Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст №9. Песнь о хлебе




Текст №9

Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл – страдания людей!

Режет серп тяжелые колосья

Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо

С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома,

Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,

Их везут в могильный склеп – овин.

Словно дьякон, на кобылу гаркнув,

Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелют по земле

И цепами маленькие кости

Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,

Что солома – это тоже плоть!..

Людоедке-мельнице – зубами

В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств…

Вот тогда-то входит яд белесый

В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,

Грубость жнущих сжав в духмяный сок,

Он вкушающим соломенное мясо

Отравляет жернова кишок.

И свистят по всей стране, как осень,

Шарлатан, убийца и злодей…

Оттого, что режет серп колосья,

Как под горло режут лебедей.

С. Есенин

Стихотворение «Песнь о хлебе» развивает традиционную тему отношений человека и природы. Но здесь она получает откровенно трагическое звучание. Череде событий, необходимых для получения первого продукта стола – хлеба, – сообщается неожиданный смысл.

Жатва (первая строфа), перевязывание колосьев в снопы (вторая строфа), транспортировка (третья строфа), молотьба (четвертая строфа), помол (пятая строфа), замес теста и выпечка (шестая строфа) трактуются автором как насилие над природой.

Сквозь строфы тянется цепь тропов, детализирующих и усугубляющих картину. Обращают на себя внимание сравнения: «режет серп колосья, как под горло режут лебедей», «каждый сноп лежит, как желтый труп»; телеги сравниваются с катафалками, овин – с могильным склепом, возница – с дьяконом. «Чтит возница погребальный чин» – перифраз, означающий речь или песню возницы, довершает картину смерти и погребения колосьев.

Затем сравнения уступают место развернутой метафоре. «Солома – это тоже плоть», поэтому зерно и его оболочка – это «маленькие кости» и «худые телеса», мельница становится «людоедкой», хлеб – «соломенным мясом», румяная корочка напоминает о «побоях ржи» во время молотьбы.

В представлении лирического героя, грубость и злоба, сопровождающие каждое названное действие, непременно концентрируются в мучных яствах – это и есть «яд белесый». Вкушающий их приобщается к насилию тех, кто участвовал в сборе урожая и приготовлении хлеба. Идея касается истоков зла. Оно начинается с насилия над природой. Обман, злодеяние, смертоубийство происходят именно по этой причине: «И свистят по всей стране, как осень, Шарлатан, убийца и злодей».

Вывод об истоках зла, а также то, что лирическое повествование несет отсвет размышления, позволяет отнести стихотворение к философской лирике. Также здесь весьма ощутимы и автобиографические мотивы. В стихотворении находит отражение трагическая ситуация, сложившаяся в Советской России к 1921 году – времени его написания. Голодная, нищая, разоренная деревня, испытывающая на себе ужас революционных перемен – незаживающая рана Есенина – «последнего поэта деревни» и человека, глубоко переживающего трагедию малой родины.

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей, за исключением первой строки шестой строфы, третьей строки седьмой строфы, где хорей становится шестистопным. Пиррихии встречаются стабильно на четвертой стопе в первой строфе, в прочих строфах почти в каждой строке (отсутствуют лишь в 8-й, 10-й, 24-й, 25-й, 26-й строках). Стопы хорея чередуются со стопой пиррихия, словно то подгоняя, то задерживая ритм, всякий раз вызывая ощущение замирающего от ужаса дыхания, боязни взглянуть на следующий страшный этап истязания природы. К этим чувствам примешивается боль от осознания той жестокости мира, где «весь смысл – страдания людей».

Стихотворение написано с использованием перекрестной рифмовки, сохраняется чередование женской (в нечетных) и мужской (в четных строках) рифмы. Все клаузулы в четных стихах усеченные.

Рифма разнообразит ритм: точная (знакомо – солома, овин – чин), богатая (людей – лебедей, плоть – обмолоть), неточная (поутр – труп, земле – телес), приблизительная (жестокость – колосья), а также нерифмованные строчки (катафалках – гаркнув, встанет – зубами).

