Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Во-первых, мудрое отношение к собственной жиз­ни, ее активное конструирование.




В любой ситуации существует выход и выбор. Слож­ная ситуация проверяет нас на прочность — выдер­жим или нет? Если мы не выдержим, то кому, кроме нас и наших близких, станет от этого хуже? А если мы выдержим, то кто в конечном счете окажется победителем? Самая драматичная си­туация не предполагает абсолютного и одно­значного алгоритма действий. Даже в условиях самых жестких реалий существует возможность маневра, от­носительная свобода, выбор.

По мнению Р. Л. Кричевского (1996 ), к принци­пам мудрого отношения к жизни можно отнести сле­дующие.

1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей . Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе и связан­ных с известной долей риска. Необходимо задуматься о реальности наших притязаний и выбирать цели, кото­рые чуть-чуть выше реальных возможностей. Как пи­сал Г. Селье: «Стремись к самой высшей из доступ­ных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».

Этот принцип требует известной динамичности наших установок. Руководитель с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством ближайших и перспективных целей («галерея це­лей»), обладающий способностью их заменять, в слу­чае неудачи показывает свои способности управлять стрессом.

2. Уметь отличать главное от второстепенного . Этот принцип ориентирует нас на нахождение ка­кой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случай­ными целями. А ведь часто именно в стремлении до­стичь их незаметно проходит вся жизнь. В свое время Р. Нибур писал: «Боже, дай нам благоразумие спо­койно принять то, что мы не можем изменить; муже­ство, чтобы изменить то, что можем; и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможнос­тей, так и ситуации, в которой находимся . Игнориро­вание принципа ведет не только к излишней трате сил, но и к дистрессу. Г. Селье советует: «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумай­те сначала — стоит ли сражаться».

4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих про­блем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий. Французский мыслитель Монтень как-то заметил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее».

Этот принцип требует осуществлять объективацию стрессов, то есть объективно оценивать то, что в на­чале представлялось катастрофическим или трагичес­ким.

5. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее . Настраивая себя на возможные, да и на не­предвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненуж­ных иллюзий, а порой готовимся, таким образом, к малоприятным новостям.

6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении . Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вок­руг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.

7. Стараться понимать окружающих . Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведе­ния, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать не­нужных столкновений и в конечном счете обеспе­чить себе некоторый уровень психологического ком­форта.

8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего . Любой (по знаку) приобретен­ный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно рас­ширить наши возможности в оценке людей и ситуа­ций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.

9. Жить полной жизнью в каждый данный ее мо­мент . Несмотря и вопреки сложностям нашей жизни надо жить, а не существовать; жить каждый день и каждый час; жить каждый миг отпущенной нам жиз­ни. Жить... Более двух тысячелетий назад Марк Авре­лий сказал: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Его высказывание верно и в наше время.

Важно не только мудро строить свою жизнь, но и активно конструировать свою повседневную реаль­ность. Активные люди отличаются тем, что события, как правило, не застают их врасплох. Им свойствен­ны:

* предвосхищение событий . Они определяют, что вероятнее всего может случиться, и предпринимают шаги, чтобы

* избежать неприятностей

* или, наоборот, получить пользу от того, что дол­жно произойти,

* или изменить ход событий и удовлетворить соб­ственные интересы.

Они, как правило, бывают хорошо информирова­ны и умеют оказываться в нужное время в нужном месте. Иногда по этой причине их не совсем справед­ливо называют счастливчиками. На самом же деле эти люди кажутся таковыми благодаря своим активным и рациональным действиям;

* решительность . Они заставляют себя действовать, в то время как другие еще колеблются. В общем, ре­шительность не тождественна импульсивности. Им­пульсивные люди не предвосхищают развития собы­тий и действуют поспешно даже в тех случаях, когда «опасность» почти рядом;

* мужество . Необходимость действовать быстро и решительно предполагает элемент осознанного рис­ка. Одни готовы взять этот риск на себя, в то время как другие медлят с этим (и в длительной перспекти­ве навлекают на себя еще больший риск);

* хорошая сопротивляемость стрессу . Люди актив­ные очень часто способны действовать, находясь в состоянии стресса, и при этом сохранять трезвую спо­собность следить за развитием событий. В то же время люди, сильно подверженные стрессу, стараются от­страниться от стрессогенной ситуации, избегая или отрицая ее.

