Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совет в духе «лучше совершенства»: забудьте о том, что вы «должны» делать




Кажущееся безобидным, слово «должен» на деле может оказаться разрушительным. И это не пустые слова. Суждение, которое слово несет в себе, по сути, выражает мысль о том, что «ты недостаточно хорош». И даже если вы не принимаете это суждение осознанно, подсознание расценивает его как реальное. Выполняйте упражнения этой главы, старайтесь забыть, что вы «должны» делать, и вы заметите, как улучшатся ваше эмоциональное и физическое состояние, отношения и даже работа. Почему? Потому что чувство, что ты должен, влияет не только на эмоции, но и на поведение.

 

Если вы, например, думаете: «Муж должен погулять с Петунией вечером, раз я гуляла с ней днем», – но в обычный час супруг не вскакивает и не тянется добровольно за ошейником, вы можете расстроиться, а в голове у вас, вероятно, прозвучит: «Ты на полном серьезе не собираешься этого делать?» Потом вы надеваете на собаку поводок и бормочете себе под нос раздраженно: «Как приятно, наверное, иметь прислугу».

 

Вы можете быть или счастливым, или правым. Если вам хочется сохранить отношения и выигрывать в каждом споре, то у вас проблемы.

Стив Харви, писатель, сценарист, актер

 

Несмотря на нюансы каждой отдельной ситуации, слово «должен» приводит только к напряжению и разногласиям.

Помните ли вы, как расстроились из‑за своего понимания того, что другой человек должен сделать? В рубрике «Руководство к действию» мы подробнее разберем, как лучше всего справляться с такими ситуациями.

А пока спросите себя, как часто вы используете слово «должен».

 

В течение следующих трех дней замечайте, насколько часто окружающие и вы сами произносите слово на «д». Результаты наверняка удивят вас не меньше, чем моего клиента Карла, который сказал:

– Трудно поверить, что я так часто произношу это. И другие тоже. Я начал указывать на это своей девушке каждый раз, когда она говорит «должен».

 

Я не призываю вас «играть в психотерапевтов» со своими близкими (это может по‑настоящему выводить их из себя!). Я лишь прошу больше внимания обращать на то, как легко мы бросаем направо и налево это осуждающее слово. Затем двигайтесь дальше. Всякий раз, когда «должен» вылетает у вас изо рта, задумайтесь и спросите себя, какое правило это слово выражает в данном случае. Одна из моих клиенток представляла себе гигантский осуждающий указательный палец всякий раз, когда произносила «должен». Эта картинка вызывала смех и позволяла оглянуться, чтобы более объективно проанализировать свое правило.

 

Правила для других

 

Присмотримся к правилам, которые мы в течение долгих лет устанавливаем для других. Что приходит вам на ум, когда вы читаете эти предложения?

 

 

УПРАЖНЕНИЕ: что, по‑вашему, должны делать люди

Настоящий друг должен…

Любящий супруг должен…

Хорошие люди должны…

Теща/свекровь должна…

Незнакомец должен…

Специалист по продажам должен…

Политики должны…

 

Нет ли таких ответов, которые вас удивили?

На свод придуманных вами правил влияет масса факторов, включая культуру, в которой вы выросли, ваше детство, правила ваших родителей, друзей, средств массовой информации и прошлый опыт (даже тот, который вы успели получить сегодня). Наши правила так глубоко укореняются в подсознании, что зачастую мы даже не догадываемся об их существовании. Они кажутся нам фактами, а не субъективными установками, каковыми являются на самом деле. Когда я спрашиваю новых клиентов об их правилах, они представления не имеют, о чем я говорю.

Откуда берутся эти правила, устанавливающие, как другие должны себя вести?

И снова в игру вступает принцип «недо‑пере». В большинстве случаев у нас есть положительный мотив: мы хотим знать, как интерпретировать слова и действия окружающих. Если мы кому‑то не нравимся или, наоборот, кто‑то в восторге от нас, нам, естественно, хочется быть в курсе. С помощью «правил» нам легче расшифровать то, как нас видят другие.

Настоящая проблема не в причине этих негибких ожиданий, а в их последствиях. Когда мы реагируем на нарушение наших правил так, словно они настоящие, то есть такие, о которых все знают и которые все принимают, мы основываемся на ложной информации.

Представьте себе следующее. Как финансовый директор компании вы делаете отчет о финансовом состоянии предприятия и создаете план на следующий год. Но что если все свои отчеты вы построили на основании ложных цифр – тех, что не дают истинного представления о прибылях и убытках? Насколько эффективной будет ваша работа? Согласитесь, не очень.

Когда эмоционально и поведенчески мы реагируем так, будто придуманные нами правила настоящие, мы фактически делаем то же самое. И это не только вызывает ненужный стресс у нас и окружающих, но и приводит к тому, что мы действуем не лучшим образом и говорим то, что не является правдой.

