Цели образовательной программы 080100 Экономика
Код цели
| Формулировка цели
| Требования ФГОС ВПО и (или) заинтересованных работодателей
|
|
|
|
Подготовка выпускников к:
|
Ц1
| осуществлению учетной и расчетно-экономической деятельности на предприятиях различных форм собственности, организаций, ведомств, органов местного самоуправления.
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Ц2
| научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Ц3
| междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона.
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Ц4
| к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Ц5
| педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Ц6
| самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
| ФГОС ВПО, ООП ТПУ, заинтересованных работодателей, студентов
|
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
- финансовые, кредитные и страховые учреждения,
- органы государственной и муниципальной власти,
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации,
- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
учетная и расчетно-экономическая;
аналитическая, научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
педагогическая;
предпринимательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности выпускников определяют содержание бакалаврской программы в зависимости от выбранного профиля и разрабатываются ТПУ совместно с заинтересованными работодателями.
Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Учетная и расчетно-экономическая деятельность
Подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
выработка и реализация для конкретного предприятия рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики.
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
Поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
организационно-управленческая деятельность;
участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
организация выполнения порученного этапа работы;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Педагогическая деятельность
Преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Предпринимательская деятельность
Разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; организация предпринимательской деятельности.
Бакалавр должен обладать следующими компетенциями, в соответствии целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика».
Планируемые результаты обучения
Код
результата
| Результат обучения
(выпускник должен быть готов)
| Требования ФГОС, критериев и/или заинтересованных сторон
|
Универсальные компетенции
|
Р1
| Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.
| Требования ФГОС (ОК-14; ПК-9; 11)
|
Р2
| Эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, с делением ответственности и полномочий за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации
| Требования ФГОС (ПК-11; ОК-1,7,8)
|
Р3
| Демонстрировать знания правовых, социальных, этических и культурных аспектов хозяйственной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.
| Требования ФГОС (ОК-2;3;16; 15)
|
Р4
| Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
| Требования ФГОС (ОК-2; 9,10,11)
Критерий 5 АИОР (2.6), согласованный с требованиями международных стандартов EUR-ACE и FEANI
|
Р5
| Активно пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| Требования ФГОС (ОК -13; ПК-1,3,510)
|
Профессиональные компетенции
|
Р6
| Применять знания математических дисциплин, статистики, бухгалтерского учета и анализа для подготовки исходных данных и проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
| Требования ФГОС (ПК-1, ПК-2; ПК-3;4;5
ПК-7; ОК-5; ОК-4; ОК11,13)
|
Р7
| принимать участие в выработке и реализации для конкретного предприятия рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства, требований международных стандартов и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта;
| Требования ФГОС
ПК-5; ПК-7; ОК-5,8
|
Р8
| Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| Требования ФГОС ОК-3,4; ПК-4,6,8,14,15);
|
Р9
| Строить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, прогнозировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты с целью принятия эффективных решений
| Требования ФГОС ПК-6; ПК-5; ПК-7;
ПК-13;; ПК-8;
|
Р10
| На основе аналитической обработки учетной, статистической и отчетной информации готовить информационные обзоры, аналитические отчеты, в соответствии с поставленной задачей, давать оценку и интерпретацию полученных результатов и обосновывать управленческие решения
| Требования ФГОС ПК-4; ПК-5 ПК-7;8
ПК-10; ПК-13; ПК-5
ОК-1;2;3; ОК-6; ОК-13
|
Р11
| Внедрять современные методы бухгалтерского учета, анализа и аудита на основе знания информационных технологий, международных стандартов учета и финансовой отчетности
| Требования ФГОС ПК-10;12 ОК-12
|
Р12
| осуществлять преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
| Требования ФГОС ПК-14; ПК-15;ОК-2;
|
Р13
| Принимать участие в разработке проектных решений в области профессиональной и инновационной деятельности предприятий и организаций, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
| Требования ФГОС
(ПК-3,4,7; 11;12;13ОК-1,7, 8)
|
Р14
| Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики
| Требования ФГОС ПК-4,9
|
Р15
| организовывать операционную (производственную) и коммерческую деятельность предприятия, осуществлять комплексный анализ его финансово-хозяйственной деятельности использовать полученные результаты для обеспечения принятия оптимальных управленческих решений и повышения эффективности.
