Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность игры. Краткие сведения о ее развитии




В волейбол играют две команды по шесть человек на прямо­угольной площадке (9х 18 м). Поле разделено сеткой, установленной на высоте 2 м 24 см для женских команд и 2 м 43 см для мужских. Играющие стремятся направить мяч на сторону соперника и призем­лить его там или вызвать соперника на ошибку при его приеме. Если это удается, команда выигрывает очко или право на подачу. Побеждает команда, выигравшая две из трех партий или три из пяти. Партия за­канчивается, когда команда наберет 15 очков и будет иметь перевес в 2 очка над командой соперника.

Игра в волейбол может продолжаться 2—3 часа и проходить при высокой активности каждого играющего. Только в одной партии игрок выполняет более 50 различных игровых приемов. При этом примерно половина из них осуществляется в высоком прыжке.

Эта игра впервые появилась в 1895 г. в США и быстро завоевала популярность во всем мире. Сейчас волейбол относится к числу самых популярных игр в мире. Международная федерация волейбола объе­диняет 122 страны.

В нашей стране начали играть в волейбол в 1919 г. А уже в 1922 г. соревнования волейболистов проводились в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, на Украине, в Закавказье и на Дальнем Востоке. Первые правила были утверждены в 1925 г.

В 1928 г. волейбол был включен в программу Всесоюзной спарта­киады. Сильнейшими оказались сборные команды Украины (мужчины) и Москвы (женщины). С 1933 г. систематически (исключая 1941— 1944 гг.) проводится первенство СССР.


С 1935 г. начались выступления советских волейболистов на между­народной спортивной арене. Сборные команды Москвы и Ташкента встретились с волейболистами Афганистана. Игры проводились по афганским правилам. Команда гостей состояла из девяти человек, располагавшихся на площадке в три линии (по три игрока). Переходы не допускались. Игра состояла из двух партий, причем каждая из них продолжалась до выигрыша 22 очков, а не 15. Несмотря на не­обычные условия игры, наши волейболисты выиграли обе встречи с большим преимуществом.

В 1938 г. состоялось первое первенство СССР среди клубных команд спортивных обществ. В соревнованиях мужских команд победили ленинградские волейболисты и московские волейболистки «Спартака».

С 1947 г. советские волейболисты стали регулярно выступать в международных встречах, в которых неизменно показывали свое преимущество.

Советская школа волейбола считается наиболее прогрессивной. Ее влияние особенно ярко демонстрируют успехи, которых в послед­нее время достигли волейболисты стран народной демократии. Вплот­ную приблизились к ведущим волейбольным странам мира волейбо­листы Польши, ГДР, Чехословакии, Кубы, Румынии, Корейской На­родной Демократической Республики.

ТЕХНИКА ИГРЫ

В игре волейболист использует специальные технические приемы: стойки, перемещения, подачи мяча, передачи, нападающие удары, ■ блокирование.

К нападению относятся подача мяча, передача и нападающий удар, к защите — прием и передача мяча, блокирование. Некоторые приемы используют как в нападении, так и в защите. К таким приемам можно отнести стойки, перемещения и передачи (рис. 81).

Стойки. Стойкой называется положение, которое игрок принимает, готовясь к выполнению приема. Перед приемом мяча в защите спорт­смен больше сгибает ноги в коленях — принимает низкую стойку. Перед нападающим ударом, наоборот, сгибание ног в коленях не­значительное — это высокая стойка. Чаще всего в игре применяется средняя стойка, которую называют основной: ноги при этом согнуты в пределах 130°; вес тела равномерно распределен на обе ноги, ступни параллельны и на ширине плеч или одна нога находится впереди дру­гой; туловище немного наклонено вперед, руки согнуты, кисти рас-' крыты и повернуты друг к другу.

Перемещения. Перемещение игрока начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы и выполняется мягкими, пружинистыми шагами. Скорость и способ перемещения избираются в зависимости от ситуации.

При выполнении защитных действий игрок чаще всего перемещается приставными и двойными шагами либо скачком, прыжком или брос­ком. При выполнении нападающих действий используют сочетание бега и прыжков.



При двойных шагах движение начинает стоящая сзади нога. Ска­чок выполняют поочередным активным отталкиванием ног.

