Разностопность. равностопный хорей. полноударный разностопный хорей. 11. Анализ строфики. 12. Анализ языка. Лексика. Как эта глупая луна
Разностопность. В одном стихотворении могут быть стихи разной длины. С Богом, в дальнюю дорогу! Путь найдешь ты, слава Богу. Светит месяц; ночь ясна, Чарка выпита до дна… – равностопный хорей. Мы друг друга любим, – что ж нам в том с тобою Любим и страдаем всякий час. Боремся напрасно мы с своей судьбою, Нет на свете радостей для нас. – полноударный разностопный хорей. Чередование стихов разной длины должно быть упорядоченным, чтобы стихотворение было ритмичным. Рифма как фактор ритма важна, потому что: – фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе; – создает упорядоченность благодаря повторениям через интервал. Воспринимающий стихотворную речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма. Рифма – это и ритмический, и композиционный, и смысловой элемент. Являясь звуковым повтором, она сближает по смыслу рифмующиеся слова, либо изменяет их первоначальный смысл. Рифма скрепляет разные стихи. Рифма бывает: – мужская открытая (дана – осуждена), мужская закрытая (убегал – скал), женская (могила – изменила), дактилическая (палубе – жалобе), гипердактилическая (палевая – отчаливая); – точная (оврагом – глагом, властью – страстью, птица – клубится, убого – строго), неточная (милый – силой), приблизительная (поговорку – пятеркой); – достаточная (голубочек – дружочек), богатая (стих – затих, творили покорили, дыханье – колыханье); – равносложная (подруга – досуга), неравносложная (пороки – строки), усеченная (дрожало – жалом); – составная (где вы – девы, я ли – бежали); – корневая (годы – годный, робкий – коробка);
– внутренняя: Быстро дни недели пролетели, Протекли меж пальцев как вода, Потому что есть среди недели Хитрое колёсико – среда… С. Маршак Белые бивни бьют в ют… Н. Асеев Рифма может быть оценена как – банальная (розы – морозы, любовь – кровь); – оригинальная (генеральный – подальше, гитары – Гюльнары, Евгений – впечатлений, Бей – Булатом – братом); – неожиданная (треф – лев, хорошо – карандаша); – эффективная (Бокль – бинокль, действий – фарисействе, хжи – рубежи). В белом стихе должны быть крепки и регулярны другие ритмические факторы. Слово – единица ритма в акцентном стихе, так как обычно количество ударений совпадает с количеством содержащихся ударений слов в каждой строке: Червонные рыбки из стеклянной обители Грустно-испуганно смотрят на толпу – в каждой строке по четыре слова, несущих рифму. Кроме того, созданию ритма могут служить любые повторы – лексические и синтаксические. 11. Анализ строфики Строфика создает членение стихотворного текста. Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие, шестистишие(секстет), октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа и т. д. Строфа – ритмическая единица. Она повторяет предыдущую и предваряет следующую. Строфа – композиционная единица. Это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. Существуют также нестрофические стихотворения. От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм. В катренах это смежная (парная), перекрестная, кольцевая (охватная). Для других строф возможны различные комбинации. Они определяются законами (терцин, сонет, рондо, октава) и возможностями (секстина) строфы.
Встречаются стихотворения, написанные на одну рифму, имеющие «сквозную» рифму, которая проходит через весь текст; вольная комбинация рифм. 12. Анализ языка. Лексика Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный текст. Эпитеты – художественные определения. – постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь, сырая земля, золотая осень); – изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шелковый узор, лиловые сумерки); – лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет); – сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золо- – метафорические (снежинка смелая, нежная березка, колючая лестница, туманящий сон). Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают. Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т. д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, подобно, словно, что. Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна: – рисуют внешний облик героя: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне А. Пушкин – передают характер героя: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива… А. Пушкин – создают картину и вызывают должное впечатление: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин; – передают авторскую оценку: а) сочувствие герою, б) печаль, боль, в) восхищение: а) Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|