Отсутствует часть книги: Радищев - поэт-переводчик 8 глава
поэзии смело вводили неологизмы, создавая на основе старославянской лексики самобытную философскую и психо- логическую терминологию. Поэзия насыщалась архаизмами. Искусству отводилась активная роль в нравственном вос- питании человека. Вся всемирная история мыслилась как грандиозная эпопея падения и возрождения человечества, причем путь к общему возрождению лежит через нравствен- ное воскресение отдельного человека. Культуре XVIII в. в целом была присуща идея изоморфизма человека и чело- вечества: все свойства человечества заложены в отдельном чело- веке и всемирная история лишь повторяет судьбу индиви- да. От этого - многочисленные робинзонады, опыты моде- лирования свойств человечества на материале судьбы изо- лированной личности. Поэтому роман XVIII в. получил со- вершенно иной смысл, чем аналогичные жанры последующего столетия. Повествование всегда дву-планово: в просвети- тельской литературе двуплановость эта проявляется в том, что бытовой сюжет, рассказывая о конкретных собы- тиях из жизни героя, одновременно повествует о наиболее общих закономерностях человеческой природы. Так постро- ены "Робинзон", "Эмиль", "Новая Элоиза", "Отрывок путе- шествия в... И*** Т***", "Житие Федора Васильевича Уша- кова". Масонское повествование также двупланово, однако смысл этой двуплановости иной: сюжетное повествование - мифологическое или сказочное, чаще всего строящееся как описание пути, странствия, - приобретает характер алле- горического рассказа о нравственных исканиях. Одни и те же эпизоды на одном уровне трактуются как элементы сю- жетного повествования, а на другом - в качестве деталей
утонченного психологического анализа. Результаты этого двупланового построения были проти- воположны. В просветительской литературе свойства от- дельной личности были заданы - это была склонность к добру и собственной пользе, разумность, красота и тому подобное. Человеческая личность бралась как конечная, нераздробимая единица социума. Исследованию подвергался не человек, а коллизии его общественного бытия.
Ключарев как поэт оценивался в некоторых кругах очень высоко. Карамзин писал Лафатеру: "В господине Ключареве мы имеем теперь поэта-философа, но он пишет немного" (цит. по: Карамзин Н. М. Письма русского путе- шественника. Л., 1984. С. 469). Если в просветительской литературе сюжетное повествова- ние об отдельной личности или небольшой группе станови- лось моделью всемирно-исторических событий (рассказ о бунте группы студентов - модель рождения революции в "Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищева), то в про- изведениях масонов повествуется о всемирных событиях (например, крещение Руси во "Владимире Возрожденном" Хераскова), но подлинное значение текста - история воскресения или гибели Человека. Человек перестает рассматриваться как простое целое: душа его - арена борьбы, столкновения противоборствующих враждебных сил. Она-то и есть загадочный объект изучения. Масонская поэзия была пропитана мотивами катастро- физма, кратковременности и греховности жизни. Юнговские мотивы "ночной" души, поставленной лицом к лицу со смертью, с трагической непонятностью человеческого бы- тия, находили широкий отклик в русских масонских изда- ниях. Хотя в философском смысле масонские идеи были основ- ным оппонентом Просвещения (реакционно-правительствен- ный лагерь, как это часто бывало в России, проявил пол- ную теоретическую импотентность и никаких достойных внимания идей не выдвинул), политически они были не ре-
акционными, а либеральными: отвергалась не только рево- люция, но и деспотизм. И деспотизму, и революционному насилию противопоставлялась постепенная эволюция, со- вершаемая путем просвещения, умственного и нравственно- го прогресса, деятельной филантропии и самоусовершенс- твования. В разные моменты напряженной общественно-по- литической жизни конца XVIII - начала XIX в. соотноше- ние масонской и демократической мысли складывалось по-разному: от крайней враждебности до союза в борьбе с деспо- тизмом и феодальным насилием. По-разному складывалось отношение названных лагерей к духовному наследию допетровской Руси, причем вопрос этот не отделялся в XVIII - начале XIX в. от воззрений на живую православную церковную традицию и стихию ста- рославянского языка, несущую для человека тех лет целый мир культурных и нравственных