Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития экономического образования и преподавание экономики в Томском политехническом университете.




В 1904 году Советом института принято решение о чтении курса лекций по политической экономии.

«Протокол № 7 заседания Совета ТПИ от 4 июня 1904 года, пункт 7. Совет рассматривает вопрос об обеспечении преподавателя на пятом курсе фабричной гигиены, законоведения и политической экономии. Прежде всего, постановлено начинать чтение лекций, по этим предметам с ноября месяца, когда институты пятого курса обыкновенно возвращаются с практических занятий, оплачивать же чтение недельных двух лекций по 500 руб. в год ввиду того, что лектор не будет занят 2 месяца в учебном году. Затем постановили чтение лекций по политической экономии предложить профессору Соболеву, выразившему на то свое согласие в частной беседе с г. Директором». [2]

11 сентября 1904 Ученым советом института был утвержден план по политической экономии.

Фрагмент учебного плана Томского Технологического Института

на 1904/1905 учебный год [3]

Отделения Механический Инженерно-строительный Горный Химический
Предметы Л/У Л/У Л\У Л\У
Богословие        
Законоведение        
Политическая экономия        
Фабричная гигиена        

 

Это событие положило начало экономическому образованию в вузе. Политэкономия была университетской дисциплиной и в технических вузах не изучалась. Не включалась она и в учебные программы технических вузов западных стран.

Однако Томский технологический институт в отличие от других технических вузов изначально был задуман техническим университетом. Поэтому его учебные планы были насыщены теоретическими университетскими дисциплинами. Университетский уклон имели политехнические институты только в Петербурге, Харькове, Киеве и Риге. Это были первоклассные высшие учебные заведения. В то же время зарубежные политехнические колледжи (например, в Манчестере) вырождались и фактически преобразовывались в средние учебные заведения.

Развивающееся капиталистическое производство требовало знание законов товарного рынка и рынка труда. И в начале века из всех социальных дисциплин модной была именно политэкономия. Даже наследникам престола, обучающимся по индивидуальному плану, обязательно включали в раздел высших (военных) наук дисциплину «политэкономия».

В Томском технологическом институте курс «Политэкономия и статистика» читался наряду с богословием, фабричной гигиеной и законодательством, фотографией. Правда, последняя числилась необязательной, а рекомендуемой дисциплиной. В мае 1906 года Совет ТТИ признал богословие и историю религии ненужными дисциплинами, и они были исключены из учебных планов.

Российские ученые и инженеры (например, Д.И. Менделеев) больше занимались фундаментальными исследованиями и меньше уделяли внимание прикладной науке и техническому изобретательству. Многие из них считали даже бессмысленным патентование своих работ, отказывались от участия в выгодных сделках, стояли, за так называемую, «чистую науку» – науку ради науки. Хотя, технически отсталая Россия делала выгодным грамотное применение уже известных и хорошо отработанных изобретений. Не случайно в России выработался тип инженера-исследователя, ученого, а не инженера-изобретателя (как, например, в США Эдисон, Томпсон и т.д.).

Первыми слушателями дисциплины «политэкономия» стали студенты 4-го курса механического отделения и студенты 5-го курса горного, инженерно-строительного и химического отделений. Лекции читались два часа в неделю, семинары не предусматривались, поскольку политэкономия считалась факультативной дисциплиной.

ТТИ имел собственный во многом оригинальный учебный план.

Тип политэкономической школы оправдал себя. ТТИ начал свою учебную жизнь по курсовой системе, характеризующейся различного рода регламентациями.

Под нажимом студенчества после революции 1905 г. во всех вузах России курсовая система была заменена предметной.

Предметная система в чистом виде характеризуется полной свободой посещения аудиторных занятий, отсутствием границ в продолжительности обучения, отсутствием последовательности в прохождении дисциплин.

Хотя учебные планы рассчитывались на пять лет, средняя продолжительность обучения равнялась 7-8 годам.

С 1907 г. в ТТИ вновь начался обратный отход от предметной системы:

- введена последовательность в прохождении дисциплин;

- введен минимум обязательных зачетов.

Получилось нечто среднее между предметной и курсовой системами.

Имелся и учебный план: список дисциплин; время на изучение каждого предмета.

В ТТИ применялся лекционно-лабораторный метод обучения. То есть по предметам учебного плана параллельно лекционному теоретическому курсу велись согласованнее с ним практические занятия в небольших группах под постоянным руководством преподавателя. Это было оригинально, т.к. в других вузах России применялись репетиции (натаскивание студентов). Эта форма обучения осталась и по сей день.