Стихотворный размер хорея тесно связан с народной песенной традицией, а также с жанром литературной песни на тему народной жизни. Название стихотворения не случайно указывает на этот жанр.

Текст №10

Белой ночью кажется: дыханье

Затаила сонная Нева,

И стоят вдоль набережной зданья –

Мыслящие существа.

Мыслю, следовательно, существую.

Параллелепипеды, кубы

Норовят постигнуть мысль чужую

И понять любителя ходьбы.

Человек же думать не умеет:

Полугрезит, бедный, полуспит, –

Он и впрямь, как камень, цепенеет,

Известняк он, мрамор и гранит.

Памятник архитектуры,

Монумент Тоски и обелиск

Горя, слепок Мрачности – с натуры,

Барельеф Беды и смертный Риск.

Он идет, его как будто нету,

Умоляя вещество,

На Неву глядящее, как в Лету,

Эту мысль додумать за него.

А. Кушнер

В основе содержание лирического стихотворения А. Кушнера – реальная жизненная ситуация – прогулка по набережной Невы в белую ночь. Это запечатление короткого фрагмента, проживаемого, пропускаемого через чувственное восприятие и осмысливаемого лирическим героем.

Образный строй стихотворения связан с мотивом дороги: «стоят вдоль набережной зданья». Они представляются герою, с одной стороны, геометрическими фигурами (параллелепипеды, кубы), с другой – одушевленными, способными мыслить и проникать в мысли человека. Здесь автору помогают метафора (норовят постигнуть метонимия (упоминание формы вместо слов «здание» или «дом», то есть названия предмета). В восприятии лирического героя, здания – «мыслящие существа». Во второй строфе этому обороту созвучен перифраз «любитель ходьбы», таковым, видимо, предстает человек «мыслящим существом» – зданиям.

В третьей строфе усиливается впечатление о человеке как архитектурном сооружении. Это происходит благодаря сравнению как камень – точному, емкому и образному. Затем он конкретизируется – известняк, мрамор, гранит. Названо пока только вещество, которым становится человек, разучившийся думать. Не случайно он назван бедным, такова оценка лирическим героем своего состояния полугрезы-полусна.

Четвертая строфа указывает на следующее за овеществлением уподобления зримым и осязаемым формам – монумент, обелиск, слепок, барельеф. Но в них воплощены человеческие переживания и состояния – Тоска, Горе, Мрачность, Беда, Риск. Каждое слово начинается с прописной буквы. Это позволяет и воспринимать их как имена собственные, а значит – сами явления как неких одушевленных существ, и допускать их символическое значение.

В пятой строфе человек продолжает движение, но словно исчезает, потому что причиной, условием и знаком существования является мысль, как на это указано в первой строке второй строфы («Мыслю – следовательно, существую»). Свою мысль лирический герой доверяет «веществу», остается лишь гадать: он ли это сам, почувствовавший свое родство с «памятниками архитектуры, то ли это «зданья» первой строфы. Происходит взаимопроникновение образов. А маршрут прогулки воспринимается как путь, пролегающий вдоль черты между реальностью и небытием: Нева сравнивается с Летой – рекой в царстве мертвых, рекой забвения в греческой мифологии. Мифологический образ подтверждает, что лирический сюжет, в основе которого динамика самоощущений, переводится из плоскости бытовой в область изначального и Вечного. К такому прозрению приходит лирический герой – бытовая ситуация заключает бесценный дар. На это свойство поэзии Кушнера указывал В. С. Баевский в «Истории русской поэзии», говоря, что Кушнер «унаследовал у Ахматовой поэтику фрагмента».

В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей. Четвертая строка первой строфы, первая строка четвертой строфы и вторая строка пятой строфы написаны четырехстопным хореем, а первая строка второй строфы – дольником с двухсложной хореической основой.

Все пять строф имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, в нечетных строках женская, в четных – мужская.

В первой (после первой строки), второй (после второй и третьей строк), четвертой (после второй строки) строфах сокращены концевые ритмические паузы.

Синтаксические единицы совпадают с ритмическими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...