Отсутствует часть книги: Радищев - поэт-переводчик 11 глава
3 Взгляды Карамзина переживали эволюцию. В данном случае мы имеем в виду лишь его мировоззрение конца 1790-х гг. 4 Мерзляков А. Ф. Россиада, поэма эпическая г. Хе- раскова. (Письмо к другу) // Амфион. 1815. Янв. С. 52. Статья, как указывал сам автор, отражала споры в Дру- жеском литературном обществе. "Я намерен, - писал Мерз- ляков, - изображать здесь тогдашние наши размышления о Россиаде в память бесценных бесед наших" (с. 45-46). Отрицательное отношение Мерзлякова к Карамзину не дает еще, конечно, основания зачислять его в сторон- ники Шишкова. См., например, его статью "Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии" (Труды Общества любителей российской словесности. 1812. Ч. 1. С. 55-110). Мы живем в печальном мире, где часто страдает невин- ность, где часто гибнет добродетель..." Или:
Мы живем в печальном мире, Всякий горе испытал, В бедном рубище, в порфире...
Выступление Жуковского не осталось без ответа. Спор разгорелся вокруг понятия дружбы. Жуковский с идеалис- тических позиций, считая жертву основой морали (а за этим стояло убеждение в исконной противоположности об- щих и частных интересов), отказывался признать дружбой союз, не основанный на "бескорыстном" самопожертвова- нии. "Вы, конечно, согласитесь со мною, - обращался он к членам Общества, - что человек соединен с человеком некоторым внутренним чувством родства, данным ему от природы, а может быть еще больше своими собственными выгодами, но вы согласитесь также, что сей союз, сколь он, впрочем, ни силен, не может называться именем дружбы" (курсив мой. - Ю. Л.) (л. 45-45 об.). Против Жуковского выступил Мерзляков. "Польза, - го- ворил он, - тот магнит, который собрал с концов мира
рассеянное человечество Польза, друзья мои, то существо, которое соединило нас здесь. Мы одевали его, по обычаю всего света, в разные пышные одеяния, давали ему многоразличные имена, поклонялись ему под видом дружбы, под видом братства и проч..., может быть от то- го самого терял он свою силу. Полно мечтать о будущем! Перестанем искать причину нашей холодности или причину нашей привязанности к собранию в отдаленных облаках, рождаемых воображением нашим - что же делать? Надобно раскрывать пользу, которую всякий из нас надеется полу- чить от собрания" (курсив мой. - Ю. Л.) (л. 53-53 об.). Центром борьбы сделалась оценка карамзинизма. Выступление Андрея Тургенева (видимо, на заседании 22 марта) было направлено на развенчание Карамзина. Борьба в Обществе усложнилась выступлениями С. Е. Родзянко. Андрей Тургенев считал, что о религии здесь "никогда бы упоминать не должно" (л. 41), и даже Михаил Кайсаров выражал сомнение в бессмертии души и загробной жизни. Родзянко же был настроен откровенно-мистически. Об отношении к нему ведущей группы членов Общества сви- детельствует высказывание А. С. Кайсарова в письме к Андрею Тургеневу: "Как бы ты думал, о чем мне случилось говорить с Родзянкою? О Боге. Он много в[рал? верил?] и потому он не нашего поля ягода"3. В такой кипучей, противоречивой атмосфере Общества складывалась литературная программа Андрея Тургенева. За свою короткую жизнь он пережил стремительную идейную эволюцию. Масонские идеи, в кругу которых вращалось старшее поколение тургеневского дома, очень скоро пе- рестали
1 Аглая, 2-е изд. М., 1796. Кн. 2. [С. 5]. 2 Карамзин Н. М. Веселый час // Полн. собр. стихот- ворений. М.; Л., 1966. С. 101. 3 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 46. - Конъек- тура В. М. Истрина.