ассоциаций. Официальная культура по традиции, шедшей еще от Пет- ра, имела отчетливо секуляризованный характер. От церк- ви требовались лояльность и отсутствие собственной по- зиции во всем, выходящем за пределы узкообрядовые. Зато здесь она признавалась безусловным авторитетом. Поэтому привнесение элементов православной церковности в поли- тику и общественную идеологию, которое начали практико- вать определенные круги в начале александровского царс- твования, имело характер оппозиции правительству справа и весьма настороженно воспринималось императором. Литература Просвещения относилась к церковной тради- ции отрицательно и если могла принять идею бога-разума, то обрядность, в том числе и православную, отрицала. Одновременно европеизированный стиль жизни ослаблял бы- товые связи с православной обрядностью (столичный дво- рянин мог годами не бывать у причастия, даже не по вольнодумству, а просто по лени и нежеланию выполнять утратившие смысл обряды, соблюдение постов в большом петербургском свете уже к началу XIX в. считалось неп- риличным ханжеством, не истинной, а показной набож- ностью), а утвердившийся на вершинах общества обычай проводить начальное образование по-французски - даже Евангелие детям читали во французских переводах - осла- бил знание старославянского языка. Уже А. Сумароков,
когда пожелал спародировать стиль В. Тредиаковского, не смог составить грамотной старославянской фразы. После Ломоносова старославянский язык в сознании образованно- го дворянина секуляризировался, превратившись в опреде- ленный - поэтический - стиль светской речи, причем воспринимался не как язык, а как специфическая лексика русского языка. Иным было положение в образованных недворянских кру- гах. Связь с церковной культурой здесь была органичес- кой. Ее поддерживали и воспоминания детства (образован- ный разночинец из крестьян, купцов или мещан - явление в интересующую нас эпоху сравнительно редкое: основная масса рекрутировалась из поповичей), и характер обуче- ния: начального - по церковнославянским книгам, даль- нейшего - в семинарии. Показателен анализ старославянс- кого языка Радищева - писателя, стремившегося проник- нуть в дух допетровской, в частности церковной, культу- ры и сделавшего архаизацию языка программой. Анализ убеждает, что знание языка церковных книг не было для Радищева органичным - очень многое из того, что он счи- тал архаизмами, было, по сути дела, неологизмами, не- возможными в реальных памятниках2. Нормы старославянс- кого синтаксиса в его сознании, видимо, сливались с ла- тинскими в некий единый архаический строй речи. Но тем более примечателен интерес Радищева к языку и содержанию церковных книг. При этом, если Ломоносов, свободно владевший церковной традицией, игнорировал со- держание церковных книг, видя в них лишь источник лек- сического обогащения языка, то Радищева привлекали сами тексты. Не случайно два из его центральных произведений писаны в форме житий, а в главе "Клин" из всех произве- дений русского фольклора он избрал духовный стих об Алексии, человеке Божием. Радищеву были необходимы об- разы, проникнутые идеей самопожертвования, героизма, готовности к гибели. Просветитель и гельвецианец, он внутри своей системы находил идеалы общества, построен- ного на интересах всех и каждого, разумно понятом
счастье отдельного человека. А идеал самопожертвования ему, как позже Некрасову, приходилось искать в мире об- разов и идей, выработанных церковной культурой. Все больший отклик эта сторона идейно-литературной программы русского Просвещения находила по мере того, как мысли идеологов получали распространение, проникая в ту разночинно-семинарскую среду, для которой образы эти и языковая стихия были родными, органичными. Так получилась та амальгама европейских идей XVIII в., рус- соизма, культа Природы, в конце
