Сексомания. Польский ученый С. Лев-Старович (1990) считает, что можно говорить о «комплексе донжуана», в котором возможны различные акценты.
Сексомания
Нередко люди прибегают к сексу, чтобы пережить острые ощущения, чего не в состоянии добиться иным способом. Они используют секс для того, чтобы убежать от самих себя и своих проблем. Секс для них то же, что алкоголь для алкоголика, наркотик для наркомана, — способ убежать от самих себя (Теппервайн, 1996).
Тип полоролевого поведения зависит не столько от подверженности любовной страсти, сколько от особенностей личностного развития, отношения к противоположному полу в целом. Пожалуй, чаще других обсуждается донжуанское поведение. Его толкование в научной литературе отличается от тех образов, которые созданы художественными произведениями. Обратимся к психологическому пониманию этого явления. Что для него характерно?
Особенностями донжуанского поведения считают: ♦ избегание глубоких привязанностей, частая смена стремительно покоренных партнерш; ♦ сексуальные приключения самоценны, это — главное в жизни; ♦ отсутствие интереса к женщине как личности, пренебрежение к ее переживаниям и ожиданиям, безразличие к дальнейшей судьбе. В психологических и сексологических трактовках образ донжуана выглядит не столь привлекательным, как в художественных описаниях. Избегание глубоких эмоциональных отношений, неспособность к их установлению говорит о неблагополучии в личностном развитии. Боязнь доверительных отношений, духовной близости связана с заниженной самооценкой, с неуверенностью в себе. Донжуан нуждается в эмоциональной близости, но боится ее. В этом он не признается ни другим, ни себе. Польский ученый С. Лев-Старович (1990) считает, что можно говорить о «комплексе донжуана», в котором возможны различные акценты.
1. Чувство гордости, которое возникает у мужчины из-за наличия полового члена. Донжуан полагает, что женщины созданы для того, чтобы приносить удовольствие мужчинам. Если женщина не дает победить себя быстро, то делает это только для того, чтобы продлить удовольствие от игры. Окружающие женщины могут в определенной степени способствовать тому, чтоб у мужчины с привлекательной внешностью формировался комплекс Нарцисса и возникала гордость из-за принадлежности к «лучшему полу». 2. Боязнь импотенции. Чтобы избавиться от переживаний, связанных с комплексом импотенции, используется такое доказательство своей полноценности, как количество «побед» над женщинами. 3. Негармоничное развитие личности, прежде всего эмоциональной сферы, проявляющееся в неспособности к устойчивым контактам и доверительным отношениям, боязнь их, избегание душевной близости. 4. Взгляд на половые отношения как форму самореализации. Вера в то, что количество любовных связей поднимает престиж в глазах окружающих. Данный тип полового поведения присущ не только мужчинам. Вероятно, применительно к женщинам он должны получить какое-то иное название, но это несущественно меняет суть дела. Соблазняющая и тут же покидающая мужчин женщина — донжуан в юбке . Она ведет себя активно: выбирает, пленяет, соблазняет и бросает покоренного мужчину на подъеме чувства влюбленности. Это поведение может быть некоторым заменителем самореализации. Стремясь покорить понравившегося мужчину, она может испытывать сильные чувства. Но одна эта особенность переживаний не раскрывает всей сути движений души. Всплеск страсти и глубина чувства — разные явления. «... Страсти сами себя возбуждают», — говорил Цицерон. Для развития личности необходимы любовные переживания, без них оно не будет полноценным. И наоборот, глубокие, устойчивые любовные отношения возможны у людей личностно, эмоционально зрелых. Масштаб личности определяет силу любви. Большая любовь — один из путей самореализации, наполнения жизни смыслом.
Трудоголизм Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие отличает активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда, потребность и привычка трудиться. Для трудолюбивого человека труд наполняет жизнь смыслом. В. Франкл (1999) отмечал, что полнота профессиональной деятельности не идентична смысловой полноте творческой жизни. Невротик пытается подчас спастись от большой жизни бегством в профессиональную деятельность. Однако подлинная бессодержательность и пустота его жизни обнаруживаются сразу же, как только его профессиональная активность на какое-то время прерывается, а именно в выходные дни! Человек, который является только человеком-рабочим и ничем другим, крайне нуждается в суете выходных дней, чтобы чем-то заполнить внутреннюю пустоту, поскольку именно в выходные, когда останавливается темп рабочей недели, бедность содержания его жизни становится очевидной. И создается впечатление, что человек бежит со скоростью, на какую только способен, чтобы не заметить бесцельности собственной жизни. Он пытается убежать от себя самого — но напрасно, потому что в выходные дни перед ним наиболее ярко предстают бесцельность, бессодержательность и бессмысленность его существования (Франкл, 1999). Работа (учёба)— важная форма самовыражения, и, так же как питание, она необходима для развития человека. Но и она может превратиться в страсть, принять болезненные очертания. Будучи одержимы работой, мы формируем принудительный образец поведения, хотим быть еще лучше, совершеннее, хотим успевать все больше. Вместо того чтобы работать на себя, мы стремимся произвести внешний эффект, отчего уже не имеем времени работать на себя, тем более — думать о себе. У нас просто слишком много дел, и голова полна планов, которые мы еще должны осуществить. Находя удовлетворение прежде всего в работе, мы впадаем в зависимость от нее, так как хотим испытать на этом пути еще большее удовлетворение (Теппервайн, 1996).
К выгоранию приводят различные причины. Оно может быть и следствием трудоголизма. Как отмечали исследователи этого феномена: чтобы выгореть, сначала надо загореться. Таким образом, многие отрицательные следствия выгорания входят в число факторов риска трудоголической зависимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|