Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. В. Маяковский. Надоело. Для истории. А. А. Ахматова. Летний сад. Б. Л. Пастернак




В. В. Маяковский

НАДОЕЛО

Не высидел дома.

Анненский, Тютчев, Фет.

Опять,

тоскою к людям ведомый,

иду

в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.

Сияние.

Надежда сияет сердцу глупому.

А если за неделю

так изменился россиянин,

что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,

роюсь в пиджачной куче.

«Назад,

наз-зад,

н а з а д! »

Страх орет из сердца,

Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.

Вижу,

вправо немножко,

неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,

старательно работает над телячьей ножкой

загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.

Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.

Два аршина безлицого розоватого теста:

хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи

мягкие складки лоснящихся щек.

Сердце в исступлении,

рвет и мечет.

«Назад же!

Чего еще? »

Влево смотрю.

Рот разинул.

Обернулся к первому, и стало иначе:

для увидевшего вторую образину

первый –

воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать кому?

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

покрою

умную морду трамвая.

В дом уйду.

Прилипну к обоям.

Где роза есть нежнее и чайнее?

Хочешь –

тебе

рябое

прочту «Простое как мычание»?

ДЛЯ ИСТОРИИ

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет –

помните:

в 1916 году

из Петрограда исчезли красивые люди.

                                                          1916

1.   Как в стихотворении развивается тема личности и толпы? Какое значение имеет мотив тоски по людям?

2.   Найдите риторические вопросы и восклицания. Какова их роль?

3.   Какой смысл вложен в понятие красивые люди?

4.   Как строится описание в четвертой и пятой строфах? Какова роль метафор, параллелизма, гиперболы, анафоры?

5.   Оцените композиционное решение. Что представляет собой заключительная строфа? Как ее содержание соотносится с названием стихотворения?

А. А. Ахматова

ЛЕТНИЙ САД

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной додвери дворца

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви

И все перламутром и яшмой горит

Но света источник таинственно скрыт

9 июля1959. Ленинград

1.   Какое состояние души передано уже в первой строфе?

2.   Благодаря каким образам происходит обращение к прекрасному прошлому?

3.   Почему оно воспринимается как инобытие?

4.   Каково изначальное содержание образа сада в мировой культурной традиции?

5.   Какие реалии названы в стихотворении? Каким образом они связаны с мотивной структурой произведения?

6.   Как обозначены и развиваются мотивы отражения, преодоления, бренности, сакральности, пространства?

7.   Какие эпитеты создают картину и ощущение самодостаточности?

8.   Какого высшего впечатления достигает лирический герой?

9.   Какие историко-культурные и литературные отсылки содержит стихотворение (упоминание скрипа корабельных мачт, лебедя, белых ночей с «тайной» любовью)?

10. Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «Лебедь», А. С. Пушкина «Царское Село», Г. Р. Державина «Лебедь», В. А. Жуковского «Царскосельский лебедь». Что в этих текстах олицетворяет образ лебедя? Оцените значение этого образа в стихотворении «Летний сад».

11. Ритмическая композиция почти не содержит отступлений от схемы: четырехстопный амфибрахий, восемь двустиший, всюду точная мужская рифма. Какой стих звучит иначе? Какое впечатление это создает?

Б. Л. Пастернак

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель –

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель,

Что дни – кузнечныемехи

И что растекся полосой

От ели к ели, от ольхи

К ольхе, железный и косой,

И жидкий, и в снега дорог,

Как уголь в пальцы кузнеца,

С шипеньем впившийся поток

Зари без края и конца.

Что в берковец церковный зык,

Что взят звонарь в весовщики,

Что от капели, от слезы

И от поста болят виски.

1915

1.   Стихотворение помещено в книгу «Поверх барьеров». Каким образом с названием книги соотносится утверждение, содержащееся в первой строке?

2.      На какую цель жизни, понятую лирическим героем, указано?

3.   Какие вещи «невмоготу признать» лирическому герою?

4.   Почему они уподобляются кузнечным мехам?

5.   Какие этапы осмысления цели жизни открываются в стихотворении?

6.   Прокомментируйте роль развернутой метафоры «…Рас-
текся полосой…».

7.   Оцените психологическое состояние лирического героя, проникнувшего в такой пейзаж.

8.   Благодаря каким изобразительным средствам создается ощущения слиянности человека и природы?

9.   Каково происхождение упомянутой в финальной строке боли?

10. Как вы считаете, почему сам автор назвал поэтику «Поверх барьеров» «неромантической»? Подтверждает ли данное стихотворение эту авторскую оценку?

11. Как звукопись усиливает впечатление (третья строка третьей строфы – шипящие; третья и четвертая строки второй строфы – е, о, и)?

12. Какой цели служит многократное повторение союза что?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...