Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разностопность. равностопный хорей. полноударный разностопный хорей. 11. Анализ строфики. 12. Анализ языка. Лексика. Как эта глупая луна




Разностопность.

В одном стихотворении могут быть стихи разной длины.

С Богом, в дальнюю дорогу!

Путь найдешь ты, слава Богу.

Светит месяц; ночь ясна,

Чарка выпита до дна… –

равностопный хорей.

Мы друг друга любим, – что ж нам в том с тобою

Любим и страдаем всякий час.

Боремся напрасно мы с своей судьбою,

Нет на свете радостей для нас. –

полноударный разностопный хорей.

Чередование стихов разной длины должно быть упорядоченным, чтобы стихотворение было ритмичным.

Рифма как фактор ритма важна, потому что:

– фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе;

– создает упорядоченность благодаря повторениям через интервал.

Воспринимающий стихотворную речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма.

Рифма – это и ритмический, и композиционный, и смысловой элемент. Являясь звуковым повтором, она сближает по смыслу рифмующиеся слова, либо изменяет их первоначальный смысл. Рифма скрепляет разные стихи.

Рифма бывает:

– мужская открытая (дана – осуждена), мужская закрытая (убегал – скал), женская (могила – изменила), дактилическая (палубе – жалобе), гипердактилическая (палевая – отчаливая);

– точная (оврагом – глагом, властью – страстью, птица – клубится, убого – строго), неточная (милый – силой), приблизительная (поговорку – пятеркой);

– достаточная (голубочек – дружочек), богатая (стих – затих, творили покорили, дыханье – колыханье);

– равносложная (подруга – досуга), неравносложная (пороки – строки), усеченная (дрожало – жалом);

– составная (где вы – девы, я ли – бежали);

– корневая (годы – годный, робкий – коробка);

– внутренняя:

Быстро дни недели пролетели,

Протекли меж пальцев как вода,

Потому что есть среди недели

Хитрое колёсико – среда…

                                                          С. Маршак

Белые бивни бьют в ют…

                                                          Н. Асеев

Рифма может быть оценена как

– банальная (розы – морозы, любовь – кровь);

– оригинальная (генеральный – подальше, гитары – Гюльнары, Евгений – впечатлений, Бей – Булатом – братом);

– неожиданная (треф – лев, хорошо – карандаша);

– эффективная (Бокль – бинокль, действий – фарисействе, хжи – рубежи).

В белом стихе должны быть крепки и регулярны другие ритмические факторы.

Слово – единица ритма в акцентном стихе, так как обычно количество ударений совпадает с количеством содержащихся ударений слов в каждой строке:

Червонные рыбки из стеклянной обители

Грустно-испуганно смотрят на толпу –

в каждой строке по четыре слова, несущих рифму.

Кроме того, созданию ритма могут служить любые повторы – лексические и синтаксические.

11. Анализ строфики

Строфика создает членение стихотворного текста. Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие, шестистишие(секстет), октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа и т. д.

Строфа – ритмическая единица. Она повторяет предыдущую и предваряет следующую.

Строфа – композиционная единица. Это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. Существуют также нестрофические стихотворения.

От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм. В катренах это смежная (парная), перекрестная, кольцевая (охватная).

Для других строф возможны различные комбинации. Они определяются законами (терцин, сонет, рондо, октава) и возможностями (секстина) строфы.

Встречаются стихотворения, написанные на одну рифму, имеющие «сквозную» рифму, которая проходит через весь текст; вольная комбинация рифм.

12. Анализ языка. Лексика

Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный текст.

Эпитеты – художественные определения.

– постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь, сырая земля, золотая осень);

– изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шелковый узор, лиловые сумерки);

– лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);

– сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золо-
тистое яблоко
);

– метафорические (снежинка смелая, нежная березка, колючая лестница, туманящий сон).

Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.

Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т. д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, подобно, словно, что. Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна:

– рисуют внешний облик героя:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

                                                          А. Пушкин

– передают характер героя:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

                                                          А. Пушкин

– создают картину и вызывают должное впечатление:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

                                                          И. Бунин;

– передают авторскую оценку: а) сочувствие герою, б) печаль, боль, в) восхищение:

а)        Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...