Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К мерам такой помощи обычно относят следующие.




1. В острой стрессовой ситуации не следует прини­мать (или пытаться принимать) никаких ответствен­ных решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

2. Медленно сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыха­ние. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух на­правлениях.

а) Стрессовая ситуация застигла вас в помещении:

4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, вый­дите из помещения.

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мыс­ленно описывайте их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточь­тесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно выпейте ее. Скон­центрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабляя шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дыши­те глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем медленно вып­рямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружи­лась голова.

б) Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:

1. Осмотритесь по сторонам, попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мыс­ленно называйте все, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Раз­глядывайте предмет не менее четырех минут, знако­мясь с его формой, цветом, структурой таким обра­зом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, восполь­зуйтесь ею — сконцентрируйте свое внимание на ощу­щениях, когда вода будет течь по горлу.

5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое вре­мя задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концент­рируйте внимание на том, как расслабляются и опус­каются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточ­но. Не повредят умеренные занятия спортом или про­гулка — словом, любая деятельность, требующая фи­зической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

 

Вопрос 3.

ЖИЗНЕННЫЕ КРИЗИСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Каждый из нас на протяжении всей предшеству­ющей жизни неоднократно встречался с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повсед­невности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в состоянии больного человека, о психо­логическом кризисе отдельной личности.

Теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Начало было поло­жено статьей Е. Линдеманн, опубликованной в 1944 году и посвященной анализу острого горя.

По мне­нию ряда зарубежных психологов, на теорию кризи­сов повлияли четыре интеллектуальных движения:

* теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации;

* теория достижения и роста человеческой моти­вации;

* подход к человеческому развитию с точки зре­ния жизненных циклов;

* интерес к совладанию с экстремальными стрес­сами.

Среди идейных истоков теории кризисов также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как лсихическое равновесие и психологическая за­щита), некоторые идеи К. Роджерса, а также теория ролей.

Дословно « кризис » (krisis) в переводе с греческо­го означает решение, поворотный пункт, исход.

В пси­хологии эта категория понимается:

* во-первых, как жизненный кризис, то есть по­воротный момент в жизни человека, а не общества;

* во-вторых, как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; как эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

По мнению А. Ребера, под кризисом понимаются резкие отклонения от обычной жизни, любые вне­запные прерывания нормального хода событий в жизни индивида или общества, которые требуют пе­реоценки моделей поведения, действий, мышления. Кризис — это общее значение потери обычных ос­нов повседневной деятельности

Таким образом, кризис — это сложное переход­ное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучитель­ным переживанием своего нового «Я».

Как особое состояние кризис проходит несколько стадий:

* шок и оцепенение (игнорирование травмирую­щих событий);

* осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»);

* острое горе и отчаяние (душевная боль, трудно­сти концентрации, утрата энергии);

* реорганизация и рождение нового (создание об­раза памяти).

Как процесс переживания кризис понимается рос­сийским психологом Ф. Е. Василюком. В основе его подхода следующие положения:

* внутренней необходимостью жизни личности яв­ляется реализация своего жизненного замысла;

* психологическим «органом», осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и слож­ности мира, является воля;

* когда перед лицом событий, охватывающих важ­нейшие жизненные отношения человека, воля ока­зывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая кри­тическая ситуация — кризис;

* таким образом, кризис — это критический мо­мент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудня­ется, либо становится невозможной;

* динамика возникновения и развития кризиса сле­дующая: он начинается с развертывания борьбы мо­тивов в процессе осуществления жизненного замыс­ла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего со­рвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

Процесс переживания может протекать в двух формах:

* когда, реализация жизненного замысла серьез­но затрудняется и осложняется (при этом сохраняет­ся возможность восстановления прерванного кризи­сом хода жизни);

* когда реализация жизненного замысла становится невозможной (в этом случае происходит метаморфо­за личности, перерождение и принятие нового за­мысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я»).