его удовлетворять. Андрей Тургенев, бесспорно, мог бы присоединиться к словам своего брата Александра, писав-
шего в 1810 г. Николаю: "Я не принадлежу и не буду при- надлежать ни к одной [ложе]"1. 1790-е гг. отмечены для Андрея Тургенева влиянием Карамзина. В этом отношении характерен черновой набро- сок, хранящийся в архиве Жуковского. Андрей Тургенев развивает здесь любимую мысль Карамзина о субъективнос- ти человеческих представлений и заканчивает прямой апо- логией Карамзину: "По большей части вещи кажутся нам хороши или худы не потому, что они таковы в самом деле, но по расположению души нашей истинно прекрасная вещь может казаться нам то прекрасна, то посредственна и да- же худа..." Далее он говорит о том, что впечатление от литературных произведений определено субъективным сос- тоянием читателя. В минуту счастья надо читать Карамзи- на. "Тогда песнь "К милости" извлечет тихие, блаженные слезы из глаз твоих, и "Цветок на гроб моего Ага- тона" исполнит душу твою ни с чем не сравненными ощу- щениями"2. Однако очень скоро Карамзин перестал быть в глазах Андрея Тургенева непререкаемым авторитетом. Эпоха пав- ловской реакции была для него временем обострения инте- реса к политике. Идеалом его становится не проповедь отказа от общественной борьбы, а деятельная любовь к отечеству. Осознание несправедливости существующего строя соче- талось у Андрея Тургенева с формированием всепоглощаю- щего чувства любви к родине, которое оказало влияние также на его младших братьев и определило известное высказывание Николая Тургенева: "Ни о чем никогда не думаю как о России. Я думаю, если придется когда-либо сойти с ума, думаю, что на этом пункте и помешаюсь"3. Андрей Тургенев, как и его брат Николай, "одну Россию в мире" видел. Это делает его путь чрезвычайно напоминаю- щим политическое развитие декабристов. Принимая участие в организации Дружеского литературного общества, Андрей Тургенев считал, что цель его - "возжигать сердца наши священным патриотизмом в сии священные минуты каждая мысль, каждое биение сердца в нас да будет пос- вящено отечеству" (л. 41 об.). Интересно, что в числе героев-патриотов, следовать которым Тургенев призывает современников, он называет не только Леонида и Аристида, но и убийцу тирана, рес-
публиканца Брута, и Кодра, добровольно пожертвовавшего царским саном и жизнью ради спасения Афин и установле- ния в них республики. "Ах! Может быть - с восторгом произношу слова сии - может быть, воссияет тут в сердцах наших луч того не- бесного огня, который согревал сердца Леонидов, Кодров, Брутов и Аристидов. Какое блаженство! друзья мои! Ожив- лять в груди своей, в нашем тесном кругу тень оных ве- ликих времен прошедших, когда всякий человек был рев- ностным гражданином, сыном отечества, которое с любовью прижимало его к своему сердцу, кото-
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 430. 2 РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 320. Л. 2-2 об. 3 Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 200. рому с любовью приносил он в жертву жизнь и все бла- женство жизни своей... Проснитесь, дышите в нас вели- чие, бессмертные мужи! веселитесь тем, что чрез целые тысячи лет пример ваш служит светильником на пути нашей жизни!" (л. 42-42 об.). Высокий патриотический пафос, "священный энтузиазм" речей Андрея Тургенева роднит их с публицистическими выступлениями декабристов. Все силы Андрея Тургенева были направлены на искание истины. Патриотический пафос его в начале 1800-х гг. приобретает свободолюбивую окраску. В дневнике его находим строки: "Там только, где страдает и теснится невинность, там буду я говорить всегда громко; в таком случае девиз мой: Ни перед кем, ни для чего!" В том же дневнике Андрей Тургенев записал интересный разговор с А. С. Кайсаровым. Последний рассказал ему о случае издевательства офицера над человеческим достоин- ством солдата, который должен был являться молчаливым свидетелем поругания своей супружеской чести: "Если бы он в этом терзательном, снедающем адском молчании зако- лол его! Мог ли бы кто-нибудь, мог ли бы сам бог обви- нить его? Молчать! Запереть весь пламень клокочущей ге- енны в своем сердце, скрежетать зубами, как в аду, смотреть, видеть все и - молчать! Быть мучиму побоями, быть разжаловану по оклеветаниям этого же офицера! Дух
Карла Моора! И в этом состоянии раба, раба, удрученного той тяжестью рабства, какое сердце, какая нежность, ка- кие чувства}"1 В речи на торжественном заседании Дру- жеского литературного общества Андрей Тургенев, обраща- ясь к отечеству, подчеркнул свободолюбивый характер своего понимания патриотизма: "Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою, здесь пред тобою стоят сыны твои! Благослови все предприятия их! Внимай нашим священным клятвам! Мы будем жить для твоего блага". Лю- бовь к отечеству, пишет автор, "заставляет презирать смерть, дабы или здесь соделать отечество свое благопо- лучным, или в небесах найти другое отечество". В письме к Жуковскому от 9 марта 1802 г. Андрей Тургенев сообщал о своих впечатлениях от книги Архенгольца "Annalen der britischen Geschichte": "Какая воспламенительная книга! Что французская вольность? Что Бонапарт? A propos2: как, брат, умаляется этот великий Бонапарте, которого я любил, которому я удивлялся! Славны бубны за горами, или
Когда какой герой в венце не развратился".