| Требования ФГОС
(ОК – 7, 8, 12, 13;
ПК – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,10, 11, 13)
|
Структура основной образовательной программы «Экономика» в ТПУ:
Код дисциплины
| Наименование дисциплины
| Кредиты ТПУ
| Пререквизиты
| Форма контроля
|
Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
|
|
|
Б1.Б Базовая часть
|
|
|
|
Б1.Б1
| Иностранный язык
|
4/4/2/2
|
| Экзамен
Зачет
Зачет
зачет
|
Б1.Б2
| История
|
|
| Экзамен
|
Б1.Б3
| Философия
|
|
| Зачет
|
Б1.Б4
| Право
|
|
| Экзамен
|
Б1.Б5
| Психология
|
|
| Зачет
|
Б1.Б6
| Деловая этика
|
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
Б1.В Вариативная часть
|
|
|
|
Б1.В1
| Экономическая история
|
| Б1.Б2
| экзамен
|
Б1.В2
| Основы теории и практики коммуникации
|
|
| Зачет
|
Б1.В2.1
| Профессиональный иностранный язык
|
2/2/2/2
| Б1.Б1
| Экзамен
Зачет
Зачет
зачет
|
Б1.В2.2
| Культурология
|
|
| зачет
|
Б1.В2.3
| Политология
|
|
| зачет
|
Б1.В2.4
| социология
|
|
| зачет
|
Б1.В2.5
| логистика
|
|
| зачет
|
Б2 Математический и естественнонаучный цикл
|
|
|
|
Б2.Б Базовая часть
|
|
|
|
Б2.Б1
| Математический анализ
|
6/6
|
| Экзамен
Экзамен
|
Б2.Б2
| Линейная алгебра
|
| Б2.Б2
| Экзамен
|
Б2.Б3
| Теория вероятностей и мат. Стат.
|
|
| зачет
|
Б2.Б4
| Методы оптимальных решений
|
| Б2.Б1; Б2.Б3; Б2.Б2
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
Б2.В Вариативная часть
|
|
|
|
Б2.В1
| Концепции современного естествознания
|
|
| Экзамен
|
Б2.В2
| Информатика
|
4/4
|
| Зачет
зачет
|
Б2.В3
| Экология
|
| Б2.В1
| зачет
|
Б2.В4.1
| Информационные системы в экономике
|
| Б2.В2
| зачет
|
Б2.В4..2
| Теория игр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б3 Профессиональный цикл
|
|
|
|
Б3. Б Базовая часть
|
|
|
|
Б3.Б1
| Микроэкономика
|
8/8
| Б2.Б1;
| Экзамен
Экзамен
дифзачет
|
Б3.Б2
| Макроэкономика
|
| Б3.Б1;
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.Б3
| Деньги, кредит, банки
|
| Б3.Б1; Б3.Б2
| Экзамен
|
Б3.Б4
| Эконометрика
|
| Б2.В2; Б2.В2; Б2.В4.1
| Экзамен
|
Б3.Б5
| Менеджмент
|
| Б2.Б1;
| Экзамен; дифзачет
|
Б3.Б6
| Маркетинг
|
| Б2.Б1;
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.Б7
| Мировая экономика и межд. Эк. отношения
|
| Б3.В3
| Экзамен
|
Б3.Б8
| Экономика общественного сектора
|
| Б3.Б2; Б3.Б1
| Экзамен
|
Б3.Б.9
| Безопасность жизнедеятельности
|
| Б2.В3
| Зачет
|
Б3.Б10
| Экономика труда
|
| Б3.Б1; Б3.Б2
| Зачет
|
Б3.Б11
| Корпоративные финансы
|
| Б3.В5; Б3.Б5
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б3.В Вариативная часть
|
|
|
|
Б3.В1
| История эк. учений
|
| Б1.В1
| экзамен
|
Б3.В2
| Статистика
|
| Б2.В2
|
|
Б3.В3
| Бухгалтерский учет
|
4/4
| Б3.В5
| Экзамен
Экзамен
дифзачет
|
Б3.В4
| Национальная экономика
|
| Б3.Б1; Б3.Б2
| Экзамен
|
Б3.В5
| Экономика фирмы
|
| Б3.Б1
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.В6
| Институциональная экономика
|
| Б3.Б1
| зачет
|
Б3.В7
| Информационные технологии в бухгалтерском учете
|
| Б2.В2; Б2.В3;
| зачет
|
Б3.В8