Понимание и объяснение кризиса возможно лишь при анализе всей совокупности факторов (по край­ней мере большинства), воздействующих на челове­ка. Не менее важно отношение к человеку как к ак­тивному участнику своей повседневности, к человеку, осуществляющему активное конструирование повсед­невной реальности.

Давайте рассмотрим слагаемые процесса восприя­тия человеком окружающей действительности , которые позволят нам увидеть истоки возникновения кри­зиса.

1. Для того чтобы существовать в окружающем мире, мы должны иметь внутреннюю картину или образ окружающего нас мира.

2. В каждый данный момент нашего существования окружающий нас мир миллионами фрагментов ин­формации бомбардирует наши органы чувств.

3. Процесс придания смысла тому, что происходит вокруг нас, является основополагающим. Все то, что происходит вокруг нас, должно быть подвергнуто ин­терпретации и соотнесено с внутренней картиной окружающего мира.

4. Пока внешняя информация тождественна внут­ренней картине, окружающая действительность воспринимается как нечто само собой разумеющее­ся, так как она привычна. Почему? Потому что каж­дый имеет известные планы на будущее («картину будущего»), которые придают предсказуемость окружающему миру. Реализация и подтверждение этих планов почти всегда зависят либо от окружающих, либо от собственного тела.

5. Когда окружающие или наше тело нарушают предсказуемость событий, возникает то, что мы на­зываем кризисом.

Исходя из этого, мы можем дать еще одно опреде­ление кризиса как феномена, как психологической реальности. По мнению британского психолога Г. Пер­ри (1995), кризис — это «потрясающий основы су­ществования человека вызов его представлениям о себе и своем месте в мире».

Почему он возникает? Потому что внезапно на­ступает момент, когда имеющаяся у человека карти­на мира оказывается полностью несостоятельной. Нужно время для того, чтобы осмыслить, усвоить и принять новую информацию. Но из-за внезапности поступления информации времени для осмысления просто нет. Пространство времени осмысления заня­то кризисом.

К числу основных событий повседневной жизни, способных привести к кризису, относят:

* смерть или тяжелую болезнь близкого человека;

* тяжелое заболевание, вызывающее страх смерти;

* отделение от родителей, семьи, друзей, люби­мой (привычной) работы, смену места жительства;

* изменение внешности;

* смена социальной обстановки;

* женитьба;

* резкие изменения социального статуса. Таким образом, основными причинами возник­новения кризиса являются следующие:

* значимый «другой» ведет себя не так, какмыожидаем;

* наше тело повергает нас в состояние болезни или травмы;

* происходят весьма значительные нарушения привычного хода событий (катастрофы, бедствия и др. ).

Процесс переживания кризиса усугубляется дей­ствием ряда факторов, к которым можно отнести следующие.

1. Когнитивная ригидность, т. е. нежелание человека изменить собственные представления . Каждый должен упреждающим образом реагировать на возможные из­менения в окружающем мире, уметь приноровиться к этим изменениям раньше. «Люди, находясь в состо­янии кризиса, — замечает Г. Перри, — нередко вме­сто того, чтобы провести ревизию своего понимания мира и себя, цепляются за старые представления, что существенно ограничивает их возможности и буду­щие действия». Важным в этом отношении является поиск альтернативных вариантов действий.

2. Категоричность в восприятии альтернатив . Чем их меньше, тем меньше пространства для маневра.

3. Наличие неверных представлений и установок («от­носительно безвредные в обычных обстоятельствах, они могут создавать проблемы на фоне сильного стресса».

Что обычно понимается под такими пред­ставлениями и установками?

Во-первых, представ­ление о том, что страдание есть залог добродетели.

Во-вторых, неверное представление о том, что страх можно преодолеть, избегая контакта с его источни­ком.

Наконец, в-третьих, установка, гласящая, что стыдно быть счастливым, когда вокруг так много не­счастья. Особенно это характерно для русского мен­талитета. Как пишет И. А. Джидарьян, у людей возни­кает чувство психологического дискомфорта из-за того, что многие люди страдают и несчастны, в то время как тебе хо­рошо и ты чувствуешь себя счастливым. Воз­никает трудно объяс­нимое состояние, ког­да человек несчастлив своим счастьем.

