Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П.З. Захаров: школа педагогического мастерства.




 

Павел Захарович Захаров родился 27 сентября 1902 года, скончался в октябре 1978 года. Проработал в ТПИ чуть меньше полувека, с 1930 по 1976 год. 20 из них заведовал кафедрой политэкономии (с 1943 по 1963 год.)

Окончив, церковно-приходскую школу, а затем начальное училище он уезжает учительствовать в Ершово-Прудинскую, а затее в Поздеевскую школу. Сельский учитель в эти годы – это единственный источник знаний на селе. Его деятельность не ограничивается рамками школьного класса. Он в гуще всех событий сельской жизни. Время новое, непонятное, крестьяне настороженно принимают перемены, происходящие в жизни. Единственный человек, который все объяснит, растолкует – это учитель. Он создает избы -читальни, учит грамоте не только деревенских ребятишек, но и убеленных сединами мужиков. Осенью 1922 года его командируют в совпартшколу города Пскова, по окончанию направляют для продолжения образования в Ленинградский политико-просветительный институт имени Н.К. Крупской. В 1928 году после окончания едет преподавать историю ВКП(б) в Дальневосточную совпартшколу школу города Хабаровска. А в 1929 году Павел Захарович переезжает в г. Томск, которой становиться последним местом прописки и с этого момента он становиться сибиряком, ее горячим патриотом.

С сентября 1930 года Павел Захарович зачислен на работу в Томский индустриальный институт. И вся последующая трудовая жизнь проходит в стенах этого Вуза. Сорок шесть лет своей жизни посвятил политехническому институту, пройдя все ступени роста - от ассистента до заведующего кафедрой. 4 декабря 1942 года Всесоюзный комитет по делам Высшей школы при СНК СИР утвердил Захарова Павла Захаровича в должности исполняющего обязанности заведующего кафедрой марксизма-ленинизма, хотя фактически он исполнял эту функцию с июля 1941 года.

В октябре 1947 года была образована кафедра политической экономии и Павел Захарович возглавляет ее до сентября 1963 года. За время работы в институте П.З. становится заметной личностью не только в ТПИ, но и в городе, его имя хорошо известно всей научной и общественно-политической элите Томска. Его лекции и семинарские занятия отличались оригинальностью подачи материала, высоким идейно – теоретическим уровнем, что в то время было необходимым условием. Сочеталось все это с тонким юмором, а порой и с сарказмом, когда речь заходила о международном положении.

Комин Виктор Иванович, выпускник ТПИ 1934 года, работавший с 1960 по 1976 год в Министерстве черной металлургии главным инженером Главкокса, в своих воспоминаниях пишет, что студенты уважали Павла Захаровича Захарова за его благожелательное отношение к слушателям, за интересные лекции по международным вопросам, которые он читал с большим юмором.

Шел 1937 год. Партия своим «чутким руководством» охватывала все стороны жизни, она, определяла круг научных приоритетов. Так народный комиссариат тяжелой промышленности, в ведении которого находился ТИИ, утвердил преподавателям тематику научных исследований. За Захаровым П.З. была закреплена тема: «Борьба партии большевиков за зажиточную жизнь советского крестьянства».

Однако заниматься научной работой было архи сложно. Как известно, кадры решают все, а кадров этих катастрофически не хватало. Преподаватели были перегружены учебной работой. В среднем лектор имел семь лекционных потоков в неделю. Основная аудиторная нагрузка Захарова П.З., помимо того, что он был заведующим кафедрой, была равна 1200-1400 часов. Но главная трудность состояла в том, что в Томске не было специалистов-политэкономов с учеными степенями и званиями, которые могли бы осуществить квалифицированное руководство научной работой. Неохотно ехали столичные ученые в Сибирь, как не крути, долгое время эти места, оставались «местом ссылки каторжников», что в общем было недалеко от действительности. Поэтому среди ученых Москвы, Ленинграда и других городов России было мало добровольцев, желающих поехать в Сибири. Даже сама дорога от Москвы до Томска, вселяла ужас. Это 10 дней в вагонах, которые ничем не отличались от «теплушек» гражданской войны. Поэтому обществоведы направлялись на работу в Сибирь, в основном, в порядке партийной дисциплины, и должны были отработать три года. Только, когда на экономическом факультете ТГУ открылась аспирантура с правом защиты диссертаций, кафедра политэкономии ТПИ стала пополняться работниками с научными степенями. Но Павел Захарович к этому времени вышел из аспирантского возраста. Диссертацию он не защитил, но это не означало, что прекратил заниматься научной работой, она продолжалась все время. Правда его научная работа не была логически закончена и оформлена в виде научного труда. Возглавляя кафедру, Павел Захарович много сил, внимания и энергии вложил в методическую работу и превратил кафедру в школу педагогического мастерства. Необходимость такой работы была обусловлена тем, что в то время не существовало учебной литературы по политэкономии. Студенты должны были изучать предмет по произведениям классиков марксизма-ленинизма – Маркса К., Энгельса Ф., Ленина В.И., Сталина И.В. В конце 30х годов академик Островитянов К.В. работал над созданием учебника по политэкономии, но в войну эта работа была приостановлена. По совокупности заслуг приказом 140 от 1938 г П.З. Захарову было присвоено звание доцента без защиты кандидатской диссертации.