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 80, 83. 2 Кстати (франц.). 3 Цит. по: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". Пг., 1918. С. 53. Увлечение Бонапартом - республиканским генералом столь же типично, как и последующее разочарование. "Кто от юности знакомился с героями Греции и Рима, тот был тог- да бонапартистом", - вспоминал С. Н. Глинка (Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895. С. 194). Есть основания полагать, что Андрей Тургенев не ограни- чился критикой политического угнетения - внимание его привлекали также вопросы социальной несправедливости и, прежде всего, крепостного права. Следует помнить, что ранняя смерть не дала развернуться этой стороне его воззрений. Мы можем в этом случае скорее говорить о направлении развития, а не о законченной системе возз- рений. При решении этого вопроса не нужно забывать о дальнейшем пути ближайшего друга и единомышленника Тур- генева - Андрея Кайсарова, ставшего ярым противником крепостного права. Некоторые материалы для решения это- го вопроса может дать перевод Андреем Тургеневым пьесы А. Коцебу "Негры в неволе". Политический и литературный облик Коцебу достаточно хорошо известен, поэтому в нас- тоящем случае имеет смысл говорить не о самой пьесе, написанной, однако, под прямым влиянием Рейналя (на это указывал сам автор), а об истолковании ее русским чита- телем. Какое впечатление производили в России, и в частности в семье Тургеневых, наполняющие пьесу пламен-
ные монологи против рабства, можно судить по дневнику Н. И. Тургенева. В феврале 1809 г. он записал: "Сегодня читал с Рандом "Негры в неволе", сочинение Коцебу. Это чтение, хотя и приятное в некоторых отношениях, возродило во мне чрезвычайно неприятные мысли. О Рос- сия, Россия! Если бы жизнь моя могла быть в сем случае полезна славному, доброму русскому народу, сейчас рад бы пожертвовать оною тысячу раз"1. В пьесе Коцебу, переведенной Андреем Тургеневым, чи- татель находит и ужасающие картины угнетения рабов-нег- ров, и яркие монологи о равенстве людей. Карамзин приб- лизительно в те же годы в "Вестнике Европы" использовал описание положения негров (статьи о Тусене-Лювертюре) для подкрепления своей мысли о том, что освобождению должно предшествовать длительное просвещение, что не- возможно предоставить свободу "дикому", "непросвещенно- му" народу. В пьесе вопрос этот решался в противополож- ном смысле: "Неволя подавляет всякую душевную способ- ность", и, следовательно, никакое "просвещение" невоз- можно в условиях рабства. На утверждение рабовладельца: "Негры родятся невольниками", - следует ответ: "Неправ- да! Никто невольником не родится". В связи с русской действительностью пьеса Коцебу по- лучала антикрепостнический смысл и не могла не вызывать у читателя тех ассоциаций, которые возникали у Николая Тургенева. Аналогию с положением крепостных в России вызывали и картины избиений негров плантаторами, и рас- суждения об отсутствии у негров права собственности. На предложение искать правды в суде негр Труро отвечает: "Суда? мы не можем быть и свидетелями, не
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 210. Ср. от- рывок В. В. Попугаева "Негр". Анализ этого произведения см.: Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800-х го- дов. М., 1953. С. 206-209. Здесь же дается перечень связанных с этой темой материалов и высказывании. К приводимым В. Н. Орловым данным можно было бы приба- вить, например, пересказ "Несчастья от кареты" Княжни- на, содержащийся в записках С. Н. Глинки: "Была беда и от смычков гончих и борзых собак, на которых обменивали семьи крестьян; была беда и от торгашей; переселяли на лицо земли русской перекупы негров" (Глинка С. Н. За- писки. С. 95). только доносчиками. Негр