4. Инерция мышления . После кризисного события разум продолжает использовать старые планы, былые представления и пытается заставить реальность соответствовать им. Это неизбежно, таковы особен­ности человеческого восприятия. В этих условиях со­здать новую картину мира непросто по ряду причин.

Во-первых, наличие какой-нибудь картины, плана всегда лучше, чем их отсутствие. Любая картина, план придают смысл окружающим событиям. Бессмыслен­ность же переносится человеком с трудом.

Во-вто­рых, мы не можем мгновенно поверить во что-то новое. Нужны не малозначимые корректировки кар­тины мира или образа «Я», а коренное переосмысле­ние всего существующего. Это не достигается сразу и безболезненно.

5. Стремление избежать болезненных эмоциональ­ных переживаний . Радикальное несоответствие между внутренней картиной мира и сигналами, которые поступают извне, вы­зывают эмоции. Эмо­ции — это сигналы о необходимости уде­лить чему-то больше внимания, пока оно не переросло в боль­шую проблему. Как метко заметила Г. Перри, «мы выбираем кратковре­менное освобождение от тревоги, которое получаем ценой появления проблем, требующих длительного решения. Когда кризис в конце концов поражает нас, то, изначально проявившийся как опасение, досада, печаль, перерастает в панику, ярость и отчаяние, то есть переживание, в значительно меньшей степени поддающееся управлению».

Кризис противоречив . С одной стороны, это болез­ненные переживания своего несоответствия, своей никчемности. С другой стороны, кризис — это воз­можность для личностного роста. Если основные убеж­дения пересматриваются, то в итоге возникает более глубокое и полное осознание себя и мира.

Вот почему время кризиса — это решающий по­воротный момент в жизни человека, когда в результате страданий и боли рождается нечто новое и хоро­шее. Вот почему любой кризис — это выбор . Либо за­щищать нашу внутреннюю картину от каких-либо внешних доказательств ее неправильности, либо по­пытаться сформировать новую картину окружающе­го нас мира. В содержательном отношении второй путь требует:

* перестройки смысловых структур сознания;

* переориентирования на новые жизненные зада­чи, ведущие к смене характера деятельности.

Стресс и кризис . Всякий кризис обязательно со­провождается стрессом. Но из этого совсем не обяза­тельно, чтобы каждый стресс был и кризисом. Самое важное заключается в том, что кризис затрагивает вершинную часть личности — его самосознание, на­правленность, в то же время далеко не всякий стресс может вызвать изменения в этой сфере. Каковы же характерные черты кризиса как явления? Обычно к ним относят следующие:

* кризис переживается как событие, не поддаю­щееся (или слабо поддающееся) контролю. Если че­ловеку угрожает стресс (опасность), он может попы­таться спастись бегством. При кризисе нет действия, позволяющего уйти от стресса (опасности), невоз­можно такое преобразование действительности, ко­торое разрешало бы ситуацию. Дж. Каплан к жизнен­ным событиям, ведущим к кризису, относит такие, которые ставят перед индивидом проблему, «от ко­торой он не может уйти и которую не может разре­шить в короткое время и привычным способом»;

* кризис связан с открытием чего-то весьма не­приятного для себя (потеря, опасность, унижение — все это разрушает мир привычных реалий и образ «Я»);

* кризис возникает неожиданно;

* кризис носит глобальный характер, то есть он связан не с какой-то одной проблемой или сферой жиз­недеятельности, а затрагивает все сферы личности;

* кризис придает будущему неопределенный ха­рактер (само будущее ставится под вопрос), лишает возможности предсказать будущее;

* кризис разрушает привычный ход событий, жизни;

* кризис включает длительное страдание (как пра­вило, процесс травмирующего переживания может продолжаться от двух до шести недель).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...