Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст №1. Мальчик с пальчик




Текст №1

Мальчик с пальчик

(Сказка)

Жил маленький мальчик:

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры глазенки;

Как пух волосенки,

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков

В жары отдыхал он,

И ночью там спал он.

С зарей просыпался,

Живой умывался

Росой, наряжался

В листочек атласный

Лилеи прекрасной;

Проворную пчелку

В свою одноколку

Из легкой скорлупки

Потом запрягал он,

И с пчелкой летал он,

И жадные губки

С ней вместе впивал он

В цветы луговые.

К нему золотые

Цикады слетались

И с ним забавлялись,

Кружась с мотыльками,

Жужжа и порхая,

И ярко сверкая

На солнце крылами.

Ночною ж порою,

Когда темнотою

Земля покрывалась,

И в небе с луною

Одна за другою

Звезда зажигалась,

На луг благовонный

С лампадой зажженной

Лазурно-блестящий

К малютке являлся

Светляк; и сбирался

К нему в круговую

На пляску ночную

Рой Эльфов летучий;

Они – как бегучий

Источник волнами –

Шумели крылами,

Свивались, сплетались,

Проворно качались

На тонких былинках,

В перловых купались

На травке росинках,

Как искры сверкали

И шумно плясали

Пред ним до полночи.

Когда же на очи

Ему усыпленье,

Под пляску, под пенье,

Сходило, – смолкали

И вмиг исчезали

Плясуньи ночные;

Тогда, под живые

Цветы угнездившись

И в сон погрузившись,

Он спал под защитой

Их кровли, омытой

Росой до восхода

Зари лучезарной

С границы янтарной

Небесного свода.

Так, милый красавчик,

Жил мальчик наш с пальчик…

                                                          В. Жуковский

Стихотворение может быть рассмотрено как фрагмент
лирического переложения сказок Ш. Перро и братьев
Я. и В. Гримм, где действующим лицом является Мальчик с пальчик. Но оно не содержит даже намека на нечто страшное и опасное, ожидающее героя. Несмотря на многоточие, это сюжетно и структурно завершенное произведение, с отличной от упомянутых произведений идеей. На тему указывает название, на жанр – подзаголовок: это повествовательная лирика, а в основе содержания – любование маленьким героем, в котором все прекрасно и которого оберегает сама природа. Мальчик с пальчик напоминает не своих сказочных предшественников (первая ассоциации именно такова), а скорее эльфа или Дюймовочку Г. Х. Андерсена. С первых строк, усиливаясь к финальным, параллельно развиваются две идеи – чистоты, сказочности детства и гармонии, достигаемой благодаря единению с природой.

Композиционно стихотворение распадается на несколько частей, границы каждой совпадают с границами сложных синтаксических конструкций. Первая часть – соответствующая экспозиции – с первой строки («Жил маленький мальчик…» по «…И ночью там спал он») – это первый синтаксический период. Вторая часть – описывающая действия героя в течение дня – это второй синтаксический период (С зарей просыпался… – … На солнце крылами). Третья часть – изображение событий ночи – заканчивается строкой «…Пред ним до полночи». Четвертая часть – сон героя «под кровлей цветов». Две заключительных строки возвращают к начальным, так как почти дублируют их и позволяют рассматривать композицию как кольцевую. С другой стороны, это указывает не на «линейность», а на «цикличность» сюжета: момент, соответствующий кульминации, отсутствует, и финал является одновременно началом. Героя ожидает новый день, который сменится ночью, затем наступит сон, и так будет всегда. Отрывается перспектива нескончаемой радости, усиливающая звучание идеи.

Сложная система изобразительных средств обусловлена, прежде всего, предметом изображения. Сопровождающие его персонажи, детали обозначены словами либо с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазенки, волосенки, цветочки, листочки, пчелка, губки), либо рождающимися впечатление невеликости, хрупкости, нежности (скорлупка, цветы, цикады, мотыльки, лампада, былинки, росинки). Текст изобилует глаголами и глагольными формами, так как герой (и это свойственно ребенку) постоянно в движении. Он «наряжался», «умывался», «запрягал» («пчелку в одноколку»), «летал». Так же динамичен и окружающий его мир: цикады слетаются, забавляются, кружатся, порхают, сверкают крылами; эльфы шумят крылами, свиваются, сплетаются, качаются на былинках, купаются в росинках, пляшут.

Вся употребленная лексика благозвучна, имеет зачастую высокую стилистическую окраску – крылами, плясуньи, вмиг, кровля, лучезарный, благовонный, усыпленье, лилея. И это тоже подтверждает сквозную мысль о том, что в детстве и сказке сосредоточено только прекрасное.

Во многом достижению этой цели способствуют многочисленные эпитеты. Постоянные: цветы луговые, порою ночною, небесного свода, тонких былинках. Изобразительные: из легкой скорлупки, золотые цикады, плясуньи ночные. Лирические: лилеи прекрасной, жадные губки, луг благовонный, светляк лазурно-блестящий, зари лучезарной. Метафорические: атласной лилеи, в перловых росинках, границы янтарной, бегучий источник.

Интересны в произведении ритмико-интонационное построение и строфическая композиция.

Стих повышенно ритмический, благодаря малому количеству стоп в каждом, а также внутренней рифме (Ночною же порою, Жил мальчик наш с пальчик). Стихи равностопные – двустопный амфибрахий. Рифма всюду женская, точная. Сочетаются: 1) четырехстишия с кольцевой рифмовкой, 2) двустишия, 3) терцеты (три соседствующие строки на одну рифму). Например, 1: мотыльками – порхая – сверкая – крылами; восхода – лучезарной – янтарной – свода. Например, 2: луговые – золотые, угнездившись – погрузившись, летучий – бегучий, усыпленье – пенье. Например, 3: мальчик – пальчик – красавчик; просыпался – умывался – наряжался. Возникают группы из пяти стихов с двумя рифмами (сплетались – качались – былинках – купались – росинках); скорлупки – запрягал он – летал он – губки – впивал он); из шести стихов с двумя рифмами (порою – темнотою – покрывалась – луною – другою – зажигалась).

Встречаются «сквозные» клаузулы, которые совпадают в нескольких стихах или отстоящих двустишиях (отдыхал он, спал он, запрягал он, летал он, впивал он; сверкали, плясами, смолкали, исчезали).

Ритмический строй произведения определяют частые инверсии (под живые цветы угнездившись; сбирался к нему в круговую на пляску ночную рой Эльфов летучий; в перловых купались на травке росинках; до восхода зари лучезарной с границы янтарной небесного свода), отдельные переносы (Они – как бегучий / Источник волнами – / Шумели крылами; Когда же на очи / Ему усыпленье, / Под пляску, под пенье, / Сходило, – смолкали / И вмиг исчезали / Плясуньи ночные). Ритмические и синтаксические паузы в большинстве случаев не совпадают, что наряду с инверсиями и переносами помогает выделить слова с особой смысловой нагрузкой и усилить эпический элемент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...