По церковным книгам учились читать в конце XVIII в. и провинциальные дворяне. 2 Ошибки, свидетельствую- щие о неорганическом, поверхностном усвоении старосла- вянского языка, допускал и Шишков. Карамзин, в годы ра- боты над "Историей" овладевший им безукоризненно, в мо- лодости спутал "кущу" и "рощу". века уже окрашенного влиянием штюрмерства и молодого Шиллера, гель-вецианской этики и древнерусской литера- турной традиции, церковнославянской языковой стихии и идеала готовности к героической гибели, мученической смерти, почерпнутого из житийной литературы, которая была присуща русскому массовому демократическому созна- нию конца XVIII в. Типичным человеком этой среды был П. А. Словцов. Словцов (фамилия его - семинарского проис- хождения, родовая фамилия - Слопцев, от диалектного названия детали охотничьего вооружения; Слопцевы проис- ходили из крещеных охотников-вогулов) принадлежал к наследственному сибирскому духовенству. Автор его руко- писной биографии свидетельствует: "Род "Слопцевых" - так писались дед и отец ученого мужа - один из самых старинных между духовенством Ирбитского края и славился издавна как бы наследственною даровитостию своих чле- нов". Товарищ Сперанского по семинарии, Словцов рано сделался вольнодумцем, поклонником философии Руссо. Прежде чем ему удалось снять рясу, он прошел длинный и мучительный путь инквизиторских преследований. Принад- лежащая его перу ода "Древность" - один из наиболее ин- тересных образцов русской вольнодумной поэзии 1790-х гг. Само слово "древность" употреблено в этом тексте так, что соединяет значение времени (узко - прошедшего времени, но шире - всякого) в семантическом употребле- нии, свойственном масонским текстам конца века, и исто- рии. Отношение к последней отражает всю сложность реше- ния этой проблемы для просветителя. В системе культуры всегда выделяется группа текстов высшей авторитетности. На протяжении длительного перио- да европейской культуры признаком такой авторитетности считалась древность памятника, традиционность его со-
держания. На этом строилось средневековое чувство текс- та, которое в XVIII в. продолжало жить в церковной культуре. В антитезе "старое - новое" первое всегда бе- зусловно оценивалось выше. В рационалистической системе положение изменилось - "новое" стало синонимом хороше- го. Масонство в этом смысле восстановило средневековую традицию. Убеждение в синонимичности понятий "древ- ность" и "истина" было столь глубоко, что породило мно- гочисленные псевдоархаические документы. Отношение Просвещения к этой проблеме было специфическим. Понятие древнего (исконного) отделялось от исторического прош- лого. Второе оценивалось безусловно отрицательно. Ему противопоставлялось "новое", которое, однако, мыслилось лишь как восстановление исконного порядка вещей, то есть "древности". Весь этот круг проблем и привлекает автора стихотворения. Он прежде всего отвергает отож- дествление старины и истины:
Стоит, чтоб оракулом явиться, Лишь на персях древности родиться. Разве гений истины слетал На сосцы вселенной тот лишь термин,
Вологдин И. Кое-что для биографии Петра Андреевича Словцова // ИРЛИ. Ф. 265. Oп. 1. Ед. хр. 39. Л. 465. В коем разум, первенец Минервин, В сирой колыбели почивал?
Из этого делался крайне смелый в своем неприкрытом вольнодумстве вывод: можно ли полагать, что Библия сохраняет авторитет- ность, когда все меняется (следует характерная ссылка на изменения в космосе, выполненная на уровне астроно- мии конца XVIII в.):
Должно ль, чтоб отцы столпотворенья, Скрывши темя в сумраке небес И вися над бездной заблужденья, На истлевшей вазе древних грез, Уцелели до всеобща труса...
"Старое" отрицается не только потому, что оно - оп- равдание для отвергаемых разумом заблуждений. Ведь его же привлекают как обоснование мнимых прав дворянства!
Кто ж присвоит право первородства? Ты, остаток древния резьбы, Сын наследственного благородства, Тщетно режешь старые гербы, Тщетно в славе предков ищешь тени...
Историческому как отрицательному противопоставляется "древность". Толкование ее несет явные следы поэтики масонов, в особенности - С. Боброва. Катастрофические картины, соединение мистики с естествознанием, нагнета- ние антиэстетических образов гниения, гибели, разруше- ния связывались в 1790-е гг. именно с поэтикой Боброва (например, в полемическом предисловии Карамзина к "Ао- нидам"). Однако этот налет сочетается в стихотворении с чисто просветительским отождествлением исконно древнего с но- вым, а позитивного прогресса - с восстановлением искон- ных норм человеческого общежития. Характерен заключаю- щий стихотворение образ радуги, объединяющий "бывшее - будущее" (не-сущее) в противопоставлении настоящему (сущему). Древность и будущее - царство разума и гения; исторически сложившееся - область предрассудков, рели- гиозных и политических:
Мирна радуга для них явилась, Половиной в древность наклонилась, А другой - в потомстве оперлась.