Подача мяча. Подача применяется не только с целью введения мяча в игру, но и как средство атаки — выигрыша очка или срыва заплани­рованных комбинаций соперника.

Различают подачи нижние и верхние (прямые и боковые). При выполнении каждой из них решаются определенные тактические за­дачи: одни более нацеленные, другие преимущественно силовые, третьи — планирующие. Нацеленные подачи применяют в тех слу­чаях, когда мяч надо направить в уязвимое место площадки или на игрока, принимающего мяч слабее других. С этой целью используют верхнюю прямую, а также нижнюю прямую и боковую подачи.

Силовые подачи выполняют, чтобы затруднить прием мяча. Эти задачи решают преимущественно верхней боковой или прямой подачей.

Планирующей подача называется потому, что мяч летит не враща­ясь, как бы планируя в воздухе. В результате, пролетев над сеткой, он внезапно теряет скорость и падает в неожиданной точке.

В технике выполнения подач различают исходное положение, под­брасывание мяча, замах и ударное движение.

Нижняя прямая подача. Игрок выполняет ее из положения стоя на слегка согнутых ногах, лицом к сетке. Одна нога выставлена на полшага вперед. Мяч в левой руке. Туловище подано вперед. В момент подбрасывания мяча на высоту 50—90 см правую руку отводят назад для замаха и тут же возвращают обратно для удара. Удар выполняют на уровне пояса собранной кистью прямой руки и наносят в заднюю нижнюю часть мяча.

В момент удара вес тела игрок переносит на стоящую впереди ногу. После удара спортсмен сразу же входит на площадку (рис. 82).

Нижняя боковая подача. Игрок становится боком к сетке, ноги ставит на ширину плеч; левой рукой подбрасывает мяч вверх до уровня головы на расстояние немного меньше вытянутой руки.

При снижении мяча волейболист наносит удар основанием кисти правой руки и направляет его через сетку. Перед ударом вес тела пе­реносит на согнутую правую ногу, после удара — на левую. Рука при ударе прямая. Игрок наблюдает за полетом мяча, поворачиваясь в сторону площадки.

Нижняя подача «свечой» (чешская). Подача «свечой» отличается от обычной исходным положением. Игрок при подаче пра-


вой рукой стоит правым боком к сетке и удар выполняет ребром ла­дони с закручиванием мяча. Мяч подбрасывает левой рукой напротив себя до уровня головы. Одновременно делает замах правой вниз-на­зад. При снижении мяча удар наносит по нижней его части со стороны, противоположной основному направлению движения, чтобы придать ему вращение и направить высоко вверх. Принимать подачу «свечой» особенно трудно в солнечную и ветреную погоду. Именно в таких слу­чаях ее и рекомендуют.

Верхняя прямая подача получила наибольшее рас­пространение. При выполнении ее игрок становится лицом к сетке, рас­пределив вес тела равномерно на обе ноги. Можно одну ногу (для прав-


более затрудняется, если ему придают вращение, сместив точку удара от его центра в ту или иную сторону (рис. 84).

Основная особенность выполнения верхних подач без вращения — укороченный замах и ударное движение, выполняемое точно по центру мяча.

Исходное и конечное положение игрока при такой подаче сходно-с обычным.

Передачи мяча. Это важнейший технический прием, с помощью ко­торого осуществляют защитные и нападающие действия. В игре при­меняют разнообразные передачи, которые по технике выполнения клас­сифицируют на верхние и нижние. К верхним относят передачи, ко-


 


ши — левую) выставить на полшага вперед.~Мяч подбрасывают вверх левой рукой. Правая рука, согнутая в локте, подготавливается к за­маху. Перед ударом игрок сгибает опорную (правую) ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибает правую ногу, выпрямляет руку и туловище. Удар осуществляют внутренней частью сжатой ла­дони. Верхние прямые подачи могут быть выполнены различными спо­собами. Например, не сильным, но точным ударом, что достигается укороченной амплитудой замаха с небольшим отклонением туловища назад и коротким нацеленным ударом по мячу или сильным ударом с большим замахом, с более энергичным сгибанием и разгибанием пра­вой ноги и туловища (рис. 83).

