Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика учебно-исследовательской и творческой работы студентов по профилю «Экономика предприятий и организаций».




 

В условиях современной экономики возрастает потребность в специалистах, обладающих компетенциями, направленными на организацию операционной (производственной) и коммерческой деятельности предприятия, умеющих осуществлять комплексный анализ его финансово-хозяйственного состояния, использовать полученные результаты для обеспечения принятия оптимальных управленческих решений и повышения эффективности производства. При этом огромное значение приобретает понимание сути инновационного предпринимательства как особой формы экономической активности в постоянно меняющейся внутренней и внешней среде. Такие кадры востребованы современным рынком труда. Именно на подготовку таких специалистов нацелена программа подготовки по профилю «Экономика предприятий и организаций» направления 080100 «Экономика».

Необходимость подготовки по указанному профилю определяется еще и тем, что на кафедре экономики ТПУ успешно реализуется магистерская программа «Экономика фирмы и внутрифирменное планирование», которая пользуется спросом у выпускников не только экономического, но и других факультетов, в том числе технической направленности. Ранняя профилизация будет способствовать более осознанному выбору траектории магистерской подготовки и более качественному обучению в магистратуре.

Кафедра экономики ТПУ накопила большой опыт преподавания дисциплин, соответствующих данному профилю, поскольку существенная часть из них входит в базовый учебный план направления «Экономика», по которому подготовка осуществляется с 1994 года.

При выборе профиля «Экономика предприятий и организаций» студент будет изучать следующие дисциплины учебного плана:

 

Дисциплины профиля Семестр и форма отчетности
Организация инновационной деятельности предприятия 5 семестр, зачет
Планирование и моделирование бизнес-процессов на предприятии 6 семестр, зачет
Финансово-промышленный аудит 7 семестр, экзамен, курсовая работа
Управление затратами предприятия 7 семестр, зачет
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 8 семестр, экзамен
Оценка и управление стоимостью предприятия 8 семестр, экзамен

 

На кафедре экономики ТПУ разработаны комплексы УМКД по всем дисциплинам профиля, дисциплины обеспечены учебно-методическими пособиями. К преподаванию привлечены преподаватели, имеющие практический опыт работы на предприятиях.

Умения и навыки в ходе обучения на профиле со ссылками на дисциплины сводятся к следующим:

1. Применять знания основ экономики для выявления проблем ФХД предприятия.

2. Производить анализ влияния различных факторов на конечный результат работы фирмы.

3. Анализировать промышленные циклы и его фазы.

4. Уметь применять знания ПБУ на практике при анализе ФХД.

5. Проводить расчеты экономических и социально-экономических показателей работы предприятия как сложной производственной системы.

6. Планировать аудиторскую проверку.

7. Рассчитывать уровень существенности.

8. Определять выборку аудиторской проверки.

9. Составлять и оформлять аудиторское заключение.

10. Проводить аудиторскую проверку.

11. Выделять центры ответственности организации с учетом специфики деятельности.

12. Классифицировать затраты (издержки), расходы организации.

13. Обосновывать и квалифицированно выбирать методы и способы калькулирования себестоимости с учетом специфики предприятия.

14. Отслеживать нормативное регулирование деятельности российских предприятия разных форм собственности.

15. Определять центры управленческой ответственности с учетом особенностей деятельности данного предприятия.

16. Разрабатывать систему бюджетов предприятия.

17. Оформлять этапы формирования генерального бюджета предприятия.

18. Анализировать выполнение плановых показателей.

19. Исследовать причины отклонений и составлять план корректирующих мероприятий по преодолению отклонений.

20. Формировать матрицу ответственности.

21. Разрабатывать регламенты внутренних функций работников предприятия.

22. Составлять карты процессов, происходящих внутри предприятия.

23. Производить анализ влияния различных факторов на конечный результат работы фирмы.

24. Строить организационную структуру при процессном подходе

25. Разрабатывать и утверждать показатели контроля процессов внутри предприятия.

26. Ведение бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собственности.

27. Создание системы управленческого учета в организации.

 

Возможности трудоустройства на основе анализа полученных умений и навыков сведены в таблицу:

 

Сфера будущей деятельности Отделы
Коммерческие предприятия Отдел главного бухгалтера: главный бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер по управленческому учету
Отдел внутрифирменного контроля
Аналитический отдел: экономист-аналитик, специалист экспресс-анализа, бухгалтер-аналитик
Отдел бюджетного контроля: финансист, экономист по бюджетированию.
Экономический отдел: экономист, экономист планового отдела.
Финансовый директор.
Аудиторская фирма Аудитор, аудитор-аналитик.
Инвестиционная компания Экономист исследователь проблем инвестиционного рынка, бизнес - аналитик.

 


Лекция 16.

Характеристика учебно-исследовательской и творческой работы студентов по профилю «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».

 

 

В условиях современной экономики, когда процесс усложнения хозяйственных связей нарастает, потребность в специалистах, обладающих компетенциями, направленными на формирование многовариантных расчетов и планов, учитывающих возможные изменения внешней среды, операционной (производственной) и коммерческой деятельности предприятия, умеющих осуществлять комплексный процесс регулирования и прогнозирования, использовать полученные результаты для обеспечения принятия оптимальных управленческих решений и повышения эффективности производства.

Это позволяет более обоснованно принимать решения, выполнять их и контролировать степень выполнения и возможности корректировки, оценивать будущие результаты. В настоящее время интерес к регулированию и прогнозированию значительно возрос. Именно на подготовку таких специалистов нацелена программа подготовки по профилю «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» направления 080100 «Экономики».

На кафедре экономики ТПУ успешно реализуется магистерская программа «Регулирование и прогнозирование экономических систем», которая пользуется спросом у выпускников не только экономического, но и других факультетов, в том числе технической направленности. Выбор профиля «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» позволяет студенту не только получить специальные знания, но и определить свои склонности в плане профориентации при выборе магистерских программ.

При выборе профиля «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» студент будет изучать следующие дисциплины учебного плана:

 

Дисциплины профиля Семестр и форма отчетности
Экономика отраслевых рынков (ЭОР) 5 семестр, зачет
Система национального счетоводства (СНС) 6 семестр, зачет
Макроэкономическое прогнозирование и планирование (МПП) 7 семестр, экзамен, курсовая работа
Инновационная экономика (ИЭ) 7 семестр, зачет
Государственное регулирование национальной экономики (ГРНЭ) 8 семестр, экзамен
Стратегическое планирование (СП) 8 семестр, экзамен

 

Кафедра экономики ТПУ накопила большой опыт преподавания выше обозначенных дисциплин, разработаны комплексы УМКД по всем дисциплинам профиля, дисциплины обеспечены учебно-методическими пособиями. Дисциплины предполагают высокий научный уровень преподавания, формирование экономической эрудиции при принятии решений у будущих выпускников профиля.

Умения и навыки в ходе обучения на профиле со ссылками на дисциплины сводятся к следующим:

1. Анализ последствий принятия нормативных актов и поиск вариантов реакции бизнеса и населения на них (ГРНЭ)

2. Анализировать проблемы и находить варианты их решения в разных областях государственного управления (ГРНЭ)

3. Анализировать существующие методические материалы по стратегическому планированию на уровне города, региона, федерального центра, вырабатывать предложения по их совершенствованию (ГРНЭ)

4. Владеть навыками форсайта, чтения и составления дорожных карт (СП)

5. Выполнять стратегический анализ (СП)

6. Выявлять и оценивать стратегии участников рынка (ЭОР)

7. Давать оценку эффективности реализации стратегии с рекомендациями о необходимости ее актуализации (СП)

8. Декомпозировать требования федерального стратегического законодательства на региональный и местный уровень (СП)

9. Знание антимонопольного законодательства (ЭОР)

10. Знание нормативной базы инновационной деятельности (ИЭ)

11. Знание отраслевых классификаций (ОКВЭД, ОКОНХ) с целью регистрации предприятия и формирования рыночных структур (ЭОР)

12. Знание принципов работы субъектов инновационной и производственной инфраструктуры (ИЭ)

13. Знание технологии формирования национальных счетов (СНС)

14. Знать бюджетный процесс, нормативную базу его составления (МПП)

15. Знать основы бюджетирования, составлять упрощенные варианты бюджетов (МПП)

16. Определить степень инновационности и перспективности предприятий, реализующих инновационные проекты (ИЭ)

17. Определять структуру рынка, степень монополизации и развития конкуренции (ЭОР)

18. Планировать и реализовывать инновационный процесс (ИЭ)

19. Подготовка научных обзоров и статей (СНС)

20. Позиционировать и продвигать производственную продукцию в пределах и за пределами территориального образования (навыки формирования бренда области) (ЭОР)

21. Понимать механизмы функционирования государственного управления на уровне города, региона, федерального центра (ГРНЭ)

22. Применять методики прогнозирования на уровне региона (МПП)

23. Принимать самостоятельные решения по оптимизации рыночного поведения (разрабатывать рыночную стратегию) (ЭОР)

24. Проводить бенчмаркинг корпоративных стратегий (СП)

25. Проводить бенчмаркинг региональных стратегий (СП)

26. Сбор и анализ макроэкономической статистики (СНС)

27. Составлять алгоритмы целеполагания (ГРНЭ)

28. Умение анализировать внешнюю среду фирм, перспективы развития фирм в различных фазах цикла экономической динамики (СНС)

29. Умение выявить потребности в инновации, оценить степень ее востребованности рынком и приемлемости в организации (ИЭ)

30. Умение проводить международные сопоставления (СНС)

31. Уметь применять общие методики математического и экспертного прогнозирования (МПП).

 

Возможности трудоустройства на основе анализа полученных умений и навыков сведены в таблицу:

Сфера будущей деятельности Отделы
Коммерческие предприятия в сфере производства и оказания услуг (аналитические должности) Отделы стратегического планирования, маркетинговые отделы, PR-отделы
Инновационные фирмы, органы инновационной инфраструктуры (технопарки, технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы, венчурные и инвестиционные фонды)
Аналитические отделы международных компаний, представительства международных организаций в России
Бюджетные предприятия Казначейство  
Финансовые организации  
Администрации региона, муниципалитет, законодательные органы власти Экономические отделы (департамент экономики, финансов, управление муниципального заказа и тарифной политики и другие)
Отделы стратегического планирования в областной и городской администрациях
Комитет по науке и инновационной политике
Департамент труда и занятости населения администрации региона, региональная и городская службы занятости, внебюджетные фонды
Региональные органы статистики
региональные органы ФАС, региональные органы по регулированию отраслевых структур
Научные исследования  
Повседневные личные решения  

 


[1] http://polit.ru/article/2012/09/18/sc20_zorin/

[2] А.Т.О. Фонд 194 опись 1 ед. хр. 126.

[3] Томский технологический институт за 25 лет. 1900–1925. Часть II. – С. 38.

[4] Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье. - М.: Л., 1925.С.47.

[5] Багданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.2. Вып.4. - М. 1925. С. 15.

[6] Вестник коммунистической академии. – 1925. – № 11. – С. 257.

[7] Розенберг Д. Политическая экономия в широком и узком смысле// Проблемы экономики. – 1931. – № 6. – С.139.

[8] Томский технологический институт за 25 лет. 1900–1925. Часть II. – С. 46.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т.23. – С. 578.

[10] Бродель Фернан. Игры обмена (пер. с франц.). М., 1988. – С. 9.

[11] Там же. – С. 9, 10, 609.

[12] Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1912. – С. 476.

[13] Там же. – С. 480.

[14] Там же. – С. 480-481.

[15]Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/moroz/index.php

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...