никогда не бывает прав. Всякий европеец, даже иноземец, может бить его, не страшась наказания, а если негр только руку на него поднимет, то он должен умереть немедленно". Поэтому особенно острый смысл приобретало обращенное к неграм восклицание противника рабства Джона: "О, если б она [кровь негров] закипела, если б отчаяние превра- тило ее в пламень и вы умертвили бы ваших тиранов". О том, что положение крепостных крестьян привлекало внимание членов Общества, свидетельствует и другой ин- тересный факт - участие их в постановке яркой антикре- постнической драмы "Солдатская школа". Как указывал В. И. Резанов2, еще Сушков высказал предположение о том, что автором этого произведения был Н. Сандунов. Советс- кие исследователи, обратившие внимание на эту антикре- постническую пьесу, высказывались также в пользу этого предположения. Письма А. С. Кайсарова к Андрею Тургене- ву не только позволяют окончательно определить авторс- тво Сандунова, но и устанавливают до сих пор не извест- ный и весьма значительный факт постановки этого произ- ведения в Московском благородном пансионе. До сих пор исследователи полагали, что пьеса не смогла увидеть света рампы и поэтому имела сравнительно небольшой об- щественный резонанс. Обстоятельства дела, по письмам А. С. Кайсарова к Андрею Тургеневу, рисуются в следующем виде: произведе- ния Н. Сандунова, привлекавшие внимание современников, были известны и в кружке Андрея Тургенева. 12 июля 1801 г. Кайсаров сообщал: "Я достал некоторые драмы Николая Сандунова и теперь их с Есиповым на скорую руку списы- ваем"3. Пьесы обсуждались
1 Негры в неволе. Историко-драматическая картина... М., 1803. С. 41-43. Рукопись перевода пьесы (писарский текст с авторской правкой) хранится в Научной библиоте- ке Московского гос. университета им. М. В. Ломоносова. 2 Резаное В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жу- ковского. СПб., 1906. С. 48. 3 ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 50. Л. 193 об. Работа над постановкой вызвала, видимо, сопротивление со стороны директора пансиона Прокоповича-Антонского. 18 ноября 1801 г. Кайсаров сообщал другу, что в прошлое воскресенье спектакль не состоялся: "Опять нашлись историко-энциклопедические причины" (Антонский преподавал "Историю и энциклопедию") (Там же, л. 40). Смысл этих "причин" Кайсаров разъяснил в письме от 19 декабря 1801 г.: Антонский "боится развра- тить своих питомцев светскими пьесами" (л. 58). Однако постановка все же была осуществлена, руководил ею сам Сандунов. "Прошлую пятницу, - сообщает Кайсаров, - была у пас проба, на которой был Ник. Сандунов, который нас учил" (л. 40 об.). Первое представление пьесы, видимо, состоялось 8 декабря 1801 г. На другой день Кайсаров писал другу в Петербург: "Брат! Брат! Для чего тебя тут не было! Для чего не был ты свидетелем моего триумфа?.. Я играл вчера Стодума в "Солдатской школе" - и уве- ряют будто совершенно. Сам Сандунов, с которым мы не- задолго перед этим крепко побранились, сам он прыгал от радости... Батюшка И. П. Тургенев вчера мне сказал: "Ну, брат Андрехан, vous aves surpassez mes attentes" (вы превзошли мои ожидания. Франц. - Ю. Л.)". Пьеса шла несколько раз, так как в конце декабря Кайсаров сообщал об изменении состава участников. Постановка не прошла незамеченной. Кайсаров писал Тургеневу: "Достигла слава об игре моей до Померанцева, и он жалеет, что не видал меня. Во второе представление, которое имеет быть на святках, непременно приглашу его" (л. 145 об.). Боевой, антикрепостнический характер пьесы объясняет смысл за- писи в дневнике Николая Тургенева: "Да, я помню те вре- мена, когда я не спал ночей, думая все о блаженной ми- нуте, когда я пойду в университетский театр" (Архив братьев Тургеневых. Вып. 3. С. 180-181).