Верхняя боковая подача сложна по технике выпол­нения, но эффективна. Игрок становится боком к сетке и подбрасывает мяч левой рукой на 150—180 см. Правой рукой он делает замах вниз-назад, наклоняет туловище в сторону замаха и центр тяжести перено­сит на правую ногу. При снижении мяча одновременно выпрямляет ноги и туловище и начинает движение рукой по дуге вперед-вверх к мя­чу, чтобы выполнить удар в высшей точке. Сила удара увеличивается резким выпрямлением ног и движением туловища в сторону удара, движение руки ускоряется с приближением к мячу.

Скорость полета мяча при верхней боковой подаче выше, чем во всех других способах. Прием мяча, летящего от боковой подачи, еще


торые выполняют кончиками пальцев, направленных вверх; к ниж­ним — предплечьями соединенных рук или сомкнутыми кистями.

Поскольку передачи выполняют из различных исходных положе­ний, их подразделяют на подгруппы. К группе верхних передач от­носят передачи в стойках (в опорном положении), в прыжке, с отвле­кающими действиями, в падении, назад за голову.

К группе нижних передач относят передачи двумя руками, одной рукой и передачи с падением.

Верхняя передача мяча в стойках. В сред­ней стойке игрок, ожидающий мяч, сгибает ноги в коленях, выставив одну ногу вперед, вес тела слегка переносит вперед, руки сгибает в локтях. При соприкосновении пальцев с мячом на уровне глаз он последовательно выпрямляет ноги, туловище и руки, посылая мяч в нужном направлении конечным движением кистей и пальцев (рис. 85).

В низкой стойке передачи выполняют на более согнутых ногах, амплитуда движений ног, рук и туловища короче, руки встре­чают мяч чуть ниже подбородка.

В высокой стойке передачи осуществляют на незначи­тельно согнутых ногах, руки встречают мяч на уровне лба.

Выбор стойки определяется траекторией и скоростью полета мяча: чем ниже траектория и больше скорость, тем ниже стойка для приема, мяча.


       
 
 
   

Верхняя переда­ча в прыжке может выполняться с небольшого разбега (1—2 шага) и с места. Ее применяют в основном при нападающих действиях, чтобы дезориентировать соперника в постановке блока. Движе­ния рук и туловища при пе­редаче отличаются короткой амплитудой. В момент оттал­кивания от опоры игрок под­нимает предплечья выше го­ловы. Кисти встречают мяч в более горизонтальном поло­жении, чем обычно. Эта осо­бенность ярче выражена при выполнении передачи мяча назад за голову. Туловище и голову в прыжке слегка отклоняют назад.

Часто передача в прыжке сочетается с имитацией на­падающего удара: игрок де­лает разбег, прыжок и замах

для удара, но в последний момент передает мяч партнеру. Такой прием называется откидкой и относится к скрытым передачам.

Разновидностью скрытых передач являются передачи назад за голову (рис. 86).

Верхняя передача в падении применяется чаще как вынужденный выход из положения, когда игрок явно опаздывает к мячу, но принимает его сверху. В заключительной фазе передачи он не может сохранить вертикальное положение, поэтому падает с пе­рекатом на бедро, спину. Техника приема состоит в том, что после быст­рого перемещения вперед-в сторону, навстречу летящему мячу, спорт­смен делает глубокий выпад. Одновременно он наклоняет туловище над опорной ногой и начинает разворачиваться в сторону передачи (рис. 87). Выполнив передачу активнымдвижением предплечий и кистей, игрок мягко перекатывается на бедро и спину, а затем быстро встает.

Иногда очень низкий мяч принимают способом сверху в падении и с перекатом на спину. В этих случаях игрок из низкой стойки опу­скается еще ниже, выполняет передачу вперед-вверх и тут же пере­кат на спину с наклоном головы вперед. Здесь важно, чтобы спортсмен своевременно вышел под мяч.

Нижние передачи. Техника выполнения их следующая. После перемещения к мячу игрок делает глубокий выпад и одно­временно выставляет руки под мяч. Руки при этом выпрямлены и напряжены, кисти сомкнуты, отведены вниз. Мяч принимают на соединенные вместе предплечья, развернутые наружу.