Однако, активно конструируя реальность своей жизни, не стоит забывать об окружающих. Наша ак­тивность означает изменение нашего поведения, од­нако эти изменения могут оказаться стрессогенными для окружающих. Создается ситуация, когда умень­шение стресса для руководителя может означать уве­личение стресса для подчиненных. Чтобы избежать та­кого развития событий:

* оповестите подчиненных заранее и публично об изменениях, которые вы собираетесь ввести , как бы очевидны они ни были. Другими словами, правила ни в коем случае не меняются незаметно и не в ходе развертывающегося процесса. Объясните, что эти из­менения направлены на улучшение дела, а не против сотрудников;

* будьте тверды и последовательны в нововведениях . Умение сказать «нет» и придерживаться соответству­ющей линии поведения — важнейшее личностное качество, обеспечивающее способность сопротивлять­ся стрессу;

* вовлекайте подчиненных в процесс планирования и реализации изменений . Это укрепит вашу позицию и снимет много вопросов;

* прогнозируйте и упреждайте невыгодное развитие событий . Лучше действовать, чем реагировать. Попы­тайтесь мобилизоваться до того, как ожидаемые из­менения и их последствия станут необратимыми. Про­гнозируйте их там, где это возможно, и берите инициативу в свои руки. Люди, отдающиеся на ми­лость обстоятельств, обычно ждут, пока гром не гря­нет, и лишь потом реагируют на это. Руководитель обязан по своей статусной роли предвидеть развитие событий и действовать в должное время и должным образом так, чтобы обезопасить себя и интересы дела.

Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факто­ров индивидуальной жизни и заблаговременная подго­товка к стрессам, то есть формирование стрессоустойчивости.

К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие:

* использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обна­ружения надвигающегося стресса;

* ознакомление с опытом других, специальной ли­тературой по стрессу;

* динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются);

* физические упражнения;

* наличие эффективной среды естественной под­держки (семья, социальное окружение, друзья, род­ственники);

· формирование волевых качеств

(целеустремлен­ности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).

II. Меры активного противодействия стрессу. Активное противодействие стрессу может вклю­чать ряд мер, подходов и стратегий поведения, кото­рые в своей совокупности образуют систему, при­званную если не снять полностью негативные последствия стресса, то в максимальной степени их ослабить.

К основным структурным элементам этой системы можно отнести следующие.

Во-первых, анализ индивидуальной картины стрес­са. Стресс — явление личностное и часто ситуатив­ное.

Анализ включает ряд обязательных действий:

* составление перечня стрессоров (перечень дела­ет ситуацию управляемой, а проблему — более ре­альной и осязаемой). Или по крайней мере создает ощущение подконтрольности и прогнозируемости ситуации. Что само по себе тоже важно, так как ведет к повышению уверенности в своих силах;

* ранжирование стрессоров (от самого сильного к самому слабому);

* планирование реальных и конкретных действий по отношению к агрессорам. Можно выделить следу­ющие три вида действий:

* немедленное действие (стрессоры, по отноше­нию к которым можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или в течение ближайших дней, например нечеткие служебные обязанности, неопределенность);

* перспективное действие (стрессоры, поддающи­еся коррекции, но неясно, какой именно и когда, например большие нагрузки или слишком много сове­щаний);

* игнорирование или адаптация (стрессоры, ко­торые находятся вне пределов досягаемости, по край­ней мере в обозримом будущем; к ним следует про­сто приспособиться и принимать их такими, какие они есть, например, плохие условия работы).

Во-вторых, мобилизация физиологических возмож­ностей организма для противодействия стрессу при помощи:

* увеличения приема жидкости (до восьми стака­нов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно);

* питания;

* дыхания;

* физических упражнений (комбинация упражне­ний на гибкость (5 мин в день) и выносливость (20 мин в день).

Наконец, в-третьих, мобилизация психофизиологи­ческих возможностей для противодействия стрессу, или психическая саморегуляция.

Психическая саморегуляция — аутовоздействие че­ловека при помощи специально организованной пси­хической активнос­ти для регуляции своего состояния. К основным разно­видностям психи­ческой саморегуля­ции относятся:

* релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение на­пряжения, расслабление) в форме сознательного не­рвно-мышечного расслабления в теле (АНМР). АНМР представляет курс систематических тренировок по произвольному расслаблению различных групп мышц. Суть релаксации — в чередующихся периодах макси­мального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела.

Теоретическими предпосылками релаксации выс­тупают следующие положения:

* стресс и тревожность связаны с мышечным на­пряжением;

* путем ослабления напряжения мышц можно до­стичь значительного уменьшения переживания, бес­покойства, тревоги, других проявлений повышенно­го возбуждения;

* расслабление мышц достигается легче по срав­нению с напряжением.

Релаксации необходимо учиться; это умение дос­тигается только постоянной практикой. Обычно тре­буется несколько месяцев непрерывных занятий, не менее получаса каждый день, чтобы научиться дос­тигать полной релаксации организма. Но овладев ис­кусством релаксации, вы станете обладателем зна­ния, силу которого признают и культурный опыт многих народов, и современная наука.

Особенно необходимы навыки релаксации при борьбе со стрессом. Она уменьшает напряжение в теле и снимает физическое возбуждение, то есть противо­действует именно тем физиологическим последстви­ям, которые вызывает стресс посредством адренали­новой атаки. Благодаря релаксации, меняется вся картина воздействия гормонов на организм. С помо­щью одной только регулярной практики глубокой мы­шечной релаксации (см. практикум к главе 9) можно преодолеть депрессию и гнетущее чувство беспокой­ства, вылечить бессонницу, избавиться от мышеч­ных судорог, напряжения шейных мышц, головных болей и болей в спине, снизить кровяное давление. Мышечная релаксация уменьшает риск сердечных за­болеваний. Наконец, некоторые исследования позво­ляют сделать вывод о положительном воздействии ре­лаксации на иммунную систему человека.