Стихотворение отражает настроения русской прогрес- сивной интеллигенции конца XVIII в. в один из наиболее мрачных исторических периодов. И именно поэтому следует подчеркнуть такую особенность: резко выраженное сочувс- твие Польше, разорванной европейскими монархами, и в первую очередь Екатериной II. Печатная литература сох- ранила нам лишь панегирики на взятие Варшавы (осмеянные Дмитриевым в "Чужом толке"), - только литература руко- писных сборников могла выразить подлинные чувства, ко- торые испытывала по этому поводу лучшая часть русского общества, - чувства горечи и стыда. Герцен в XIX в. своими выступлениями в защиту Польши, по словам Ленина, "спас честь русской демократии". Строфа в стихотворе- нии Словцова говорит о том же. Иначе строилось отношение к древнерусской культуре в масонской поэзии. Хотя церковная обрядность и отверга- лась масонами и отношения с православной церковью у них были более чем натянутыми (церковники были главными го- нителями масонства и доносчиками на него), связи с древнерусской культурой, церковной письменностью в их среде были глубоки и постоянно поддерживались. Интерес этот питался прежде всего убеждением, что истина скрыта в древних текстах. Она дается не путем изобретения но- вого, а умелым чтением старого. Поиски сокровенной муд- рости для масонов складываются из разыскания забытых и утерянных текстов (чем древнее, тем истиннее) и поисков "ключей" к обнаружению скрытого в них содержания. Сама непонятность документа в этом случае делается привлека- тельной - она залог наличия в нем тайного смысла. Идеи кружка Новикова - Кутузова широко проникли в сознание молодежи 1790-х гг., особенно группировавшейся вокруг Московского университета. Они определили лицо таких журналов, как "Покоящийся трудолюбец", "Беседую- щий гражданин", журналов, которые можно назвать зерка- лом массовой, еще не успевшей профессионализироваться литературы той эпохи. Целое поколение русской интелли- генции конца XVIII в. - писателей, переводчиков, журна- листов, педагогов, преподавателей Невской семинарии и морских офицеров Балтийского флота - выросло в атмосфе- ре идей кружка Новикова - Кутузова. Однако обстановка конца XVIII в. вызвала идейную пе- регруппировку: с одной стороны, правительственный ла- герь и тяготевшие к нему литературные силы, с другой - все группировки, искавшие путей социального, политичес- кого, морального возрождения общества. Внутри каждого из лагерей границы размывались и теряли четкость по ме- ре усиления правительственной реакции. В реальной дейс- твительности происходили сдвиги и потрясения. В связи с этим менялась функция и общественная оценка существую- щих идей. Просветительство, бывшее в течение второй по- ловины XVIII в. наиболее прогрессивным историческим направлением, обернулось новыми сторонами: стал очеви- ден утопизм прямолинейно-оптимистического взгляда прос- ветителей на природу человека, раскрылись отрицательные стороны исторического прогресса, резко обострились мо- ральные аспекты политических проблем. Революция в Пари- же и реакция в России о многом заставили подумать русс- кого человека на рубеже двух веков. В этих условиях де- ятели Просвещения стремятся найти ответы на новые, выд- винутые историей вопросы. На протяжении 1790-1800-х гг. это выразилось в стремлении пополнить свои воззрения тезисами, идущими из других идеологических систем. Раз- вивается тенденция к своеобразному эклектизму - пере- ходному этапу на пути выработки нового