При приеме летящего мяча, посланного сильным ударом, передачу выполня­ют без замаха, сведенные руки подставляют под мяч. Перед приемом летящего мяча, направленного сла­бым ударом, руками дела­ют встречное движение, а в момент удара руки со­провождают его полет (рис. 88). Мячи, сильно летящие в стороне от игрока или далеко от него, часто пере­дают одной рукой.

Нижняя пере­дача в падении с перекатом на спи. н у чаще выполняется од­ной рукой, когда мяч летит в стороне от игрока. Она

сходна с верхней передачей в падении. Основное ее отличие — в дви­жениях рук. Все движения выполняют быстро. Одновременно с вы­падом для приема мяча выносят одноименную руку. Рука при этом прямая; удар осуществляют коротким, отрывистым движением пред­плечья или кулака. После удара игрок мягко падает, выполняет пе­рекат.

Нижняя передача в падении на руки с перекатом на грудь применяется в тех случаях, когда мяч летит очень низко, сильно и далеко от игрока. Подбегая к мячу, игрок на последнем шаге переносит вес тела на выставленную вперед согнутую ногу. Туловище сильно наклоняет вперед, руки опускает вниз и отводит назад для замаха. Выставленная вперед левая нога (рис. 89) осуществляет отталкивание от опоры. Находясь в безопор­ном положении, игрок выполняет удар открытой ладонью правой руки, тыльной ее частью или кулаком. После приема мяча сначала левая, а затем правая рука касаются опоры — начинается приземление. Руки сгибаются в локтевых суставах. Голени откинуты вверх, го­лова приподнята — игрок опускается вниз-вперед до соприкоснове­ния с площадкой грудью и животом. Приземление сопровождается скольжением игрока на площадке, после чего он быстро возвращается в игровую стойку.

Нападающий удар. Это основной технический прием нападения. Нападающие удары могут быть прямые и боковые. Прямые выполняют из положения лицом к сетке, боковые удары — плечом (боком). И пря­мые, и боковые удары могут быть выполнены различным образом: по ходу разбега, с переводом влево, с переводом вправо.

Наибольшее распространение получили прямые нападающие удары.

Нападающие удары могут быть выполнены с места и с разбега.



Рис. 91. Прямой нападающий удар с пере­водом

Рис. 92. Боковой нападающий удар

В технике нападающих ударов с разбега выделяют разбег, прыжок, удар и приземление. Рассмотрим ее на примере прямого нападающего удара по ходу разбега (рис. 90). Направление полета мяча в этом уда­ре совпадает с направлением разбега игрока.

Разбег может состоять из одного-трех шагов. При разбеге игрок приближается к месту толчка. Третий, последний, шаг выполняют

широким стопорящим движением за счет резкой постановки стопы-с пятки на носок. При разбеге, начиная со второго шага, обе руки отво­дят назад, а на последнем шаге резко выносят вперед, помогая взлету: Прыжок выполняют из стойки ноги параллельны, на ширине:20—30 см друг от друга. Отталкивание от опоры осуществляется одно-

временно, сразу после напрыгивания, разгибанием ног в тазобедрен­ном, коленном и голеностопном суставах. Маховое движение руками помогает достичь большей высоты прыжка.

Удар начинается после отталкивания. Правая рука, выпрямлен­ная во время прыжка, продолжает движение вперед-вверх за голову. Плечо отводят назад и в сторону. Волейболист прогибается в пояснице. Удар осуществляется резким сокращением мышц плечевого пояса, живота и туловища. Рука, разгибаясь в локте, наносит удар по мячу напряженной кистью, накрывая мяч в наивысшей точке взлета.


Приземле­ние после удара осуществляют на согнутые ноги; иг­рок готовится к вы­полнению последу­ющих игровых дей­ствий.

Прямой напада­ющий удар с пере­водом применяют для борьбы с бло-

ком. Все движения выполняют как в прямом нападающем ударе, но в конце удара игрок резким движением кисти и предплечья изме­няет направление полета мяча и посылает его не прямо перед собой, а вправо или влево, обходя блок соперника (рис. 91).

При переводе мяча вправо удар наносят с левой стороны мяча, при переводе влево — с правой.

