Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подразумеваемые принципы налогового права




Указанные принципы прямо не сформулированы в Кон­ституции РФ, НК РФ, а также в других федеральных за­конах. Однако они (принципы) вытекают из положений Основного Закона посредством их толкования Конститу­ционным Судом РФ. В юридической литературе ряд авто­ров называет следующие принципы налогового права: прин­цип публичности налогообложения, принцип единства налоговой системы в Российской Федерации, принцип налогового федерализма (А. В. Демин1); принцип приори­тета налогового закона над неналоговыми законами, прин­цип деления налогов по уровню компетенции органов го­сударственной власти (Н. П. Кучерявенко2); принцип ус­тановления налогов и сборов в должной процедуре, принцип ограничения форм налогового законотворчества, принцип публичной цели взимания налогов и сборов, прин­цип приоритета финансовой цели взимания налогов и сбо­ров (С. Г. Пепеляев3).

1 См.: Демин А. В. Указ. соч. С. 55.

2 См.: Кучерявенко Н. П. Налоговое право. С. 107—108.

3 См.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 69—72.

§ 3. Подразумеваемые принципы налогового права _________ 153

Принцип публичности налогообложения1 означает, что конституционная обязанность платить законно установлен­ные налоги имеет особый публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Это положение получило отраже­ние в постановлениях Конституционного Суда РФ2.

Публичность налогообложения взаимосвязана с власт­ным характером самих налоговых отношений, а потому она не распространяется на гражданско-правовые отноше­ния, основанные на равенстве участников. В рамках нало­говых правоотношений реализуется публичная обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов, что пре­дусмотрено ст. 57 Конституции РФ. В целях обеспечения выполнения этой обязанности и возмещения ущерба, поне­сенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоб­людением законных требований государства. И здесь так­же проявляется принцип публичности налогообложения.

Данный принцип выражается в том, что налоги уста­навливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Иначе говоря, взимание на­логов и сборов преследует публичную цель — формирова­ние соответствующих бюджетов субъектов публичной вла­сти. Поэтому этот принцип тесно связывает налоговое право с бюджетным.

1 На наш взгляд, рассматриваемый принцип поглощает и принцип публичной цели взимания налогов и сборов.

2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 фев­раля 2001 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального зако­на «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой за­крытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // ВКС РФ. 2001. № 3; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдель­ных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // ВКС РФ. 1999. № 5.

Глава 4. Принципы налогового права

Важно отметить, что принцип публичности налогообло­жения предполагает поиск баланса интересов налогопла­тельщика и общества в целом. Обязанность платить налог воплощает публичный интерес всех членов общества. «По­этому государство вправе и обязано принимать меры по ре­гулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»1. Вследствие чего споры по поводу невыполнения налогового обязательства, включая вопросы применения правовых санкций, находятся в рам­ках публичного (налогового), а не гражданского права.

Принцип единства налоговой системы в Российской Федерации, по мнению А. В. Демина, С. Г. Пепеляева, логически вытекает из конституционных принципов еди­ной финансовой политики и единства экономического про­странства2. В постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конститу­ционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отмечается, что принцип единства экономи­ческого пространства (ст. 8 Конституции РФ) не допуска­ет установления на территории Российской Федерации та­моженных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения това­ров и услуг могут вводиться в соответствии с федераль­ным законом, если это необходимо для обеспечения безо­пасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ)3.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунк­тов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой поли­ции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.

2 См.: Демин А. В. Указ. соч. С. 57; Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 78—79.

3 ВЕС РФ. 1997. № 4.

§ 3. Подразумеваемые принципы налогового права

Данный принцип обеспечивается и единой системой федеральных органов исполнительной власти. Так, в соот­ветствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правитель­ство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кре­дитной и денежной политики.

Принцип разделения налоговых полномочий налогов связан с различным уровнем компетенции органов госу­дарственной власти. Указанное разделение базируется на положениях Конституции РФ (ст. 71—74). Так, федераль­ные налоги и сборы, в силу ст. 71 Основного Закона, отно­сятся к исключительной компетенции Российской Феде­рации. В свою очередь, субъекты РФ вправе устанавли­вать региональные налоги и сборы. Однако надо согласиться с мнением о том, что право субъектов Федерации на уста­новление налогов (сборов) носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны общими принципами1.

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что налоги и сборы подлежат введе­нию или отмене с соблюдением установленных правил и процедур. В частности, законопроекты о введении или от­мене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства, другие законопроекты, предусматри­вающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства РФ (ст. 104 Конституции РФ).

' См.: Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 79.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...