Самовнушение в форме аутогенной тренировки (или аутотренинга), представляет собой метод пси­хической саморегуляции состояний, основанный на сознательном внушении чувств тепла, тяжести, об­легчения различных органов и участков тела. Но пе­реживание этих чувств — не самоцель. Главное — до­стижение требуемого состояния «на выходе» из аутогенного погружения, а также получение отсро­ченного оптимизирующего эффекта.

Аутотренинг был разработан немецким психиат­ром И. Г. Шульцем на основе творческой переработ­ки многовекового наследия восточных (главным об­разом тибетских и индийских) учений. Основным элементом в аутотренинге выступает усвоение и опе­рирование вербальными формулировками (формула­ми самовнушения) в виде самоприказов.

Самовнушение в форме сенсорной репродукции, или визуализации, представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на мыслен­ном воссоздании во всех подробностях образа прият­ного места, красивого пейзажа и своих ощущений при нахождении там. Кроме указанных образов, это может быть воспоминание о самом удачном дне каникул или отпуска, о путешествии по лесистым го­рам, об отдыхе на палубе корабля, бороздящего про­сторы океана, и др.

Медитация (лат. meditatio — размышление, обду­мывание) представляет собой метод психической са­морегуляции при помощи умственных действий, на­правленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погруже­ния в себя. Главная цель медитации — достичь чув­ства гармонии и сопричастности миру, возвращение к истоку всей духовной и физической деятельности, к самости.

Состояние человека в результате занятий медитацией характеризуется:

* в психологическом плане — устранением эмо­циональных «крайностей» и значительным снижени­ем реактивности; приподнятостью и некоторым от­решением (как от внешних объектов, так и от внутренних переживаний);

* в телесном плане — расслабленностью. Древние традиции многих культур содержат упо­минания о том, как важно регулярно практиковать медитацию, состояние внутренней тишины, чтобы достичь глубокого покоя и ясности ума. Восточные мировоззрения — индуизм, буддизм, даосизм и дзен — придают особое значение практике внешнего и внутреннего безмолвия для достижения душевного мира и гармонии. В христианстве, иудаизме и исламе состоянию тишины и уединения также придается очень большое значение. Мы знаем из Библии, что Авраам и Иисус молились в уединении, уходя в пус­тыню или поднимаясь на гору. Медитации в тихом и уединенном месте были обязательным ритуалом для членов средневековых монашеских орденов.

Обычно выделяют три основных техники медита­ции:

* концентрация на определенных словах, которые повторяются во время медитации , часто в заданном ритме. В результате человек может достичь состояния покоя и ощутить свой внутренний мир. Для каждой религии и культуры характерны свои слова, свои молитвы. В восточной традиции применяются особен­ные молитвы, которые называются мантрами. Во вре­мя медитации мантры повторяются медленно, много раз, с определенным ритмом и напевом. Наиболее известна мантра, представляющая собой звук «ом», который символизирует развитие Космоса и его аб­солютное единство. Со временем мантры стали при­меняться и в западной религиозной культуре. В тече­ние столетий христиане повторяют имя «Иисус» как молитву во время медитации. Некоторые люди медитируют, медленно повторяя «мир», «любовь», раз­личные словосочетания, например «мирная релакса­ция» или «безмятежный покой»;

* расслабленное, ритмичное дыхание , которое успо­каивает возбужденный разум и освобождает его от мыслей и треволнений. Дыхание — важная составная часть любой восточной медитации. В традициях хрис­тианства также существуют дыхательные практики, сопровождающиеся молитвами. Замедление и углуб­ление дыхания физически способствует процессу ре­лаксации;

* достижение состояния «неподвижного разума» (са­мая глубокая и сложная техника). Медитирующий как бы находится в состоянии отстраненного наблюде­ния за своими мыслями: он следит за тем, как они возникают, изменяются и исчезают, в то же время пребывая вне их и не отождествляя себя с ними. Счи­тается, что в подобном состоянии достигается чис­тое восприятие мира, восприятие истинной реаль­ности, не искаженной предубеждениями, желаниями и идеями человека относительно тех или иных вещей. Такую способность восприятия реальности можно развивать. В соответствии с восточной традицией, длительная практика этого способа медитации при­ближает человека к Высшей Гармонии — объедине­нию с Божественным Принципом Вселенной.

III. Меры первоочередной самопомощи

Воздействие стресса бывает настолько интенсив­ным, неожиданным и стремительным, что может се­рьезно сказаться на нашем здоровье (а порой и жиз­ни). В этих случаях каждому руководителю необходимо твердо знать основы первоочередной самопомощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...