Боковой нападающий удар. Игрок при отталкивании располагается боком к сетке, ступни ставит параллельно. Выпрямление ног при тол­чке сопровождается активным маховым движением рук примерно до уровня плеч. Отсюда ударяющую (правую) руку снова опускают вниз, но не назад, а в сторону для замаха. Замах сопровождается поворотом туловища и некоторым прогибом в пояснице. Затем резким движением прямой рукой по дуге через сторону вверх наносят удар по мячу (рис. 92).

Блокирование. Первым защитным действием при нападающем ударе является блокирование. Различают два вида блокирования — непод­вижное (зонное) и подвижное. И тот, и другой вид может быть одиноч­ным и групповым. Групповое блокирование наиболее эффективно.

Техника блокирования состоит из перемещения к месту блока, прыжка, выноса рук к мячу и приземления. Перемещение выполняют приставными шагами. Определив место толчка, блокирующий сгибает ноги и руки, готовится к прыжку. Оттолкнувшись двумя ногами, игрок вытягивает руки вверх и, если требуется, переносит через сетку, от­бивает мяч или резко давит на него. Расположение ладоней при блоке может меняться в зависимости от направления полета мяча при атаке соперника. Кисти в момент блока приближаются друг к другу (рас­стояние между ними 7—8 см). Пальцы расставлены, чтобы закрыть воз-

6 7-163 161





можно большую площадь. Завершая блокирование, игрок мягко при­земляется на носки. Эффективность блока зависит не столько от техни­ческой подготовки игрока, сколько от его тактической зрелости.

Групповой блок в игре используют часто (рис. 93). Трудность двой­ного и тройного блока в том, что игроки должны четко взаимодейство­вать друг с другом и обладать высокой техникой и тактикой одиноч­ного блокирования.

ТАКТИКА ИГРЫ

Для решения тактических задач в волейболе применяют индиви­дуальные, групповые и командные тактические действия. Различают тактику нападения и тактику защиты (классификация тактики игры дана на рис. 94).

Тактика игры в нападении

Индивидуальные тактические действия

Под индивидуальными тактическими действиями в нападении по­нимают выбор места и действий с мячом, направленных на организацию атаки при подаче, передаче, отвлекающих движениях и нападающих ударах.

Выбор места. Игрок занимает такую позицию, с которой ему хорошо видны партнеры и игроки команды соперника, площадка, сетка и на­правление полета мяча. Выбирая место, игрок перемещается и быстро предпринимает ответные действия.

Тактика подачи мяча. Перед подачей волейболист должен решить, каким способом и в каком направлении подавать мяч, адресовать ли его игроку, принимающему подачи слабее других, или послать в не­защищенную зону площадки. Для этого подающий должен учесть расположение игроков соперника, систему его игры и свои возмож­ности. Подачи эффективны, когда их выполняют различными спосо­бами. Поэтому каждый игрок должен овладеть одной-двумя разно-


видностями подач и научиться выполнять их на различное расстояние, в разных направлениях, с разной траекторией и силой.

Тактика передач. В любой тактической комбинации важна первая передача: она дает возможность команде перейти от обороны к напа­дению.

В современном волейболе степень владения первой передачей обу­словливает применение той или иной системы игры. Команда, в со­вершенстве владеющая ею, может применять любые системы игры.

Если игрок, принимающий мяч, не может с первой передачи на­чать нападающую комбинацию, он должен поднять мяч выше и напра­вить в зону нападения. Если же условия игры позволяют послать при­нятый мяч для атакующих действий, то первую передачу, равно как и вторую, необходимо выполнять значительно выше обычных. Направ­лять их следует по диагонали на 60—100 см от сетки. Скорость и траек­тория полета мяча варьируются в зависимости от особенностей ата­кующего игрока. Важно направить передачу так, чтобы нападающий смог оценить обстановку и принять решение. Это возможно в том слу­чае, если мяч передается из устойчивого положения стоя лицом к парт­неру.

Особенность вторых передач заключается в том, что их выполняют в более легких условиях, чаще всего параллельно сетке.

Для ведения комбинационной игры траекторию, расстояние и вы­соту передач следует варьировать. Вот почему вторые передачи в боль­шинстве случаев выполняют скрытно, прибегая к отвлекающим дей­ствиям.

