Задание 3. Cентябрьская роза. О. Э. Мандельштам. И. А. Бунин. А. А. Вознесенский. Ностальгия по настоящему
Задание 3 Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ следующих стихотворений: А. А. Фет CЕНТЯБРЬСКАЯ РОЗА За вздохом утренним мороза, Румянец уст приотворя, Как странно улыбнулась роза В день быстролетный сентября! Перед порхающей синицей В давно безлиственных кустах Как дерзко выступать царицей С приветом вешним на устах. Расцвесть в надежде неуклонной – С холодной разлучась грядой, Прильнуть последней, опьяненной К груди хозяйки молодой! 22 ноября 1890 1. Какие свойства пейзажной лирики воплощены в данном стихотворении? 2. При помощи каких метафор, эпитетов изображается сентябрьское утро? 3. Укажите олицетворения и сравнения, которые помогают создать образ розы. 4. Попробуйте охарактеризовать лирического героя, основываясь на предположении: кто именно так способен увидеть расцветший в сентябре цветок. 5. Как соотносятся мир природы и мир человека? 6. На тему или на идею указано в заглавии? 7. Какова роль других пейзажных образов этого стихотворения? 8. В чем символическое значение образа сентябрьской розы? 9. Какие особенности и приметы приобретает здесь ямб? 10. Почему «трафаретная» рифма мороза – роза не воспринимается знаковой? 11. Найдите инверсии. Какова их роль? 12. Почему две последних строфы – безличные предложения? О. Э. Мандельштам Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок... От замкнутых я, что ли, пьян дверей? И хочется мычать от всех замков И скрепок. И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы И прячутся поспешно в уголки И выбегают из углов угланы... И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке И, спотыкаясь, мёртвый воздух ем, И разлетаются грачи в горячке. А я за ними ахаю, крича В какой-то мёрзлый деревянный короб: Читателя! советчика! врача! На лестнице колючей разговора б! Январь – 1 февраля 1937 1. Опираясь на биографические факты, попробуйте понять причину появления данного стихотворения в творчестве О. Э. Мандельштама. 2. Какое чувство передает поэт? 3. Какое состояние переживает лирический герой? 4. Как переданы враждебность окружающего мира, внутренний разлад лирического героя? 5. Какие слова создают образ города? 6. Он реален или призрачен? 7. Почему стихотворение начинается с двух вопросительных предложений? 8. Как переосмыслены конкретные городские реалии? 9. Проследите, как анафора (союз и) помогает: а) передать бесконечное, бессмысленное движение по городу, б) способствует нагнетанию жутких, чуждых герою образов, в) создает предощущение трагедии. 10. Какую смысловую нагрузку несут эпитеты замкнутых, лающих, перекошенных, бородавчатую, обледенелой? 11. Какие ассоциации они вызывают? Познакомьтесь в словаре В. И. Даля со значениями слова углан. Какое из них, по-вашему, реализуется в контексте стихотворения? 12. Какова роль инверсий (третья строка первой строфы, каждая строка – второй, первая и вторая третьей строфы)? 13. Поразмышляйте над образами ямы и короба. Как они преобразуют тему холода? 14. Какое значение имеет звукопись («у», «ч», «ул», «угл», «ла» – во второй строфе; «р», «г», «к», «б» – в двух заключительных). 15. Две финальные строки – прямая речь. Почему все предложения здесь восклицательные? Охарактеризуйте градацию обращений. Почему читатель назван первым, последним – врач? 16. Почему цепь образов завершает метафора колючая лестница? 17. Истолкуйте смысл и оцените роль антитезы мертвый – горячка (третья строфа), открытый – замкнутых (первая строфа).
18. Почему нет цветовых эпитетов? 19. Каким размером написано стихотворение? Почему метрическая схема постоянно нарушается? Способствует ли это передаче настроения? И. А. Бунин Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья. 1889 1. Какие черты описательной, повествовательной и «чистой» лирики воплощены в стихотворении? 2. Каково место лирического я? 3. Какое лирическое настроение стремится передать автор? 4. На основе каких примет можно утверждать, что произведение создано художником-реалистом? 5. При помощи каких изобразительных средств, не прибегая к замысловатым тропам, поэту удаются картины поздней осени? 6. Благодаря каким метафорам пейзажные образы «оживают», заключают определенные характеры? 7. Какие слова помогают вызвать память о цвете, звуках и запахах осени? 8. Как строфическая композиция подчеркивает простоту и ясность языка? А. А. Вознесенский НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию– ностальгию по настоящему. Будто хочет послушник к Господу, ну а доступ лишь к настоятелю – так и я умоляю доступа без посредников к настоящему. Будто сделал я что-то чуждое, или даже не я – другие. Упаду на поляну – чувствую по живой земле ностальгию. Нас с тобой никто не расколет, но когда тебя обнимаю – обнимаю с такой тоскою, будто кто тебя отнимает. Одиночества не искупит в сад распахнутая столярка. Я тоскую не по искусству, задыхаюсь по-настоящему. Все из пластика – даже рубища, надоело жить очерково. Нас с тобою не будет в будущем, а церковка... И когда мне хохочет в рожу идиотствующая мафия, говорю: «Идиоты – в прошлом. В настоящем – рост понимания».
Хлещет черная вода из крана, хлещет ржавая, настоявшаяся, хлещет красная вода из крана я дождусь – пойдет настоящая. Что прошло, то прошло. К лучшему. Но прикусываю как тайну ностальгию по настающему, что настанет. Да не застану. 1975 1. Попробуйте сформулировать организующую мысль этого несущего сильный философский заряд стихотворения. 2. К каким развернутым сравнениям прибегает поэт во второй-четвертой строфах, чтобы пояснить сущность явления «ностальгии по настоящему»? 3. Какая предметная аналогия (восьмая строфа) помогает передать настроение ожидания настоящего? 4. Как использует поэт возможности омонимии и паронимии (сравните значение ключевого слова в первой, второй, пятой, седьмой, восьмой строфах) (не по прошлому…, по настоящему, задыхаюсь по-настоящему; в прошлом – в настоящем, настоявшаяся – настоящая…)? 5. Каким образом эти значения совмещены в последней строфе (по настоящему, что настанет)? 6. Какую смысловую нагрузку несут и как на общую интонацию влияют бессоюзные соединения? 7. Какова роль укороченной строки и умолчания в шестой строфе? 8. Для чего введена прямая речь в седьмой строфе? 9. Благодаря чему возникает гражданская тема? 10. Найдите все случаи корневой рифмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|