Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он призвал проповедовать в церквах




Многие католические священники рассматривали свое слу­жение, как работу, обеспечивавшую комфортное существование. В результате большинство из них так никогда и не осознало ду­ховного положения, которое они могли и должны были зани­мать. Поэтому священники часто оказывались замеченными в совершении различных аморальных проступков — например, в тавернах, играющими в азартные игры — они вели достаточно легкомысленный образ жизни. За исключением, возможно, мо­нахов-отшельников, большая часть духовенства никогда не мо­лилась и не посвящала время изучению Слова Божьего. Многие священники ни разу даже не читали Библии, поэтому они могли лишь рассказывать различные истории и сказки, чтобы привле­кать внимание людей. Благодаря этому накапливалось огромное количество грубых ошибок и откровенной лжи. Уиклиф писал:

"Величайшая работа, которую может получить человек, живущий на земле, - это проповедовать Закон Божий. Эти обязанности в особенности возлагаются на священников, чтобы те могли приводить к Богу Его детей... Именно по­этому Иисус Христос оставил всю другую работу и посвя­тил Себя преимущественно проповедованию; так же по­ступили и апостолы, и поэтому Бог возлюбил их... Мы ве­рим, что существует лучший путь - не идти на поводу удо­вольствий и вместо этого довериться Богу и искренне не­сти людям Его Закон, особенно Его Евангелие. Поскольку же эти слова являются словами Самого Бога, их нужно принимать на веру, и именно эти слова, а не те, которые го­ворятся для удовольствия, дадут людям новую жизнь".

 

Уиклиф не мог предать того, что, основываясь на написанном в Библии, он считал истинным, даже если это означало потерю поддержки

 

"О чудная сила Божьего Слова, ошеломляющая даже во­оруженных воинов, смягчающая самые черствые сердца и обновляющая человека... Очевидно, такая чудесная сила никогда не могла бы быть плодом слов священника, не вдохновленного Духом Жизни и Вечным Словом".21

 

Уиклиф атакует евхаристию

Мало-помалу Уиклиф продолжал изобличать ошибки и об­маны католической церкви. В 1379 году в своем противостоя­нии церкви он занял такую позицию, которая испугала даже его друзей. Джон Гонт также не мог согласиться с этой мону­ментальной позицией и попросил Уиклифа отказаться от нее. Но Уиклиф не мог предать того, что, основываясь на написан­ном в Библии, он считал истинным, даже если это означало потерю поддержки. В результате этого английское правитель­ство оказалось в растерянности, не зная, как реагировать на последнее откровение Уиклифа.

Наиболее нашумевшие и известные дебаты Уиклиф вел в отношении евхаристии, или, как ее еще называли, Святого При­частия. Католики верили в преобразование, которое означало, что, когда священник совершал мессу, хлеб и вино, приготовлен­ные для причастия, превращались в настоящие тело и кровь Ии­суса Христа, сохраняя при этом внешний вид хлеба и вина. Так­же они называли этот процесс "Священным Таинством".

Уиклиф пришел к выводу, что подобное преобразование яв­ляется совершенно небиблейским. В своем трактате, назван­ном "О евхаристии", он обосновал свои взгляды, основываясь на двух основных моментах: во-первых, о преобразовании ни­чего не говорилось в Библии и, во-вторых, о преобразовании не было ничего известно вплоть до двенадцатого века.22 Оно не бы­ло принято как католическая догма (абсолютная истина) вплоть до прошедшего в 1215 году Четвертого Всемирного Собора.

Уиклиф утверждал, что теологическое представление о пре­образовании было не чем иным, как изобретением человека, или же неправильным пониманием Писания, - служащим для того, чтобы окружать мессу атмосферой таинственности и воз­вышать священников. Уиклиф считал, что преобразование чрезмерно и опасно преувеличивало роль священника, отводя Христу второстепенную роль, и склоняло людей к идолопо­клонничеству.

 

Уиклиф призывал людей вернуться к вере и практикам ранних христиан и отвергнуть доктрины, придуманные человеком

 

Вместо этого Уиклиф верил в духовное присутствие Христа и Его Крови и утверждал, что во время причастия каждый ве­рующий должен был вспоминать о Нем своей личной верой в ту цену, которую Иисусу пришлось заплатить. Он призывал людей вернуться к вере и практикам ранних христиан.