Главная задача игроков, выполняющих передачу на удар, сводится к тому, чтобы создать лучшие условия для завершающего удара и за­труднить сопернику блокирование.

Тактика нападающих ударов. Поскольку правила разрешают бло­кирующим переносить руки за сетку, преодолеть плотный заслон над сеткой очень сложно. Нападающие игроки должны отлично владеть ударами и переигрывать блок соперника не силовыми ударами, а ис­кусными и разнообразными нападающими действиями.

Исходя из условий передачи мяча, постановки блока, расположения страхующих и игроков защитных линий, нападающий игрок в момент разбега и прыжка решает, какой удар выбрать, в каком направлении и с какой Силой его провести.

Наиболее эффективна комбинационная игра у сетки, завершаемая ударами, различными по силе и направлению. Сюда входят удары с отвлекающими действиями, переводы, удары поверх блока, чередо­вание ударов с высоких, коротких и скоростных передач. Нападение более действенно, если игрок с хороших передач выполняет обманные удары, а с более трудных — силовые. Часто игроки направляют удары специально в блок или по блоку, рассчитывая на неблагоприятный для соперника отскок мяча. Это также хороший тактический маневр. Если же игроку представляется возможность ударить с хорошей передачи без блока, уместно использовать свои силовые качества. После двух-трех нападающих ударов, понятых соперником, целесообразно ис­пользовать обман (финт).


Групповые и командные тактические действия

Они направлены на решение определенной тактической задачи с уче­том технической подготовленности игроков. Успех этих действий за­висит от уровня знаний, владения навыками и взаимопонимания игро­ков, участвующих в комбинации. Ведущим средством, связывающим игровые звенья, являются первые и вторые передачи. С первых передач взаимодействуют в основном игроки передней и задней линий, со второй — разыгрывающие и нападающие игроки передней линии.

Групповые и командные действия в нападении организуют по опре­деленной системе, предполагающей соответствующую расстановку игроков и выполнение ими определенных функций. Но любая система может в игре изменяться, так как рациональность применения ее за­висит от тактики соперника и конкретных игровых ситуаций.

Сложились две основные системы игры в нападении:

со второй передачи игрока передней линии (при двух нападающих) и

со второй передачи выходящего игрока задней линии (при трех на­падающих).

Система игры со второй передачи игрока передней линии. Главное здесь — организация атакующих действий со второй передачи через игрока передней линии, стоящего у сетки в одной из зон нападения. В осуществлении атаки принимают участие только два нападающих игрока: зон 4 и 2 при передаче мяча игроком зоны 3, зон 4 и 3 — при передаче игроком зоны 2, зон 2 и 3 — при передаче игроком зоны 4.

Эту систему игры в нападении отличают простота и надежность взаимодействия игроков, максимальное использование сильнейших нападающих ударов, высокое качество вторых передач, так как выпол­няют их в сравнительно легких условиях. Однако в нападении не участ­вует игрок первой линии, выполняющий вторую передачу на удар. Кроме того, ограничены возможности для внезапного нападения.

Атаку со второй передачи игрока передней линии чаще предпри­нимают команды младших разрядов. Расстановка игроков при системе игры со второй передачи игрока передней линии может быть различной.

На рис. 95 дан пример одной из разновидностей расстановок.

Одним из эффективных способов организации атаки по этой системе является нападение с первой пере­дачи и с откидок. Атака с первой передачи отличается быстрыми и неожиданными атакующими дейст­виями и является наиболее слож­ной формой организации нападаю­щих действий. Основная трудность ее применения заключается в точ­ном выполнении первой передачи сразу на удар.

 

Команды, применяющие атаки с первых передач, достигают хоро­ших результатов в нападении, ибо


 
 

фактор внезапности является здесь решающим.

Данный способ ведения игры требует четкого взаимодействия, постоянной готовности всех игро­ков передней линии осуществлять нападение. Это, в свою очередь, предъявляет большие требования к физической и психической под­готовленности игроков. Чаще все­го такой вариант нападения при­меняется в командах, где игроки имеют высокую технику и в совер­шенстве владеют различными уда­рами в нападении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...