Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвиг Уиклифа заключается в том, что он сделал Библию доступной простым людям, чтобы те могли лично узнать Бога




 

Католический автор, живший во времена Уиклифа, писал:

"Христос дал Свое Евангелие священникам и ученым докторам церкви, чтобы те могли передать его мирянам и более слабым людям... Но этот Джон Уиклиф перевел Евангелие с латыни на английский язык — язык англи­чан, но не ангелов. Таким образом, Уиклиф, переведя Библию, сделал ее достоянием масс и общей для всех, а также более открытой мирянам и даже женщинам, кото­рые умеют читать... Жемчужина Господня была брошена свиньям... Сокровище духовенства превратилось в раз­влечение простого народа, поскольку то, что было дра­гоценнейшим даром священников и образованных чле­нов церкви, стало доступно массам".33

Я не знаю, как вы, но если бы я был членом церкви, мне не понравилось бы, что меня назвали "свиньей". Тем не менее дан­ный отрывок прекрасно иллюстрирует мышление того времени: если вы не являетесь частью элиты католического духовенства, ваша жизнь ничего не стоит. Женщин смешивали с грязью. Труд­но понять, почему этот католический автор назвал Библию "дра­гоценнейшим даром священников". Ведь они очень редко - если вообще - читали ее! И еще: в Писании ничего не говорится об ан­гелах, говорящих на латинском языке.

Годы спустя Арундел, архиепископ Кентерберийский, до­пустил еще более ядовитый комментарий. Думаю, что этот ар­хиепископ был одним из наиболее злых и грешных людей сво­его времени. Он говорил:

"Этот надоедливый и презренный Джон Уиклиф, про­клятое дьявольское отродье и ученик антихриста, пере­полняемый тщеславием, венчал свою греховность пере­водом Писания на свой родной язык".34

Единственным результатом этих пустых слов стало то, что ветры истории донесли их до наших дней. Главное же героиче­ское достижение Уиклифа заключается в том, что Библия ста­ла доступной людям, которые теперь могли строить личные отношения с Господом. Деятельность Уиклифа явилась данью уважения к Крови Иисуса, которую Он пролил за всех нас и за которую мы должны быть вечно Ему благодарны. Католичес­кая церковь попыталась скрыть истинную цену Крови Христа и вознести себя на место Господа.

 

Бог не живет в законах; Он живет в сердце. Он не является Главой клики; Он - Глава истинной Церкви

Они по-прежнему ненавидят его

Я обратил внимание, что во многих теологических справоч­никах, написанных или редактированных католиками, имя Уик­лифа по-прежнему находится в разделе, озаглавленном "Ерети­ки". Некоторые из них, наверное, думают, что Уиклиф подорвал единство католической веры. Да, это так, но он всего лишь по­следовал Божьему призыву. Вы не найдете Бога в религиозной политике; нет Его и в различных тактиках контроля и обмана. Бог не живет в законах; Он живет в сердце. Он не является Гла­вой клики (людей, занимающихся чем-то неблаговидным); Он - Глава истинной Церкви.

В Евангелии от Иоанна 3:16 четко говорится, что каждый ве­рующий в Него будет иметь жизнь вечную. Это означает то, что возможность спасения имеют все, кто слышит.

В Послании к римлянам 8:14 читаем: "Ибо все водимые Ду­хом Божиим — сыны Божии..." Чтобы познать Бога в Духе, не­обходимо иметь личные отношения с Ним. А для этого одной лишь религии недостаточно.

Эти шумные лолларды

Последние три года жизни Уиклифа были богаты события­ми. В 1381 году произошло известное восстание, во время ко­торого английские крестьяне поднялись на борьбу за получе­ние гражданских свобод. Люди устали от высоких налогов и несправедливых законов. В начале лета сто тысяч разгневан­ных крестьян подошли к Лондону, требуя встречи с молодым королем Ричардом II.35

В связи с этим восстанием часто упоминалось имя Уикли­фа, хотя все знали, что он не имел к нему никакого отношения. Он был очень занят переводом Библии в Луттерворте. Но цер­ковь все равно была убеждена, что именно доктрины и учение Уиклифа спровоцировали беспорядки.

Историки считают, что в том году заметной социальной группой стали так называемые лолларды. Многие ошибочно называют лоллардами только последователей Уиклифа. По­добные несоответствующие действительности представления появились в результате запрета Кортенэем учений Уиклифа и подавления им лидеров лоллардов Оксфорда, которые ассоци­ировались с именем Уиклифа.