Уиклиф писал: "Освященная облатка, которую мы, священ­ники, благословляем, на самом деле не является телом нашего Господа, но только эффективным его символом. Мы не должны представлять себе это так, как будто тело Христово спускается с Небес и входит в облатки, освященные в каждой церкви".23

Далее Уиклиф объяснял, как нужно правильно толковать Слово Божье, и использовал в качестве примера следующее сравнение: "Одни места в Библии необходимо понимать пря­мо и без всякого скрытого смысла, другие же - в переносном смысле. Точно так же, как Христос называет Иоанна Крести­теля Илией, а святой Павел называет Христа скалой... Читая Писание, вы будете постоянно сталкиваться с такими выраже­ниями, и в этих выражениях, несомненно, сравнения сделаны в метафорической форме".24

Уиклиф писал, что смысл метафорического языка Библии сокрыт от тех, кто не знает Иисуса Христа.

"Потому пусть каждый человек с мудростью, обильной мо­литвой и стремлением научится... читать слова Бога в Священ­ном Писании... Христос сказал: "Я истинная виноградная лоза" (Иоанна 15:1). Почему же вы не поклоняетесь лозе так же, как вы поклоняетесь хлебу?"25

Далее Уиклиф заявил, что Христос не является земной ло­зой, "поэтому и физический хлеб не превращается в тело и кровь Христа".26

Когда Уиклиф в своем трактате "Об отступничестве" рас­критиковал суеверия и идолопоклонничество, ассоциировав­шиеся с мессой, католическая церковь навесила на него ярлык законченного еретика. Несмотря на то, что церковь не пред­приняла никаких шагов для его отлучения, Уиклиф стал чело­веком, которого большинство людей стремилось избегать.

 

 

Уменьшение его влияния

Сигнал тревоги в любимом Уиклифом Оксфорде прозвучал в 1380 году. Из-за давления со стороны Папы Римского ректор университета стал оказывать сопротивление доктринам Уик­лифа в своем учебном заведении и в конце концов решил, что пришло время перейти к более решительным действиям.

Двенадцать докторов богословия встретились на совете университета, чтобы обсудить учение Уиклифа о евхаристии. В конце обсуждения семь человек, составивших большинство, постановили, что его учение является ошибочным. Но ректор был обеспокоен тем, что остальные пять человек считали Уик­лифа правым. Пытаясь исключить дальнейшую поддержку Уиклифа, он перешел к угрозам, заявив, что те, кто будет рас­пространять или защищать его доктрины, окажутся в тюрьме, будут исключены из университета и отлучены от церкви.27

В тот момент, когда решение и приговор совета были пуб­лично зачитаны Уиклифу, он дискутировал в университете на теологические темы. Услышав осуждение своей работы, Уик­лиф пришел в замешательство, однако тут же заявил, что мне­ние этих людей не ослабит его убежденности в своей правоте.28 Уиклиф обратился к королю, чтобы тот отменил решение ректора; но его просьба была проигнорирована. Джон Гонт по­спешил в Оксфорд и попытался убедить Уиклифа подчиниться решению ректора, но тот не обратил внимания на его просьбы.

Уиклиф ушел в тень до мая 1381 года, когда написал "Испо­ведование", трактат, в котором защищал свою позицию, под­вергшуюся осуждению.

Весной Уиклиф отошел от общественной жизни и, нако­нец, уехал из Оксфорда. Для него это было непростым реше­нием, поскольку большую часть своей жизни он посвятил уни­верситету. В те времена люди при упоминании об Оксфорде обычно думали об Уиклифе.

Теперь же он снова вернулся к уединению в Луттерворте. Но на этот раз все было по-другому. Уиклиф уже не имел былой роскоши, и его имя перестало ассоциироваться с Оксфордом.

Думаю, мы все можем себе представить, как чувствовал се­бя Уиклиф. Его разлучили с тем местом, где сформировалась его личность. Оксфорд был той обителью, где он ощущал себя в безопасности; теперь же ему предстояло искать новые пути. Как оказалось, эти перемены стали важнейшим отправным пунктом в его земной судьбе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...