Оценка знаний осуществлялась через экзаменационные испытания; государственные испытания.

Студенты проходили две летние практики: общую и специальную, выполняли дипломные работы и дипломные проекты.

Надо сказать, что с 1900 по 1914 гг. и особенно 1907-1914 гг. между профессорами и студенческими группировками шли бесконечные дискуссии по академическим вопросам.

Студенты постоянно объявляли бойкоты и стачки.

Студенты требовали:

- отменить «минимум» обязательных зачетов;

- не допускать отчислений за академическую задолженность;

- не определять срок обучения в вузе;

- экзамены сдавать не в конце семестра, а каждые две недели (это с 1905 г. было установлено в Петербургском технологическом институте и в Московском техническом училище).

Плебисцит (опрос) среди студентов проведен в ноябре 1910 г., в нем участвовало 1020 студентов:

За – 459 (т.е. против минимума и пр.) чел.

Умеренную позицию занимало – 611 чел.

Сходка в декабре 1910 г. объявила бойкот тем профессорам и студентам, которые будут экзаменовать и экзаменоваться. Было решено насильственно не допустить к экзаменам своих товарищей, желающих экзаменоваться, не останавливаясь даже перед применением, в случае надобности, более решительных мер.

Не все студенты были согласны с такими требованиями. Некоторые пытались сдавать экзамены тайно, т.е. несмотря на запреты студенческих собраний.

В январе 1911 г. сходка профессора Малеева, который устраивал «частные экзамены с заднего крыльца».

В результате студенты обучались не 5, а 7-8 лет в среднем. Первые выпускники 1907 г., 1908 г.

ТТИ с самого начала стал не только учебным, но и научным учреждением. В учебном процессе стремились использовать материалы, добытые из текущей научной среды. В отличие от других вузов России была установлена защита диссертаций на соискание права занятия кафедры.

С 1903 г. стали издаваться «Известия ТТИ» (около 35 тыс. экз. в год).

За 25 лет только кафедра геологии и минералогии дала 9000 страниц печатного материала.

За 1902-1920 гг. – опубликовали 549 научных статей, издано 70 курсов.

Многие профессора ТТИ имели всероссийскую известность. После 1920 г. (когда были ликвидированы привилегии сибирской службы) получили приглашения в вузы Москвы, Ленинграда и других научных центров России.

Весь период с 1900 по 1914 годы в Томском технологическом институте почти беспрерывно проходили стачки, забастовки, митинги, демонстрации политического характера. Помещения ТТИ наполнялись полицией, жандармами, казаками. Значительное число студентов подвергалось арестам, высылкой, исключениям.

По числу политических выступлений ТТИ стоял в тот период на одном из первых мест в России. Студенческое движение ТТИ отражало общее состояние тогдашней России. Студенты по социальному происхождению распределялись следующим образом

Гг.

1) Потомственные дворяне и дети крупных чиновников – 31,5-30,4%.

Но значительная часть студентов-дворян состояла из кавказцев, которые революционизировались на почве борьбы за национальное самоопределение.

2) Духовного звания – 5,4-4,9%.

3) Сыновья почетных граждан и купцов – 10-12,5%.

4) Мещан и цеховых – 32-33%., эта группа политически активна

в связи с усиленным ростом капитализма и стремлением буржуазии к политическому господству.

5) Казаки – 2,5%.

6) Крестьяне (кулацкие слои деревни) – 12,6-13,5%.

7) Иностранцы – 4 человека.

Прочие – какое-то число детей рабочих

Уже первые выступления 1900 г. носили не только академические, но и политические требования. Идеалом провозглашалась «Автономная высшая школа» (исключающая вмешательство во внутренние дела государства, особенно полиции и т.п.).

В феврале 1901г. на некоторое время прекратили выход на занятия в знак протеста против правил 1899 г. (по этим правилам Министерства просвещения за беспорядки студентов отправляли в солдаты).

Март 1901г. произошла студенческая уличная демонстрация, целью, которой была поддержка студента Карповича, смертельно ранившего министра просвещения Боголепова.

Февраль 1903 г. – двухдневная уличная демонстрация, девизом которой был лозунг «Долой самодержавие». Арестовано 52 технолога. В составе демонстрантов было много кавказцев. Схватка с жандармами и войсками получила название «Битва русских с кабардинцами».

В октябре 1903 г. проходит митинг в городском театре. 30 студентов-технологов осуждены и посажены в тюрьму, 164 подверглись аресту.

Весь 1904 г. в аудиториях ТТИ проходят политические собрания.

18 января 1905 г.- массовая демонстрация под руководством сибирского комитета РСДРП, есть убитые и раненные.

25 октября 1905 г. – митинг в городском театре. Черносотенцы подожгли театр. Много технологов погибло.

В 1905-1906 гг. – институт закрыт, занятия не проводились 1,5 года. Масса студентов отправлена в ссылку в Нарым. Выслан из Томска и директор института Зубашев Е.Л. А также профессор Кижнер и др.

Занятия возобновились в марте 1906 г. И снова стачки, митинги.

В мае 1906 г. совет института (без решения Министерства по этому вопросу) принял постановление в качестве вольнослушательниц принимать женщин. С сентября 1907 г. было принято 23 женщины.

Январь 1911 года произошла крупная стачка студентов университета и технологов. Стачка направлена против усиления реакции в стране и особенно против усиления реакции в вузах. За участие в этой стачке исключено из института 373 человека (по распоряжению Министерства народного просвещения).

Всякие выступления прекратились в 1914 году. Значительная часть студентов была призвана в армию.

Томская большевистская фракция РСДРП была небольшой, и особого влияния в студенческой сфере ТТИ не имела.

И все же в 1908 г. на Б.Подгорной № 50 на квартире студента-технолога Ситникова жандармы обнаружили тайную типографию военной организации Томского комитета РСДРП.

Сразу после октябрьской революции вопрос о преподавании политэкономии не стоял. Революция 1917 г., отменившая частную собственность на основные средства производства ставило под сомнение существование политэкономии как науки. В 20 годы в центральной печати развернулась полемика ведущих экономистов России о предмете политической экономии. В экономической науке господствовала идея, что предмет политэкономии ограничивается только рыночной, прежде всего капиталистической экономикой. И исследовать нужно только экономические законы, скрытые рыночной стихией, а «при социалистическом строе политическая экономия теряет свой смысл, – писал Бухарин Н.И. – ибо отношения между людьми будут простыми и ясными…а на место закономерностей стихийной жизни станет закономерность сознательных действий коллектива».[4]

Эта точка зрения была доминирующей, но не единственной. Против ограничения предмета политической экономии только экономикой капитализма были авторы работы «Курс политической экономии» А. Багданов и И. Степанов.[5] Скворцов-Степанов вынес эту проблему на обсуждение в Коммунистической академии в докладе «Что такое политэкономия?», где назвал ограничение предмета политэкономии «невыразимой методологической нелепостью»[6], пытаясь доказать, что политэкономия как наука, познает экономические законы развития общества на различных этапах его цивилизации. Однако основная масса выступающих докладчиков не поддержала. В результате положение о том, что политэкономия изучает только товарно-капиталистическую систему, по словам Д. Розенберга, приобрело характер догмы и «для всякого экономиста стало просто неприлично пересматривать этот вопрос».[7]

Что касается методологии, то она, во-первых, формально сохраняла основные черты методологии Маркса, основанной на примате сферы производства; во-вторых, спецификой методологии советских экономистов была идеологическая трактовка экономических проблем; в-третьих, обязательным условием теоретических исследований и дискуссий была непогрешимость авторитетов: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Вопрос о политэкономии переставал быть дискуссионным после постановлений партийного съезда или выхода теоретической работы Ленина, Сталина. В частности, пересмотр положений работы Н. Бухарина начался в октябре 1929 года после выхода XI Ленинского сборника, в котором Ленин против фразы Бухарина «конец капиталистического товарного общества будет и концом политэкономии» пометил: «неверно». А против фразы «политическая экономия изучает товарное производство» отметил: «не только». В результате последовали публикации с расширительным толкованием предмета политэкономии.

4 марта 1921 года вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах». На основе этого постановления, ставшего первым Уставом высшей школы, в наборе общеобразовательных предметов курс политэкономии отсутствовал. Произошло расщепление политической экономии, как науки, она вошла в набор технологических курсов. В перечне этих курсов был курс «экономической политики», который в ТТИ читал профессор ТГУ Огановский Николай Петрович с 1920 по 1922 год. В промежутке с 1922 по 1923 годы, точной даты в архиве нет, курс «капитализм и пролетарская революция» читал Нефедов Сергей Николаевич, который в 1923 году переехал в Ленинград, где и работал в университете.

Значительная часть экономистов, стоящих на марксистских позициях, стремилась доказать необходимость теоретического изучения коммунистического способа производства, и в этой связи в научной литературе развернулась дискуссия по поводу содержания экономических законов развития социализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...