принцип публичной цели взимания налогов и сборов, принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов (С. Г. Пепеляев3). 1 См.: Демин А. В. Указ. соч. С. 55. 2 См.: Кучерявенко Н. П. Налоговое право. С. 107—108. 3 См.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 69—72. § 3. Подразумеваемые принципы налогового права _________ 153 Принцип публичности налогообложения1 означает, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги имеет особый публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Это положение получило отражение в постановлениях Конституционного Суда РФ2. Публичность налогообложения взаимосвязана с властным характером самих налоговых отношений, а потому она не распространяется на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников. В рамках налоговых правоотношений реализуется публичная обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов, что предусмотрено ст. 57 Конституции РФ. В целях обеспечения выполнения этой обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. И здесь также проявляется принцип публичности налогообложения.
Данный принцип выражается в том, что налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Иначе говоря, взимание налогов и сборов преследует публичную цель — формирование соответствующих бюджетов субъектов публичной власти. Поэтому этот принцип тесно связывает налоговое право с бюджетным. 1 На наш взгляд, рассматриваемый принцип поглощает и принцип публичной цели взимания налогов и сборов. 2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // ВКС РФ. 2001. № 3; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // ВКС РФ. 1999. № 5. Глава 4. Принципы налогового права Важно отметить, что принцип публичности налогообложения предполагает поиск баланса интересов налогоплательщика и общества в целом. Обязанность платить налог воплощает публичный интерес всех членов общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»1. Вследствие чего споры по поводу невыполнения налогового обязательства, включая вопросы применения правовых санкций, находятся в рамках публичного (налогового), а не гражданского права.
Принцип единства налоговой системы в Российской Федерации, по мнению А. В. Демина, С. Г. Пепеляева, логически вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства2. В постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отмечается, что принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ) не допускает установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ)3. 1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197. 2 См.: Демин А. В. Указ. соч. С. 57; Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 78—79. 3 ВЕС РФ. 1997. № 4. § 3. Подразумеваемые принципы налогового права Данный принцип обеспечивается и единой системой федеральных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Принцип разделения налоговых полномочий налогов связан с различным уровнем компетенции органов государственной власти. Указанное разделение базируется на положениях Конституции РФ (ст. 71—74). Так, федеральные налоги и сборы, в силу ст. 71 Основного Закона, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. В свою очередь, субъекты РФ вправе устанавливать региональные налоги и сборы. Однако надо согласиться с мнением о том, что право субъектов Федерации на установление налогов (сборов) носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны общими принципами1.
Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что налоги и сборы подлежат введению или отмене с соблюдением установленных правил и процедур. В частности, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104 Конституции РФ). ' См.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 79.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|