Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Особенности взаимодействия с коллегами по го­ризонтали.




Во-первых, руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизон­тальному взаимодействию. В этих условиях он ограни­чен в возможности обсудить профессиональные про­блемы, получить не только одобрение, поддержку, но и замечания, оценку, то есть то, что мы называем обратной связью, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и руково­дитель. Для большинства руководителей такое поло­жение ведет к возрастающему чувству уязвимости и истощению профессиональных ресурсов. Кроме того, изоляция порождает ощущение, что никто не смо­жет справиться с нагрузкой руководителя, так же как и он. Это ведет к интенсификации его деятельности и к стрессу.

Во-вторых, неадекватный стиль вышестоящего руководства, не удовлетворяющий потребности со­трудников, зачастую создает вакуум власти. Его с не­избежностью начинают заполнять борьба за власть между сотрудниками, давление на руководство, скло­ки, разброд и шатания как по горизонтали, так и по вертикали.

Наконец, в-третьих, неизбежная борьба за статус, за особое место в организации, защита территори­альных притязаний или привилегий ведет к разно-образным формам выяснения отношений между коллегами по горизонтали.

6. Особенности взаимодействия с клиентами и под­чиненными. Трудные клиенты или подчиненные мо­гут вызвать стресс, когда стычки с ними либо аб­солютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны. В первом случае руководитель ожида­ет приятных (в крайнем случае — нейтральных) от­ношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъяв­ляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конк­ретному руководителю этой системы. Стремление ос­таваться «вежливым и корректным» нисколько не об­легчает ситуацию. С другой стороны, в случае потери контроля над собой руководитель чувствует себя еще хуже, воспринимая этот конфликт как свидетельство своего непрофессионализма.

Несколько слов о влиянии эмоционального фак­тора. Здесь трудно избежать двух крайностей. С одной стороны, руководитель не может, как по волшебству, отказаться от чувств приязни и неприязни, симпа­тии и антипатии и даже любви и ненависти. В функ­ции руководителя входит принятие решений, влия­ющих на судьбы других. Решения эти окрашены в различные чувства, каким бы беспристрастным не пытался выглядеть руководитель.

С другой стороны, любой руководитель может на­ходиться под воздействием так называемого «синд­рома эмоционального выгорания (истощения)», когда он воспринимает подчиненного не как «живого» человека, а как некий объект своей деятельности, элемент сложной системы. Иногда руководитель мо­жет утвердиться в мысли, что у подчиненного есть различные чувства, мнения, желания, взгляды, но руководитель не обязан их учитывать в своей деятель­ности, более того, их учет только вредит общему делу. Такие подходы не могут время от времени не вызы­вать у руководителя стрессы.

7. Особенности управленческого труда. С точки зре­ния стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

Во-первых, любого руководителя вре­мя от времени охватывает чувство профессиональ­ной несостоятельности. Темпы технологических изменений в наше вре­мя настолько велики, что количество знаний, требуемых для того, чтобы не отставать от жизни, достигает голо­вокружительных размеров. У руководителя возникает ощущение, что ему не хватает образования, опыта, навыков. Усилия же, необходимые для усвоения но­вых знаний и опыта, каждый год отнимают все боль­ше и больше времени и энергии. Руководитель стоит перед выбором: либо изо всех сил пытаться угнаться за временем и решить непосильную задачу, либо ос­таться в хвосте с отрицательным самоощущением о своей компетентности и профессионализме. В свою очередь, невозможность или неспособность оказать­ся на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного пораже­ния, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с пере­грузками, временным прессингом, постоянным пе­реключением с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Однако это не должно продолжаться постоян­но, так как чревато стрессом. Любому руководителю, наряду с традиционными перерывами в работе, не­обходимы короткие паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной служеб­ной задачи и переходом к следующей. Во время этого относительного затишья он может сбросить накап­ливающееся напряжение, оглядеться вокруг, рассла­биться, действительно избавиться от всего лишнего. Без этих кратковременных передышек руководитель чувствует себя почти в ловушке. У него нет ни мину­ты, чтобы остановиться и объективно проанализи­ровать результаты своей работы.

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководи­тель время от времени нуждается в новых впечатле­ниях, чтобы сохранить собранность и творческие по­тенции. Его деятельность, в основе своей состоящая из выполнения административных обязанностей, ве­дет к состоянию монотонности. Ряд профессионалов, по меткому замечанию Д. Фонтаны, признаются, что по утрам, собираясь на работу, они испытывают по­чти паническое состояние, поскольку уверены в од­нообразности и непреложности всех событий пред­стоящего трудового дня. Дело не в том, что сами по себе эти события нежелательны. Просто их предска­зуемость достигает той точки, за которой утрачива­ется ее успокаивающий эффект и появляется одно­образие, монотонность, серость и ограниченность. Почему монотонность сопряжена со стрессом? По­тому что однообразие некоторых аспектов работы остро напоминает руководителю об утекающем вре­мени.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служеб­ной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие ин­станции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. Иногда прямая попытка по­лучить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в нечто длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрес­су.

Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры.

К ним обычно относят следующие.

1. Стресс, вызванный супругом. Возникает, глав­ным образом, в результате столкновения либо тем­пераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др. ).

2. Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время он поступал точно так же. Он пытается их «учить жизни», старается передать им свой жизненный опыт. Однако с горечью понимает, что дети больше учатся не у него, а у жизни как таковой. Почему-то им боль­ше нравится учиться на своих ошибках.

3. Стресс, вызванный родителями и родственника­ми. Здесь та же проблема отцов и детей, однако взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он — человек, влияющий на судьбы несколь­ких сотен людей, все еще остается сыном или доче­рью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависимости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.

4. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Глав­ное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком ма­лое время для их исполнения.

5. Стресс, вызванный давлением окружающей сре­ды на семью руководителя. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по до­машним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т. д.

Управление стрессом. Традиционным способом борьбы со стрессом является прием алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное раз­рушительное воздействие на здоровье. Мы уже ука­зывали на противоречивость использования алкого­ля при стрессе. К основным недостаткам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнес­ти следующие:

* задержка процесса естественной саморегуляции эмоциональных реакций;

* формирование зависимости;

* снижение интеллектуальных возможностей;

* создание дополнительных проблем (например, потеря социального контроля).

Означает ли это, что алкоголь не способен в от­дельных случаях играть антистрессовую роль? Нет, но он не может стать заменой другой, более действен­ной и длительной помощи. Даже если алкоголь и ис­пользуется в условиях стресса, то необходимо соблю­дать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз — для женщин (доза — стакан сухого вина, либо рюмка водки или коньяка, либо 250—300 г пива).

Самым мощным (и часто игнорируемым) сред­ством избавления от стресса является сознание чело­века. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой стороны — возможности по управлению своим сознанием есть управление стрес­сом.

Под управлением стрессом обычно подразумевает­ся совокупность стратегий, методов и приемов, по­зволяющих человеку предотвратить негативное воз­действие агрессоров либо свести это воздействие к минимуму.

Сам процесс управления можно предста­вить несколькими вариантами:

* до появления стресса главные усилия необходи­мо сосредоточить на проблемах профилактики стресса;

* после появления стресса главное внимание уде­ляется мерам активного противодействия стрессу;

* в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.

I. Профилактика стрессов. К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успеш­но управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрес­сов лежат следующие основные подходы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...