| Налоги и налогообложение
|
| Б3.В3
| зачет
|
Б3.В9
| Теория экономического анализа
|
| Б3.В3; Б2.Б2
| Экзамен
|
Б3.В10
| Международные стандарты учета и финансовой отчетности
|
| Б3.В3;
| зачет
|
Б3.В11
| Финансовый менеджмент
|
| Б3.Б5
| зачет
|
Б3.В12
| Внешнеэкономическая деятельность
|
| Б3.Б7
| зачет
|
Б3.В13
| Учебно-исследовательская работа студентов
|
1/1/1/1
|
| Зачет
Зачет
Зачет
зачет
|
Б3.В.1 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
|
|
|
|
Б3.В.1.1
| Экономика недвижимости
|
| Б1.Б4
| зачет
|
Б3.В.1.2
| Бухгалтерская (финансовая) отчетность
|
| Б3.В3
| зачет
|
Б3.В.1.3
| Аудит
|
| Б3.В3
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.В.1.4
| Бухгалтерский управленческий учет
|
| Б3.В3
| зачет
|
Б3.В.1.5
| Анализ хозяйственной деятельности
|
| Б3.В5; Б3.В3
| Экзамен
|
Б3.В.1.6
| Бухгалтерский учет в финансовых и бюджетных организациях
|
| Б3.В3
| Экзамен
|
Б3.В.2 2 Макроэкономическое планирование и прогнозирование
|
|
|
|
Б3.В.2.1
| Экономика отраслевых рынков
|
| Б3.Б1
| зачет
|
Б3.В.2.2
| Система национального счетоводства
|
| Б3. Б2; Б3.В2
| зачет
|
Б3.В.2.3
| Макроэкономическое планирование и
прогнозирование
|
| Б3.Б2; Б3.В4
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.В.2.4
| Инновационная экономика
|
| Б3.В5
| зачет
|
Б3.В.2.5
| Стратегическое планирование
|
| Б3.В5; Б3.В4
| Экзамен
|
Б3.В.2.6
| Государственное регулирование национальной экономики
|
| Б3.В4; Б1.Б2; Б3.Б8
| Экзамен
|
Б3.В.3 «Экономика предприятий и организаций
|
Б3.В.3.1
| Организация инновационной деятельности предприятия
|
| Б3.Б1
| зачет
|
Б3.В.3.2
| Планирование на предприятии (организации)
|
| Б3.Б1;
| зачет
|
Б3.В.3.3
| Финансово-промышленный аудит
|
| Б3.Б2; Б3.В7
| Экзамен
дифзачет
|
Б3.В.3.4
| Управление затратами предприятия
|
| Б3.В3; Б3.В8
| зачет
|
Б3.В.3.5
| Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)
|
| Б3.В3; Б3.В8
| Экзамен
|
Б3.В.3.6
| Оценка и управление стоимостью предприятия (организации)
|
| Б3.Б2; Б3.В11
| Экзамен
|
Б4
| Физическая культура
|
|
|
|
Б4.1
| Физическая культура
|
|
| зачет
|
БФ
| Факультативный цикл
|
|
|
|
БФ.1
| Дисциплины по выбору студента
|
|
| зачет
|
Б.5
| Учебная и производственная практики
|
|
|
|
Б.6
| Итоговая государственная аттестация
|
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы
|
|
|
|
К исключительным компетенциям бакалавра по направлению «Экономика» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете можно отнести следующие:
- углубленные знания бухгалтерских дисциплин и владение навыками их практического применения;
- владение современными компьютерными технологиями в области бухгалтерского учета и управления деятельностью предприятия;
-знания особенностей инновационной деятельности предприятий и ориентация на работу в постоянно изменяющихся технологических условиях;
- умение работать в команде;
- владение профессиональным иностранным языком
Выпускники программы имеют возможность продолжить обучение в магистратуре ТПУ.