В конце сороковых годов целым рядом ученых – И.Д. Лаптевым, Л.А. Леонтьевым, К.В. Островитяновым, А.И. Пашковым, Д.Т. Шепиловым, П.Ф. Юдиным был подготовлен учебник «Политическая экономия». Макет созданного учебника в ноябре 1951 года подвергся широкому обсуждению и глубокой критике, было высказано мнение о том, что настоящий учебник по политэкономии может написать только И.В. Сталин. И в феврале 1952 года появилось произведение Сталина И.В. «Экономические проблемы социализма в СССР». В итоге первый учебник по политэкономии увидел свет социализма в 1954 году.

Методические пособие: а) «Преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической»; б) «Социалистическое расширенное воспроизводство в СССР», написанные Захаровым П.З. оказывали огромную помощь студентам в изучении предмета.

Серьезно подходил Захаровым П.З. к учебному процессу сам и строго спрашивал со всех сотрудников кафедры. Каждый лектор обязан был иметь полный текст лекций в печатном виде, которые Павел Захарович прочитывал, и только после обсуждения их на заседании кафедры, учтя замечания заведующего и коллег, лектор шел в студенческую аудиторию. Причем, каждый стремился свободно излагать материал, а не быть прикованным к тексту. Павел Захарович систематически посещал лекции и организовывал постоянное взаимопосещение преподавателей. На методических семинарах, порой очень бурно осуждалась лекция или практическое занятие. В результате каждый преподаватель работал не только над содержанием своей будущей лекции, но и над формой. Примечателен такой случай: будущий заведующий кафедрой политэкономии Московского государственного университета Валерий Викторович Радаев, работая в ТПИ, по нескольку раз прослушивал магнитофонную запись своих лекций, прежде чем идти в студенческую аудиторию. При наличии планов семинарских занятий, которые Павел Захарович разрабатывал сам, он еще поручал сотрудникам кафедры писать методические разработки по чтению лекций и проведению семинарских занятий. Например, давал ассистенту кафедры написать методическую разработку по вопросу: как я провожу семинарское занятие на тему «Распределение по труду, заработная плата при социализме», с последующим обсуждением ее на заседании всего состава преподавателей кафедры.

Павел Захарович всегда связывал экономическую теорию с практической жизнью, и требовал того же от сотрудников кафедры. А по таким темам курса как «планирование», «заработная плата», «хозяйственный расчет» обязывал преподавателей кафедры и проводил сам практические занятия на промышленных предприятиях, с привлечением руководителей соответствующих отделов. Одновременно он много внимания уделял организации самостоятельной работы студентов и контролю за ней.

Не случайно возглавляемая доцентом Захаровым кафедра была известна не только в городе, но и в России. О ней писали в центральном журнале «Коммунист», что для провинциального вуза было событием. Свою преподавательскую деятельность Павел Захарович совмещал с общественной работой (был членом парткома института, райкома и горкома партии, партбюро кафедр общественных наук).

Павел Захарович очень любил молодежь, и неудивительно, что он много сил и времени уделял воспитательной работе среди студентов. При кафедре был создан и постоянно функционировал под его руководством студенческий кружок по политэкономии, проводились научные студенческие конференции по экономическим проблемам. Он достаточно хорошо знал студенческую жизнь, часто встречался с ними во внеучебное время.

В ноябре 1944 года директор института профессор-доктор Воробьев А.А. принял решение об открытии в институте Университета культуры, который работал в составе четырех факультетов:

1. Общественных наук (декан Захаров П.З.);

2. Литературы и искусства (декан-и.о. профессор Нувариев В.С.);

3. Естествознания и географии (декан-профессор Шахов Ф.И.);

4. Технических наук (декан-профессор Кулев Л.П.).

Ректором Университета культуры был доцент Захаров П.З. Академик М.В. Курленя, директор института горного дела СО РАН, вспоминает как в актовом зале главного корпуса ТПИ звучала классическая музыка в исполнении Томского симфонического оркестра и он, деревенский мальчишка, студент горного факультета впервые слушал серьезную музыку. Деятельность Университета культуры приобщала студента «технаря» к духовной культуре, расширяла и обогащала его интеллект. В этом была немалая заслуга Захарова П.З.

Выпускница горного факультета 1943 года Вера Матвеева, в стихах, посвященных студентам, встретившим столетний юбилей горного факультета в 2001 году пишет:

ЗПЗ – Захаров Павел Захарович

Прост в обращении был.

Любил на Томи покупаться,

И с группой на «Стрелку» ходил.

Экономика – всем наукам наука.

В обиду ее ЗПЗ не давал.

На слабые знания скидок не делал

И каждый студент по три раза зачеты сдавал.

На кафедре как-то подсчитали, что лекции Павла Захаровича прослушало более 120 тысяч студентов. Среди них были будущие члены правительства, академики и профессора, общественные деятели и руководители крупных предприятий. Именно он заложил в них основы экономических знаний, без которых невозможно управлять народным хозяйством, вести вперед науку и технику.

В 1946 году за выдающиеся заслуги в деле подготовки кадров для народного хозяйства доцент Захаров П.З. был награжден орденом «Трудового Красного знамени». В этом же году ему вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года». В 1950 году он награждается вторым орденом «Трудового Красного знамени» и в 1961 году – медалью «За трудовое отличие». В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина он награждается «Юбилейной» медалью. Он неоднократно получал благодарности по институту, его фото вывешивалось на институтскую «Доску почета». Но, думается, главная награда – это успешная карьера его учеников.


Лекция 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...