1 Ленин В. И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т. 21. С. 260. монизма. Частным случаем такого эклектизма было взаи- мопроникновение просветительских и масонских идей. Ти- пичным героем этой переходной эпохи, отразившим сложное переплетение идей, был Семен Бобров. Хотя, с одной стороны, поэзия Боброва ярко выражала этот эклектизм (можно добавить к этому отчетливое стремление поэта отвернуться от современной ему поэзии, обратиться к более ранней традиции - Ломоносову и Тре- диаковскому), с другой стороны, она представала как внутренне единая система. Из разнообразных материалов, само соединение которых оказалось возможным только в силу особого стечения исторических обстоятельств, Боб- ров построил внутренне органическую систему, представ- ляющую яркое явление в истории русской поэзии. В основе поэзии Боброва лежит отрицание того направ- ления, которое выразилось в создании "легкой поэзии". С Боброва начинается русская "поэзия мысли". Понятие "по- эзия мысли" определяется не глубиной философских идей (очевидно, что не глубина мысли, не значимость фило- софской концепции позволяет определить Боброва, Бара- тынского или Шевырева как "поэтов мысли", в отличие от Державина, Пушкина или Лермонтова'), а особой авторской установкой на философскую значимость художественного текста. Границы между этими типами текстов снимаются: философия таит в себе поэзию, и поэзия обязана быть фи- лософией. Мысль у Боброва - это неожиданное сближение понятий. Глубокая мысль в поэзии - это мысль поражающая, неожи- данная. А неожиданность создается нетривиальными, странными сочетаниями слов и образов. От этого принци- пиальная странность поэзии Боброва. Неудивительно, что, с позиций карамзинистов, это был "дикий" поэт: вся поэ- тика карамзинизма строилась на выполнении некоторых норм (например, норм "вкуса"), стиль Боброва - принци- пиальное нарушение норм и правил. Неожиданность семан- тических сближений фигурировала в качестве риторическо- го приема еще в системе Ломоносова. Это знаменитое "сопряжение далековатых идей". Вообще новаторство Боб- рова не отрывает его поэзию от культуры XVIII в., а, наоборот, парадоксально ее с нею связывает: это наруше- ние системы, которое ощутительно, художественно значимо лишь до тех пор, пока художественно активна, жива в культурном сознании и представляет ценность сама эта система. Новаторство такого типа всегда комбинаторное: оно строится как новые, до сих пор запретные сочетания в пределах данной системы элементов. Однако то, что в системе Ломоносова допускалось лишь в одной сфере - метафоризма - и касалось собственно се- мантической (в лингвистическом значении) области текс- та, у Боброва возводится во всеобщий принцип. Помимо принципиальной установки на неожиданную, смелую метафо- ру, Бобров
1 Понимание этого термина как некоего комплимента, характеризующего философскую значимость мыслен поэта, проскальзывает в работах, определяющих как "поэтов мыс- ли" и Пушкина, и Кольцова, и Некрасова. Наше определе- ние "поэзии мысли" приближается к тому, которое дал в ряде работ Е. А. Маимин (см., например, статьи: Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов XIX столетия // XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 127-143; Философская лирика поэтов-любомудров // Исто- рия русской поэзии. Л., 1969. Т. 1. С. 435-441). вступает на путь сближений, примеров которым мы уже не найдем у Ломоносова: сопрягаются не "далековатые" в се- мантическом отношении слова, а несоединимые культурные концепции. Так, идея постепенного культурного прогресса истолковывается как одухотворение, победа мысли и духа над материей. Прогресс для народа то же, что самовоспи- тание для человека. Отсюда и апология Петра I, и трак- товка его дела в "Столетней песни...".
Он сам себя переродил, Чтоб преродить сынов России.
Отсюда общекультурная метафорическая антитеза "свет - тьма" приобретает специфически масонский характер, в соответствии с чем переосмысляется значение деятельнос- ти Петра:
Держа светильник, простирает Луч в мраках царства своего; Он область нощи озаряет, И не объемлет тьма его.
Однако вера в прогресс соединяется у Боброва с эсха- тологическими представлениями, казалось бы отвергающими ее. Всеобщая гибель миров неоднократно становилась предметом его поэтического изображения:
Взревут горящи океаны, Кровавы реки потекут, Плеснут на твердь валы багряны, Столпы вселенной потрясут.
