4.3. Основные этапы информационно-аналитической работы
Ведение аналитической работы возможно только при наличии необходимой информации, поэтому в первую очередь нужно определить, какая именно информация будет необходима для работы и где можно ее получить. Выделяют следующие этапы выполнения информационно-аналитической работы (рис. 14 ): Интерпретация информации является первым этапом информационно-аналитической работы. Под интерпретацией подразумевается выявление истинного значения той или иной информации. Язык описания информации зачастую может допускать неоднозначность её понимания, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выявить истинный смысл поступившей информации. На этом этапе аналитики сталкиваются с проблемой выделения не относящейся к делу информации. Выделение посторонней информации составляет следующий этап аналитической работы. Этот процесс является одним из самых сложных и ответственных моментов во всей процедуре. Избыток информации, так же как и ее недостаток, представляет собой серьезную проблему и затрудняет проведение аналитической работы. Так, выделение нескольких ключевых моментов анализа гораздо более эффективно, чем разбрасывание между многими разрозненными данными. Кроме того, на этом этапе существует опасность отбросить важную информацию. это может произойти в случае неправильной интерпретации сведений на предыдущем этапе. Оценка информации составляет следующий этап. Под оценкой понимается метод ранжирования источников информации, самой информации и способов ее получения. Используют такую систему оценок информации, при которой специалист-аналитик может выразить свою точку зрения относительно надежности и достоверности полученных сведений. Так, оценка источника информации осуществляется следующими понятиями: надежный источник, не всегда надежный источник или ненадежный источник. Оценка информации – подтвержденная другими фактами, возможно правдивая, сомнительная или неправдоподобная и т. д.
На этапе оценки необходимо установить, насколько информация может соответствовать истине. При этом нужно учитывать, что можно получить не соответствующую истине информацию следующих типов: · дезинформацию, доведенную до сведения источника; · преднамеренно или непреднамеренно искаженную источником. Для своевременного выявления искаженной информации, а также для успешной борьбы с дезинформацией необходимо различать факты и мнения, учитывать субъективные характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению. В качестве страховочных мер всегда нужно иметь дублирующие источники информации и стараться исключать все лишние промежуточные звенья передачи информации.
Следующим этапом является построение предварительных версий , объясняющих место основных полученных фактов в цепи событий. Первым шагом является составление списка сведений, приготовленных для анализа. Затем необходимо выделить в анализируемых данных ключевые моменты и отделить их от менее важных. Полученные сведения должны быть четко классифицированы по степени достоверности источника, самих сведений и способа их получения. Далее необходимо выявить все возможные гипотезы, которые могут объяснять ключевые события, и, расположив их по степени вероятности, поочередно проверять на стыкуемость со всеми данными. Если обнаружено значительное расхождение какой-либо предварительной гипотезы с полученными сведениями, то следует переходить к следующей гипотезе. Таким образом, выбираются наиболее вероятные предположения. На этом этапе возникает проблема противоречия в анализируемых сведениях. Для ее преодоления необходимо сравнить оценки информации и источника, даты получения спорных сведений. Решающее же значение имеет интуиция, знания и опыт аналитика, проводящего анализ.
Следующим этапом является определение потребности в уточняющей информации, а также выяснение, какая именно информация необходима и почему. На этом этапе выявляются пробелы в информации. Часть пробелов может быть быстро установлена, так как является результатом недостаточного исследования, другая же часть пробелов в информации может и не быть обнаружена аналитиком, потому что упущена на этапе сбора самих сведений. Очевидно, что второй вид пробелов в информации является гораздо более опасным. Выявив пробелы в информации, нужно определить их важность для дальнейшего анализа. Нельзя до бесконечности откладывать составление аналитического отчета под предлогом того, что в информации выявлены пробелы, т. к. информация имеет свойство быстро устаревать и достоверность её теряется. На основе выполнения вышеперечисленных этапов приступают к подготовке аналитических отчетов по определенному вопросу, выработке конкретных выводов и предложений. Отчеты могут быть представлены в различных формах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|