Эти особенности существенно повышают качество программы, что делает ее привлекательной для школьников России, ближнего и дальнего зарубежья и обеспечивает выпускникам конкурентные преимущества на рынке труда.
Нормативный срок освоения бакалаврской программы – 4 года, содержание и трудоемкость освоения ООП соответствует 240 кредитам ECTS.
Лекция 10.
Междисциплинарные связи, возможности составления индивидуальных образовательных траекторий, академические свободы. Основные заказчики выпускников по направлению 080100 «Экономика», возможные места прохождения практик и трудоустройства.
Кафедра тесно взаимодействует с предприятиями и ведущими экономическими вузами России. Возможные места прохождения практик и трудоустройства связаны с заключенными договорами о стратегическом партнерстве.
Нашими стратегическими партнерами являются:
• ЗАО «БЭСТРА Консалт Групп»
• Томская фирма ОАО «Аудитсистема»
• ООО «Холдинг «Омега»
• УФМС России по Томской области
• ЗАО «Сибирская Аграрная Групп»
• ООО «Авиакомпания «Томск Авиа»
• ООО «Контек-Софт»
• ОАО «НПЦ «ПОЛЮС»
• Управление ФНС по Томской области
• ТФ ОАО «МДМ Банк»
• ОАО «СОГАЗ»
• ООО «Финансовая компания АС-Инвест»
• ОАО Страховая корпорация «Коместра-Томь»
• Томский филиал ОАО «Газпромбанк»
• ЗАО «Сибкабель»
• Томское агентство привлечения инвестиций «ТАПИ»
• «Сбербанк России»
• ТГУ, Высшая школа бизнеса, Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет им. Плеханова
Профильно-специализированные профессиональные компетенции образовательной программы по «Экономике» разработаны совместно с ведущими специалистами указанных предприятий.
Кафедра гордится трудоустройством своих выпускников:
Практически все первые магистры экономики продолжили обучение в аспирантуре. Первой из магистров экономики кандидатскую диссертацию защитила в 2003 г. Ольга Романовская (гр. 3М30), которая в начале своей карьеры работала директором по маркетингу в рекламном агентстве (г. Москва). В настоящее время руководитель собственного бизнеса - Центра продолжения рода Ольги Кавер (живет и работает в Москве и на Кипре).
Из этого же первого выпуска магистров 1998 г. Григорий Гусельников - (род. 25 февраля 1976) — российский инвестор, бизнесмен, Председатель совета директоров АКБ «Вятка-банк» ОАО, постоянный участник телепередачи «Что? Где? Когда?»[1], с 2010 года — хранитель традиций клуба «ЧГК». Также с 2010 года он является независимым арбитром передачи Брейн-ринг.
Шибико Денис – работает в Банк One Corporation - шестом по величине банке в США.
Арефьев Петр – защитил диссертацию, работает в Московском финансовом университете.
Чекунов Аркадий – после окончания магистратуры и защиты кандидатской диссертации возглавил Агентство по привлечению инвестиций Томской области. Сейчас открыл свой бизнес по производству изделий из бетона, гипса и цемента, а также онсультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления. Общество с ограниченной ответственностью "Пьетра Данцаре".
Воспользуйтесь поиском по сайту: