Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС) подвод тепла осуществляется за счет горения топлива, вводимого в рабочий цилиндр двигателя. Отвод-выхлоп расширившихся продуктов сгорания в атмосферу обычно протекает при постоянном объеме. Работа совершается при расширении продуктов сгорания топлива в цилиндре под поршнем, после чего она передается на вал двигателя. По типу горения топлива ДBС делятся на 3 группы: – быстрое сгорание топлива при постоянном объеме (цикл Отто); – медленное (постепенное) сгорание топлива при постоянном давлении (цикл Дизеля); – смешанное сгорание, протекающее в начальной фазе при постоянном объеме, а в конечной – при постоянном давлении (цикл Тринклера). 1. Характеристика цикла ДВС первой группы (цикл Отто) Цикл состоит из двух адиабат и двух изохор. Вид цикла в p– υ и T– S – диаграммах показан на рисунке 1.24. Характеристиками цикла являются: – степень сжатия ; –степень повышения давления
Рисунок 1.24 – Характеристика цикла ДВС с подводом тепла при постоянном объеме ДВС первой группы работают на легких (легкоиспаряющихся) и газообразных топливах. Топливо поступает в рабочий цилиндр в смеси с воздухом. После сжатия смесь воспламеняется от электрического запала и горит почти мгновенно. Смесь топлива с воздухом образуется в специальном устройстве (карбюраторе) и поэтому ДВС первой группы называют двигателями с внешним смесеобразованием или карбюраторными. Степень сжатия в этих двигателях ограничивается возможностью самовоспламенения смеси, зависит от рода топлива и составляет . 2. Характеристика цикла ДВС второй группы (цикл Дизеля) Цикл состоит из адиабат сжатия (1–2) и расширения (3–4), изобары подвода тепла (2–3) и изохоры отвода тепла (4–1). Вид цикла в p– υ и T– S – диаграммах показан на рисунке 1.25. Характеристиками цикла являются следующие показатели:
– степень сжатия ; – степень предварительного расширения . ДВС второй группы работают на тяжелых моторных топливах.
Рисунок 1.25 – Характеристика цикла ДВС с подводом тепла при постоянном давлении Топливо впрыскивается в цилиндр топливным насосом высокого давления, после окончания сжатия воздуха в цилиндре по адиабате. Топливо самовоспламеняется за счет высокой температуры сжатого по адиабате воздуха. Дальнейшее горение топлива происходит уже при расширении газового объема в цилиндре, причем подача топлива регулируется таким образом, чтобы давление оставалось постоянным. ДВС второй группы называются двигателями с внутренним смесеобразованием или дизелями (по фамилии изобретателя этого типа двигателя). Степень сжатия в этих двигателях ограничивается следующими условиями: минимальная – температурой воздуха в конце сжатия необходимой для самовоспламенения топлива, что достигается при = I2 ¸ I4; максимальная – предельными нагрузками на всю конструкцию ДВС, возрастающими при повышении давления до значения =19¸20. Сравнение циклов ДВС первой и второй группы в T–s –диаграмме (рисунок 1.26) показывает, что при одинаковых степенях сжатия (процесс 1–2) эффективность ДВС первой группы будет выше, так как выше оказывается среднеинтегральная температура подвода тепла в изохорном процессе: T1p cp < T1v cp.
Следовательно, к.п.д. циклов находится в соотношении ηtv > ηtp. То есть, тепло, подводимое при V = const, используется более эффективно. Такое же сравнение, но проведенное при одинаковых конечных параметрах подвода тепла (условие Tmax=T3 ΄), показывает, что выше будет эффективность ДВС второй группы, так как среднеинтегральная температура подвода тепла в изобарном процессе будет выше, чем в изохорном:
T1 ΄ p cp > T1v cp.
Следовательно η΄tp > η tv, но при этом требуются более высокие степени сжатия, что допускается условиями работы ДВС второй группы.
Рисунок 1.26 – Сравнительный анализ трех циклов ДВС 3. Характеристика цикла ДВС третьей группы (цикл Тринклера) ДВС третьей группы имеют смешанный подвод тепла, при этом, вначале, для лучшего использования тепла, часть тепла подводится при V=const до достижения максимально допустимых давлений (с точки зрения механической прочности), а остальное тепло подводится при p=const. В настоящее время по этому циклу работают все поршневые ДВС, только с разным соотношением способов подвода тепла, у карбюраторных двигателей большая часть тепла подводится при V=const, а у дизелей при p=const. Цикл состоит из адиабат сжатия (1–2) и расширения (4–5), изохоры (2–3) и изобары (3–4) подвода тепла, а также изохоры отвода тепла (5–1). Вид цикла в p– υ и T– S – диаграммах показана на рисунке 1.27. Характеристиками цикла являются следующие показатели: – степень сжатия ; – степень повышения давления ; – степень предварительного расширения .
Рисунок 1.27 – Характеристика цикла ДВС со смешанным подводом тепла
Термический K.П.Д, такого цикла (при условии постоянной теплоемкости) будет равен:
Подставляя эти значения в выражение К.П.Д., получим:
.
Выражая все температуры через Т1, и используя характеристики цикла и уравнения взаимосвязей между параметрами в процессах рассматриваемого цикла, получим: для адиабаты 1–2:
для изохоры 2–3:
для изобары 3–4:
для адиабаты 4–5:
откуда следует:
Подставляя полученные соотношения температур в выражение К.П.Д. цикла, после несложных преобразований получим:
При λ=1 получим К.П.Д. цикла с подводом тепла при р=const. При ρ=1 К.П.Д. цикла с подводом тепла при V=const. Анализ выражения К.П.Д. цикла показывает, что увеличение всегда ведет к повышению К.П.Д., а при постоянном рост λ и уменьшение r так же способствует повышению К.П.Д. Однако пределом увеличения λ является максимально допустимые значения температуры и давления газа в цилиндре, а величина r определяется оставшимся количеством подводимого тепла.
Для современных дизелей обычно = . Работа, полученная за один цикл на 1 кг рабочего тела равна разности работ расширения и сжатия или количества подведенного и отведенного тепла в цикле: .
Эффективная мощность двигателя на валу определяется по формуле:
,
где m – расход рабочего тела, кг/с; ηi – внутренний, индикаторный к.п.д., учитывающий отклонение цикла от идеального; ηm – механический к.п.д. двигателя, учитывающий потери на трение в механизме ДВС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|