 

Моя подруга была явно мною недовольна. Когда я спросила, в чем дело, она ответила:

– Ты мне так и не перезвонила.

– Извини, – сказала я, – почему‑то я не получила твое сообщение. Когда ты его оставила?

– Я не оставляла сообщения. Я позвонила тебе на мобильный трижды. Ты наверняка видела пропущенные звонки, но не связалась со мной. Разве это дружба?

Что, серьезно?

Я задумалась о ее своде правил. И вместо того чтобы расстраиваться из‑за ее реакции, поначалу показавшейся мне смешной, решила проявить понимание.

– Прости. Теперь я понимаю, что тебе нужно было поговорить. Просто мне каждый день звонит масса людей, и я даже не просматриваю пропущенные звонки – только прослушиваю голосовую почту. Отныне, если тебе захочется поболтать, можешь оставлять голосовые сообщения? А лучше пиши SMS. Мне очень важна наша дружба, и я хочу быть на связи.

Я предпочла не ставить собственные правила выше правил подруги и не стала объяснять, почему, на мой взгляд, ее обвинение было беспочвенным. Такой подход помог мне убить одним выстрелом трех зайцев: 1) я избежала сильного раздражения; 2) подруга почувствовала, что ее любят и 3) стало ясно, как в подобных ситуациях вести себя в будущем.

 

 

Правила для самого себя

 

Для себя у перфекционистов заготовлено еще больше правил, чем для других. Какие из перечисленных вам близки?

• Я должен быть более успешным.

• Я должен держать себя в лучшей форме.

• Я должен помогать соседям.

• Я должен был это знать.

• Я должен больше спать.

• Я должен всегда выглядеть презентабельно.

• Я должен больше успевать за день.

• Я должен готовить ужины для семьи.

• Я должен лучше следить за чистотой в доме.

• Я должен испытывать больше благодарности.

• Я должен чувствовать себя счастливее.

 

Как часто вы применяете к себе слово «должен»? Что вы чувствуете, когда не достигаете ожидаемого результата: стыд, вину, беспомощность, безнадежность, бесполезность?

Правила помогают придать смысл жизни. Но если что‑то идет не по плану, они способны создать проблемы.

 

Цена эмоций

 

Вспомните случай, когда вы рассчитывали на то, что так и не случилось; ждали события, которое не произошло; предсказывали результат, которого не получили.

Какие эмоции вы испытывали?

• Злость

• Страх

• Недовольство

• Вину

• Беспомощность

• Безнадежность

• Негодование

• Грусть

• Стыд

• Бесполезность

 

Что вы сделали под влиянием этих чувств?

• Действовали, открыто проявляя гнев или подавляя его.

• Отстранились от окружающих.

• Прекратили попытки.

• Сдались.

• Поклялись никогда больше не допускать ничего подобного.

• Слишком много ели или погрузились в какое‑то другое нездоровое занятие.

 

Когда их правила нарушены, перфекционисты реагируют очень бурно и негибко. Они склонны к приступам депрессии, вспышкам гнева и психическим срывам.

Почему ожидания вызывают столько эмоций? Тому есть несколько причин. Во‑первых, ожидания помогают составить представление о том, что может случиться в будущем, и тем самым дают ощущение контроля в часто абсурдном и непредсказуемом мире. Если вы думаете, что, сделав X, добьетесь Y, и все происходит именно так, это очень приятно. Вы чувствуете себя комфортно и безопасно, зная, что произойдет.

Для перфекционистов непредсказуемость сродни потере контроля. (Это еще один пример мышления по типу «все или ничего».) А потеря контроля пугает. В психологии это называется «приобретенной беспомощностью» – термин обозначает чувство бессилия, когда вы ничего не можете сделать, чтобы улучшить положение вещей. То есть вы понимаете, что совершенно не властны над происходящим. Приобретенная беспомощность усиливает стресс, подавленное настроение и желание сдаться. Именно поэтому мы выходим из себя, когда кабельщик не является в назначенный час. И это основная причина, почему клиенты авиаперевозчиков кричат на билетных кассиров, даже когда понимают, что те не виноваты в задержке или отмене рейса.

Кроме того, обманутые ожидания вызывают у перфекционистов сильные эмоции из‑за склонности принимать все на свой счет. Ожидания помогают перфекционисту определить свою значимость. По его представлениям, отказ в трудоустройстве, полученный от компании мечты, не имеет отношения ни к требованиям предприятия, ни к сплоченности уже существующей команды; причина только одна: он недостаточно для них хорош. Или, как это было у Нины, желание ее мужчины провести время с приятелями не связано ни с мужской дружбой, ни с футбольным сезоном; она решила, что Дэйв просто ее не любит.

Сила ожиданий перфекционистов значительно превышает силу ожиданий не перфекционистов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...