3.2.1. Наблюдение
Одним из самых простых способов скрытного изучения является наружное наблюдение (НН). Этот метод используется весьма эффективно в науке при изучении поведения людей, животных, протекания разнообразных процессов. Идея его использования в конкурентной разведке та же - проследить, как ведет себя объект в естественных условиях или в специально подготовленных для него условиях. Смысл его заключается в наблюдении за объектом интереса без уведомления последнего. В этом случае наблюдатель получает возможность увидеть действительную, а не притворную сторону жизни объекта изучения, увидеть то, что есть на самом деле. Если искусственно создать определенные условия - можно увидеть, как поведет себя объект в новых обстоятельствах, как отреагирует, что предпримет, к кому обратиться, куда пойдет.
Наружное наблюдение за стационарным объектом при ведении конкурентной разведки Наблюдение за стационарным объектом подразумевает под собой наблюдение за зданиями, сооружениями, строениями, открытыми площадками, иными объектами, которые не могут сменить место положения. Такое наблюдение может вестись за местом жительства кого-то, местом работы, за предприятием или организацией. Главное условие - объект интереса не может сменить место дислокации, а значит, наблюдатель имеет возможность организовать стационарный наблюдательный пункт (НП). Такой НП позволяет произвести хорошую маскировку, а для наблюдения использовать самые разнообразные технические средства. При выборе места для НП главными условиями являются максимальная скрытность и максимальный обзор интересующего места. Если со скрытностью более или менее понятно, то вот обзор требует некоторых пояснений. Иметь полный обзор исследуемого объекта весьма затруднительно. Поэтому нужно исходить из стоящей задачи. Если важно фиксировать посетителей, нужен качественный обзор входа. Если важно, что происходит внутри, - объектом внимания становятся оконные проемы. Если цель - фиксировать факты загрязнения окружающей среды, под контролем должны быть дымовые трубы и трубы сброса отходов. И далее по аналогии. Также при выборе места дислокации НП обращают внимание на отсутствие постоянных, временных и возможных помех в секторе обзора. Иначе в самый ответственный момент обзор может загородить большой автомобиль или зазеленевшее по весне дерево.
Ведя наружное наблюдение (неважно - на стационарном НП, пешее или на авто), важно фиксировать каждое действие объекта и события вокруг него - например, вести блокнот (время, место, действие, участники) или использовать диктофон. Также весьма полезно иметь фото- и видеоаппаратуру с хорошим увеличением. Все запомнить невозможно, а такая фиксация позволит впоследствии восстановить все действия подопечного или восстановить события вокруг стационарного объекта (кто во сколько заходил/выходил, какие авто приезжали, что привозили), выстроить график его действий, определить, где, когда и как часто он бывает. Сопоставить эти данные с другими наблюдениями или другой информацией. Фиксировать необходимо, в какой момент времени где находился объект, что делал, с кем контактировал и т. д. (адреса, названия, номера авто, описание контакторов). Понятно, что все зафиксировать проблематично, поэтому и важно использовать технические средства (фото-, видео-, кино-, аудиоаппаратуру, аппаратуру контроля эфира и т. п. ). Можно наблюдать за стационарным объектом, преследуя разные цели, например: • перехватить разыскиваемого человека, автомобиль или иной
объект; • выявить режим работы данного объекта; • выявить посетителей объекта; • определить систему охраны объекта и систему контроля доступа на объект; • понять активность работы объекта; • получить информацию о лицах, работающих на объекте; • провести доразведку объекта для проведения конкретной операции. Эти цели зависят от поставленных перед наблюдателем задач и могут варьироваться в широких пределах. Но выделяется из общей массы наблюдение с целью подготовить некое мероприятие, например проникновение на объект. Очень важно выявить такие подготовительные действия и понимать, что последует за ними. Тогда можно подготовиться и не допустить нежелательного развития. При изучении объекта перед проникновением внутрь выясняют следующее: • все возможные пути подхода и отхода, особенно пути скрытного подхода; • места, где можно укрыться и откуда можно вести наблюдение; • распорядок обитателей объекта и его соседей; • график движения транспорта вблизи объекта; • временные моменты регулярных шумов (для возможного шумового прикрытия); • организацию охраны объекта; • порядок пропуска сотрудников и посетителей; • внутреннюю планировку объекта; • количество входов и разницу в их режиме. Изучение системы охраны подразумевает выявление: • числа постов и охранников на постах; • сектора обзора постов; • порядка смены охранников; • наличия и особенности системы видеонаблюдения и сектора обзора видеокамер; • наличия системы контроля доступа и её особенностей; • порядка допуска на объект и отношения к проверке пропусков отдельных охранников. Изучение внутренней планировки возможно следующими путями: • прямая попытка прохода (" ошибся адресом" и т. п. ); • изучение плана пожарной эвакуации при входе; • заглядывание в окна; • сравнение с объектами аналогичной архитектуры; • со слов работающих на объекте; • из документов в БТИ. При ведении наблюдения важно быть незамеченным. Маскировка имеет первостепенное значение. Не всегда наблюдатель может оборудовать себе качественный НП. На то есть разные причины, чаще всего нехватка времени и средств. А иногда простая человеческая лень и надежда на авось. Такое поведение неприемлемо для профессионалов и является подарком для защищающегося. В случае пешего наблюдения, в зависимости от продолжительности процедуры, могут использоваться следующие способы:
• провести рекламную акцию или промоушен-акцию в непосредственной близости; • попить кофе в соседнем кафе; • начать ремонт " внезапно" сломавшегося автомобиля; • почитать газету на лавочке невдалеке; • погулять с собачкой в сквере; • назначить свидание девушке в непосредственной близости;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|