участниками Общества, следствием чего, вероятно, и яви- лась идея постановки "Солдатской школы" на сцене панси- она. Все вышеизложенное позволяет говорить о неправиль- ности характеристики В. М. Истрина, считавшего, что Андрей Тургенев воспитан "в традициях безусловной по- корности власти" и что "для него не так важен был про- тест против зла и тирании, сколько правдивое и талант- ливое его литературное изображение"'. Одновременно с усилением вольнолюбивых настроений Андрей Тургенев из сторонника Карамзина превращается в его сурового критика. Произнесенная им на заседании Дружеского литературного общества речь замечательна своим сходством с основными пунктами литературной прог- раммы декабристов. В речи "О русской литературе" Андрей Тургенев выступил с резким осуждением карамзинского направления: "Он [Карамзин] более вреден, нежели поле- зен нашей литературе..." В чем же заключается вред Ка- рамзина? По мнению Тургенева, прежде всего в отказе от гражданственной тематики и, во-вторых, в отсутствии на- циональной самобытности творчества: "...пусть бы русс- кие продолжали писать хуже и не так интересно, только бы занимались они важнейшими предметами, писали бы ори- гинальнее, важнее..."2. Требуя оригинального, не заимствованного ниоткуда содержания литературы, выражения в литературе народной жизни, Андрей Тургенев смело отвергает существовавшую литературную традицию, противопоставляя ей народное творчество: "Что можешь ты узнать о русском народе, чи- тая Ломоносова, Сумарокова, Державина, Хераскова, Ка- рамзина; в одном только Державине найдешь очень малые оттенки русского; в прекрасной повести Карамзина "Илья Муромец" также увидишь русское название, русские стопы3 и больше ничего Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы, в сих-то драгоценных остатках, а особливо в песнях, находим мы и чувствуем еще характер нашего народа. Они так сильны, так выразительны в веселом ли то или в печальном роде, что над всяким непременно должны произвести свое дейс- твие. В большей части из них, особливо в печальных, встречается такая пленяющая унылость, такие красоты чувства, которых тщетно стали бы искать мы в новейших подражательных произведениях нашей литературы". Особо примечательна мысль Тургенева о связи литературы и жиз- ни. Он считает, что характер современной литературы из- менился бы только с изменением дей-
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 82, 83. 2 Фомин А. А. Андрей Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 29. Требование самобытности литературы для единомышленников Андрея Тургенева имело программный характер. В речи "О трудности учения" Мерзляков говорил: "Кажется, вкус по зернышку рассыпан по всем краям света. Итак, чтобы соб- рать его, поезжай в Англию, во Францию, в Германию и пр. бедный молодой человек теряет свой собствен- ный дух, дух своего языка, пишет по-французскому и по-немецкому, на русском лишается навсегда истинной части оригинала. Мне скажут, что благоразумное внимание к красотам иностранным может избежать сих пороков. Не знаю. Представим русского - мы не имеем еще собс- твенных образцов во всех родах сочинений, все наши пи- сатели рождаются, так сказать, во французской библиоте- ке воспитывают нас иностранно, начиная от катехи- зиса, от календаря - все на иностранном" (л. 104 об.-105 об.). 3 В публикации Фомина ошибочно: "стоны". Исправляем по рукописи. ствительности: "Для сего нужно, чтобы мы и в обыча- ях, и в образе жизни, и в характере обратились к русс- кой оригинальности". Итак, Тургенев требует, чтобы содержание литературы было "великое, важное и притом истинно русское". Обос- новывая необходимость высокой торжественной поэзии, он противопоставляет Карамзину Ломоносова и даже Хераско- ва. Реформатором русской литературы "должен быть теперь второй Ломоносов, а не Карамзин. Напитанный русской оригинальностью, одаренный творческим даром, должен он дать другой оборот нашей литературе; иначе дерево увянет, покрывшись приятными цветами, но не показав ни широких листьев, ни сочных, питатель- ных плодов". В критике Карамзина и в противопоставлении ему Ломо- носова позиции Андрея Тургенева и Мерзлякова, видимо, совпадали, но дальше начинались различия. Неприязнь Мерзлякова к Карамзину и его симпатии к литературе XVI- II в. были определены общим демократическим характером его мировоззрения. Дворянскому, карамзинскому идеалу "внутренней свободы" Мерзляков противопоставлял требо- вание общественно-полезной деятельности. Здесь между ним - в будущем профессором-разночинцем, представителем университетской науки - и Андреем Тургеневым, в созна- нии которого, видимо, зрели элементы дворянской револю- ционности, можно отметить существенное различие. Отри- цательно относясь к современной ему дворянской литера- туре. Мерзляков считал Ломоносова непререкаемым автори- тетом. Литературная программа Андрея Тургенева была иной: она включала требование поэзии не только торжест- венной, но и свободолюбивой. С этих позиций он критико- вал и Ломоносова. В речи "О поэзии и о ее злоупотребле- нии" он утверждал: "Смею сказать, что Ломоносов, творец российской поэзии, истощая все дарования на похвалы мо- нархам, много потерял для славы своей. Бессмертная муза его должна бы избирать и предметы столь же бессмертные, как она сама. Все почти оды его писаны на восшествие, на день рождения и тому подобное"2. Таковы были литературные взгляды Андрея Тургенева. Анализ их объясняет появление столь яркого гражданс- твенного, патриотического произведения, как стихотворе- ние "К отечеству", - произведения, сыгравшего известную роль в подготовке гражданской поэзии декабризма3.