Уиклиф посылает лоллардов в мир

Слово лоллард переводится как "бормотун" и со временем стало обозначать любую группу, противостоящую католичес­кой церкви. Церковь также относила лоллардов к еретикам.36

Некоторые из образованных лоллардов были последователями Уиклифа - чтобы быть до конца правильными в определении, они были уиклифитами. Но необразованные лолларды, вы­шедшие из крестьянской среды, не придерживались какого- либо определенного набора доктрин; они были обычными по­литическими активистами, ненавидевшими то бремя неравен­ства, которое возложила на них католическая церковь.

Средоточием деятельности лоллардов были города Окс­форд и Лестер.37 Они были настолько популярны в Лестере, что существовала пословица: "Там каждый второй — лоллард".

Нам трудно с точностью определить настоящие убеждения этих людей, поскольку они менялись в зависимости от ситуа­ции. Но в основном лолларды являлись прихожанами, кото­рые отказывались платить десятину, отвергали власть католи­ческой церкви, умаляли власть Папы Римского, выступали против учения о преобразовании и считали всю католическую литургию и доктрины самонадеянной некромантией, или предсказанием будущего посредством общения с мертвыми.38 Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако в 1382 году лолларды впервые столкнулись с офи­циальными проблемами. И тут не обошлось без упоминания имени Уиклифа, хотя он находился далеко от происходивших событий. Херефорд, один из наиболее преданных последова­телей Уиклифа, решил провести встречу лоллардов на терри­тории Оксфордского университета. Он выступил с воодушев­ляющей и резкой проповедью, призывая к верности Уиклифу и поддержке его в борьбе против католической церкви. В ре­зультате этой встречи Херефорд и все оставшиеся в Оксфорде сторонники Уиклифа были отлучены от церкви.

Земля задрожала

1382 год оказался еще более насыщенным событиями, чем его предшественник. Садбури, бывший архиепископ Кентер- берийский, был убит во время крестьянского восстания. Нако- нец-то Кортенэй смог осуществить свою мечту - он был на­значен новым архиепископом вместо погибшего Садбури.

Главной и самой первой его целью на новом поприще стала расправа с доктринами Уиклифа и его последователями.

Кортенэй созвал совет, который должен был пройти в Блэкфрайарс и официально осудить взгляды Уиклифа. Он пригла­сил девять других епископов и тридцать шесть ученых-теоло­гов, чтобы вынести решение в отношении двадцати четырех работ Уиклифа. Интересно, но имя Уиклифа ни разу не упоми­налось во время совета - назывались лишь его труды.

Обсуждение продолжалось четыре дня и было завершено 21 мая 1382 года. Десять суждений Уиклифа были объявлены еретическими, а остальные - ошибочными. Кортенэй постано­вил, чтобы королевские солдаты задерживали всех "бедных свя­щенников", которые проповедовали по стране. Также он прика­зал, чтобы все учения и трактаты Уиклифа — все, что было им на­писано или отредактировано, - были немедленно конфискова­ны. Любой студент Оксфордского университета, обвиненный в следовании учению Уиклифа, исключался без объяснений.

Приказав последователям Уиклифа молчать, самого его Кортенэй оставил в неприкосновенности. История так никог­да и не ответила на вопрос: "Почему?"39 Возможно, Джон Гонт тайно договорился с Кортенэем, предложив тому денег, чтобы он оставил Уиклифа в покое. Зная о ненависти архиепископа к Уиклифу, а также о его любви к богатству и влиянию, подоб­ный ответ можно признать одним из немногих, объясняющих, почему Кортенэй никогда лично не преследовал Уиклифа, ко­торого никогда никуда не вызывали, и не вмешивался в его де­ла. Уиклиф нашел покой и уединение в Луттерворте, занима­ясь там переводом Библии.

Религиозный реформатор Джон Уиклиф проповедует с одра Музей Гетти

Однако именно в тот день, 21 мая 1382 года, совет у Корте­нэя был неожиданно прерван странным и сверхъестествен­ным землетрясением. Обе стороны - Кортенэй и Уиклиф — приписали необычное происшествие Божьему суду над своим противником. Кортенэй считал, что Бог на его стороне; Уик­лиф же был убежден, что Бог разгневался на решение совета.

Этот знаменитый совет ныне известен как "Совет, прерванный землетрясением".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...