Особенности занятий с детьми
Баскетбол относится к числу немногих спортивных игр, которые доступны детям. 8—9-летние ребята с удовольствием и довольно успешно играют в баскетбол. В последние годы эта спортивная игра широко используется в физическом воспитании школьников. Обучение элементам баскетбола в школе начинается в младших классах. Занятие баскетболом оказывает исключительно благоприятное влияние на физическое развитие детей младшего возраста. Помимо того, раннее знакомство детей с баскетболом способствует приобретению высшего спортивного мастерства в сравнительно молодые годы. Обучение детей баскетболу не представляет серьезных трудностей. Единственное препятствие для овладения всем арсеналом игры в возрасте 8—9 лет — это отсутствие достаточной силы. Однако этот недостаток можно устранить, снизив высоту кольца (до 260 см), уменьшив размеры и вес мяча (до 350 г), а также сократив размеры площадки и время игры. Детям всегда присуще желание играть, поэтому наилучший путь обучения детей — игровой метод. Изучая с младшими школьниками технику и тактику баскетбола, нужно возможно больше использовать подвижные игры, близкие к баскетболу. Рекомендуется большую часть времени использовать на упражнения в игровых условиях: соревнования на правильность, точность и быстроту действий без соперника, с пассивным и активным противодействием. Наиболее яркая отличительная особенность работы с детьми — тщательно продуманная постепенность и последовательность обучения. Дети могут освоить новое только при условии, что составляющий основу нового предшествующий материал ими усвоен полностью. Эффективность обучения тесно связана с последовательным усложнением изучаемого. При этом расширяется представление об игре, увеличивается игровой опыт. Важно точно согласовывать степень трудности с возможностями занимающихся. Такая постепенность особенно необходима при подведении детей к игре в баскетбол. Существует система подготовительных игр. Вначале ребята овладевают простыми некомандными играми с ловлей и передачами мяча, а затем — игры командные, с активной борьбой за мяч и защитой цели. Далее используют упрощенные варианты баскетбола с делением поля на зоны и участием в игре меньших по составу команд.
Обучение детей технике и тактике баскетбола должно быть наглядным. Показывать прием или действие следует самому преподавателю; можно пригласить и квалифицированных спортсменов. Если показ по каким-то причинам невозможен, то он должен быть заменен демонстрацией киноматериалов, диаграмм, схем и пр. Обучать детей нужно самыми современными средствами. Изучать такие ведущие элементы, как бросок одной рукой в движении, в прыжке (который могут изучать мальчики 10—11 лет), ведение мяча, нужно начинать возможно раньше. При этом следует помнить и об овладении приемами защиты. То же самое можно сказать и о тактике игры. С самого начала нужно обучать детей активным формам ведения игры, которые полностью отвечают их юношескому энтузиазму и активности. Такими системами является личная защита и быстрый прорыв. Постепенно тактический багаж должен увеличиваться: от личной защиты на своей половине переходят к разучиванию защиты по всему полю, позиционного нападения (вначале без центровых игроков). Нужно добиваться, чтобы учащиеся юношеского возраста умели применять любые тактические системы, включая зонный прессинг и нападение с несколькими центровыми игроками. Такая подготовка должна быть многолетней. Ее ни в коем случае нельзя форсировать, перескакивая через целые этапы, в угоду временному успеху на отдельных соревнованиях. Соревнования детей — не самоцель, а лишь средство подготовки. Поэтому «натаскивание» в работе с детьми недопустимо.
Основу настоящей игровой подготовки молодого баскетболиста составляет хорошее всестороннее физическое развитие. Поэтому во все периоды учебно-тренировочной работы с детьми их физической подготовке необходимо уделять самое серьезное внимание. К специализации игроков можно перейти только после большого этапа общей подготовительной работы (т. е. в среднем школьном возрасте). В обучении детей исключительно важна неразрывность воспитания со всеми другими сторонами учебно-тренировочного процесса. Любая самая качественная специальная подготовка окажется бесполезной, если не удастся воспитать в спортсмене необходимые черты характера и морально-волевые качества. ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ Дополнительное оборудование (баскетбольные щиты, специальная аппаратура и т. п.) и специальный инвентарь позволяют интересно троить учебно-тренировочные занятия и добиваться высоких резуль-атов в развитии физических и волевых качеств, формировании специальных навыков. Особенно большое значение дополнительное оборудование имеет в индивидуальной тренировке баскетболиста. В настоящее время существует много различных тренировочных устройств и приспособлений. Каждый зал, используемый для подготовки баскетболистов, должен иметь следующее оборудование: 1. Дополнительные баскетбольные щиты (4—6), часть которых необходимо оборудовать кольцами уменьшенного диаметра (35—40 см). Их используют для развития точности попаданий. 2. Одиночные и двойные кольца на подставке (без щитов), позволяющие совершенствовать глазомер и точность прицеливания. 3. Стойки для обводки. Они могут быть простые и более сложные (в форме манекена). Их используют при обучении ведению. 4. Кольца-мишени на подставке и подвесные. Они предназначены для совершенствования точности передач мяча. С этой же целью могут быть использованы и щиты-мишени. 5. Ребристый щит для развития быстроты реакции и совершенствования ловли мяча. 6. Подвесной мяч (рис. 80), используемый для развития прыгучести, прыжковой выносливости, силы пальцев (если мяч прочно закреплен и может выдержать вес игрока, захватывающего его двумя руками).
7. «Заглушка», накрывающая кольцо. Она может быть деревянной, металлической или пластмассовой. Наружная часть ее сферическая. Более сложная «заглушка» представляет собой диск меньшего размера, чем диаметр кольца, который прикрепляют к кольцу на амортизаторах, или специальное пневматическое устройство. Мяч, ударившись о такую «заглушку», выбрасывается из кольца. Глава IV. ВОЛЕЙБОЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|