1956
1 Фомин А. А. Андреи Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 26-30. 2 Цитирую по черновому наброску. РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 326. Л. 19. 3 Любопытно, что В. К. Кюхельбекер в дневнике, напи- санном в крепости, отметив, что "никогда не знавал" "рано отцветшего Андрея Тургенева", "память которого была мне всегда - не знаю почему - любезна", писал: "Несчастна Россия насчет людей с талантом: этот юноша, который в Благородном пансионе был счастливый соперник Жуковского и, вероятно, превзошел бы его, умер, не дос- тигнув и 20-ти лет". Поэзия Андрея Тургенева в начале XIX в. пользовалась известностью. В том же дневнике Кю- хельбекер записал: "С удовольствием я встретил в "Вест- нике" известную элегию покойного Андрея Тургенева (бра- та моих приятелей). Еще в лицее я любил это стихотворе- ние, и тогда даже больше "Сельского кладбища", хотя и бьы в то время энтузиастом Жуковского" (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 159, 155).
ПРИЛОЖЕНИЕ Речь Андрея Тургенева "О любви к отечеству" Любовь к отечеству есть то сердечное чувство, которое с самых нежнейших лет наших привязывает нас к нашей роди- не, укрепляется, развивается в нас с летами и, наконец, обращается для нас в природу и сливается, так сказать, с душою нашею. Сперва оно есть только чувство; не зная еще, что такое отечество, мы уже любим его; но мало-по- малу, когда разум начинает в нас действовать, мы видим, что должны следовать сердечному нашему движению, что мы должны любить его, потому что оно приняло нас прежде всего в
1 РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 326. Черновая рукопись на нескольких листах в следующей последовательности: л. 9, 10, 11, 8. Заглавие условное. Обнаруженная в архиве Жуковского черновая рукопись речи Андрея Тургенева не вошла в рукописный сборник ре- чей, произнесенных на очередных заседаниях Дружеского литературного общества. Между тем сборник, как явствует из неопубликованной переписки Андрея Кайсарова и Андрея Тургенева, включает в себя полностью все речи, произне- сенные на регулярно проходивших дружеских встречах. Речь, видимо, была подготовлена с другой целью. Устано- вить эту цель позволяют следующие данные. Параграф LIII "Законов" Дружеского литературного общества требовал, чтобы сверх обычных встреч "всякие три месяца" происхо- дили "экстраординарные собрания, или торжества. Каждый из сих праздников может носить на себе особенное имя. Иной посвящается отечеству, другой - какой-нибудь из добродетелей, третий, например, - поэзии...". Как было установлено В. М. Истриным, первое торжественное засе- дание происходило 7 апреля 1801 г. и было посвящено отечеству. Обстановка этого "экстраординарного собра- ния" восстанавливается из более позднего письма Андрея Тургенева. Говоря о дружеском вечере в Петербурге, Тур- генев пишет находящимся в Москве друзьям по Обществу: "Мы разгорячились, как тогда, когда праздновали тор- жество наше в честь отечеству. Вспомните этот холодный еще, сумрачный апрельский день и нас в развалившемся доме, окруженном садом и прудами. Вспомните гимн Кайса- рова, стихи Мерзлякова, вспомните себя и, если хотите,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|