Текст №1. Мальчик с пальчик
Текст №1 Мальчик с пальчик (Сказка) Жил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазенки; Как пух волосенки, Он жил меж цветочков; В тени их листочков В жары отдыхал он, И ночью там спал он. С зарей просыпался, Живой умывался Росой, наряжался В листочек атласный Лилеи прекрасной; Проворную пчелку В свою одноколку Из легкой скорлупки Потом запрягал он, И с пчелкой летал он, И жадные губки С ней вместе впивал он В цветы луговые. К нему золотые Цикады слетались И с ним забавлялись, Кружась с мотыльками, Жужжа и порхая, И ярко сверкая На солнце крылами. Ночною ж порою, Когда темнотою Земля покрывалась, И в небе с луною Одна за другою Звезда зажигалась, На луг благовонный С лампадой зажженной Лазурно-блестящий К малютке являлся Светляк; и сбирался К нему в круговую На пляску ночную Рой Эльфов летучий; Они – как бегучий Источник волнами – Шумели крылами, Свивались, сплетались, Проворно качались На тонких былинках, В перловых купались На травке росинках, Как искры сверкали И шумно плясали Пред ним до полночи. Когда же на очи Ему усыпленье, Под пляску, под пенье, Сходило, – смолкали И вмиг исчезали Плясуньи ночные; Тогда, под живые Цветы угнездившись И в сон погрузившись, Он спал под защитой Их кровли, омытой Росой до восхода Зари лучезарной С границы янтарной Небесного свода. Так, милый красавчик, Жил мальчик наш с пальчик… В. Жуковский Стихотворение может быть рассмотрено как фрагмент
Композиционно стихотворение распадается на несколько частей, границы каждой совпадают с границами сложных синтаксических конструкций. Первая часть – соответствующая экспозиции – с первой строки («Жил маленький мальчик…» по «…И ночью там спал он») – это первый синтаксический период. Вторая часть – описывающая действия героя в течение дня – это второй синтаксический период (С зарей просыпался… – … На солнце крылами). Третья часть – изображение событий ночи – заканчивается строкой «…Пред ним до полночи». Четвертая часть – сон героя «под кровлей цветов». Две заключительных строки возвращают к начальным, так как почти дублируют их и позволяют рассматривать композицию как кольцевую. С другой стороны, это указывает не на «линейность», а на «цикличность» сюжета: момент, соответствующий кульминации, отсутствует, и финал является одновременно началом. Героя ожидает новый день, который сменится ночью, затем наступит сон, и так будет всегда. Отрывается перспектива нескончаемой радости, усиливающая звучание идеи. Сложная система изобразительных средств обусловлена, прежде всего, предметом изображения. Сопровождающие его персонажи, детали обозначены словами либо с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазенки, волосенки, цветочки, листочки, пчелка, губки), либо рождающимися впечатление невеликости, хрупкости, нежности (скорлупка, цветы, цикады, мотыльки, лампада, былинки, росинки). Текст изобилует глаголами и глагольными формами, так как герой (и это свойственно ребенку) постоянно в движении. Он «наряжался», «умывался», «запрягал» («пчелку в одноколку»), «летал». Так же динамичен и окружающий его мир: цикады слетаются, забавляются, кружатся, порхают, сверкают крылами; эльфы шумят крылами, свиваются, сплетаются, качаются на былинках, купаются в росинках, пляшут.
Вся употребленная лексика благозвучна, имеет зачастую высокую стилистическую окраску – крылами, плясуньи, вмиг, кровля, лучезарный, благовонный, усыпленье, лилея. И это тоже подтверждает сквозную мысль о том, что в детстве и сказке сосредоточено только прекрасное. Во многом достижению этой цели способствуют многочисленные эпитеты. Постоянные: цветы луговые, порою ночною, небесного свода, тонких былинках. Изобразительные: из легкой скорлупки, золотые цикады, плясуньи ночные. Лирические: лилеи прекрасной, жадные губки, луг благовонный, светляк лазурно-блестящий, зари лучезарной. Метафорические: атласной лилеи, в перловых росинках, границы янтарной, бегучий источник. Интересны в произведении ритмико-интонационное построение и строфическая композиция. Стих повышенно ритмический, благодаря малому количеству стоп в каждом, а также внутренней рифме (Ночною же порою, Жил мальчик наш с пальчик). Стихи равностопные – двустопный амфибрахий. Рифма всюду женская, точная. Сочетаются: 1) четырехстишия с кольцевой рифмовкой, 2) двустишия, 3) терцеты (три соседствующие строки на одну рифму). Например, 1: мотыльками – порхая – сверкая – крылами; восхода – лучезарной – янтарной – свода. Например, 2: луговые – золотые, угнездившись – погрузившись, летучий – бегучий, усыпленье – пенье. Например, 3: мальчик – пальчик – красавчик; просыпался – умывался – наряжался. Возникают группы из пяти стихов с двумя рифмами (сплетались – качались – былинках – купались – росинках); скорлупки – запрягал он – летал он – губки – впивал он); из шести стихов с двумя рифмами (порою – темнотою – покрывалась – луною – другою – зажигалась).
Встречаются «сквозные» клаузулы, которые совпадают в нескольких стихах или отстоящих двустишиях (отдыхал он, спал он, запрягал он, летал он, впивал он; сверкали, плясами, смолкали, исчезали). Ритмический строй произведения определяют частые инверсии (под живые цветы угнездившись; сбирался к нему в круговую на пляску ночную рой Эльфов летучий; в перловых купались на травке росинках; до восхода зари лучезарной с границы янтарной небесного свода), отдельные переносы (Они – как бегучий / Источник волнами – / Шумели крылами; Когда же на очи / Ему усыпленье, / Под пляску, под пенье, / Сходило, – смолкали / И вмиг исчезали / Плясуньи ночные). Ритмические и синтаксические паузы в большинстве случаев не совпадают, что наряду с инверсиями и переносами помогает выделить слова с особой смысловой нагрузкой и усилить эпический элемент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|