Не менее характерно другое сближение. Бобров высту- пает как прямой продолжатель Ломоносова в стремлении создать научную поэзию. Физический мир, его законы и терминология занимают в его стихах наибольшее, после Ломоносова, место в русской поэзии XVIII-XIX вв. Однако физика у Боброва соединяется с мистикой, научное - с таинственным. Космос, в который выводит поэта научная мысль, - это не размеренный и уравновешенный по законам ньютоновской механики космос Ломоносова, а дисгармонич- ный, разрушающийся и возникающий, взвихренный мировой поток. Бобров боготворит Ломоносова, но в нем чувству- ется приближение эпохи Кювье и Лобачевского. Идея неизбежности катастроф пронизывала не только космогоническую поэзию Боброва - на ней строится и его политическая лирика. Не случайно Бобров так упорно возвращался к теме убийства Павла I. Бобров соединяет, однако, не только различные смыс- ловые системы, но и элементы несоединимых стилистичес- ких пластов. Сближение одушевленного (и одухотворенно- го) с неодушевленным, отвлеченно-абстрактного с картин- но-вещественным делает его во многом учеником Держави- на.
Идея торжества динамического духа над косной мате- рией, вообще свойственная Фальконе (ср. его "Пигмалио- на"), положена в основу знаменитого памятника Петру I. Мы сузили бы значение Боброва, отведя ему место только в ряду предшественников "Беседы": развиваясь параллель- но исканиям Державина и Радищева (известно сочувствен- ное внимание последнего к поэзии Боброва), его твор- чество через Дмитриева-Мамонова, Кюхельбекера вело к Шевыреву, в определенной мере - Баратынскому, "поэтам мысли" 1830-1840-х гг. Как мы видели, истоки поэзии "Беседы" были многооб- разны и не сводились к какой-либо единой формуле. И все же для современников "Беседа" не была формальным объ- единением поэтов и критиков, собиравшихся "по разрядам" в державинском доме на Фонтанке. Объединяющим было программное требование создания национальной культуры. Требование это не было изобретением Шишкова и не сос- тавляло его монополии: с разных позиций к этой же проб- леме обращались и деятели Просвещения, и карамзинисты, и, в дальнейшем, романтики. Однако именно Шишков в сво- их наступательных, агрессивных, часто переходящих в по- литический донос писаниях придал ей характер первосте- пенного общественного вопроса. Сложность позиции Шишкова была в том, что и сам он, и его противники доказывали, что он архаист, защитник старины, который стремится вернуть Русь к прошлому. На самом деле он был новатором-утопистом, который старины не знал, как не знал он ни церковных книг, ни старосла- вянского языка. Его архаизированные неологизмы, конеч- но, не имели ничего общего с реальной историей русского языка. Реакционность же позиции Шишкова сообщала его писаниям определенный привкус, не только политический, но и моральный: всячески акцентируя свою оппозицион- ность (это придавало ему общественную значимость, на которую он не мог бы рассчитывать в качестве покорного царедворца, и, в известной мере, удовлетворяло безмер- ное честолюбие адмирала-литератора), он, однако, неиз- менно становился в полемике в неуязвимую позу официаль- ного патриотизма и первым в русской словесности стер грань между критикой и доносом. Специфика позиции вождя школы заслонила для совре- менников многие интересные опыты и поиски его далеких от доносительства учеников. Наиболее талантливым из них, бесспорно, был С. А. Ширинский-Шахматов. Одним из наиболее значительных итогов поэзии начала XIX в. было создание декабристской лирики - не только как суммы поэтических текстов, написанных членами тай- ных обществ или людьми, вовлеченными в их орбиту, но и как некоего единого идейно-художественного целого. Де- кабристская поэзия возникла не на пустом месте. Если не говорить о более глубоких исторических корнях и отв- лечься от того, что всякое серьезное историческое дви- жение получает материалы и от многих боковых, порой са- мых неожиданных источников, непосредственной предшест- венницей декабристской поэзии была русская гражданская лирика конца XVIII - начала XIX в. Направление это име- ло своих классиков, таких, как Гнедич, Востоков, Мерз- ляков. Одной из ярких его фигур был Милонов, который принадлежал к заметным поэтам своей эпохи. Даже злоя- зычный Воейков в своем "Парнасском адрес-календаре"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|