Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок формирования, структура и роспуск Парламента РК




Парламент РК является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Его правовые основы закреплены IV разделом Конституции, Конституционным законом РК “О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов” от 16 октября 1995 г., Законом РК от 7 мая 1997 г. “О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан”. Внутренний порядок работы Парламента и его Палат установлены регламентом Парламента РК, регламентами и Мажилиса и Сената 1996 г.

Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества на срок полномочий Сената.

Мажилис состоит из 107 депутатов. 98 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска».

Компетенция Парламента РК

Компетенция Парламента – это его полномочия в определенных сферах деятельности.

Законодательные полномочия – это полномочия Парламента по разработке и принятию законов. В настоящее время они ограничены пределами, установленными п.3 ст. 61 Конституции РК. Так, Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; режима собственности и иных вещных прав; основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; вопросов судоустройства и судопроизводства и т.д. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

Парламент:

- по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию;

-принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;

- принимает и изменяет обычные законы;

- двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;

- проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;

- издает постановления (в т.ч. и его Палаты), имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

Полномочия Парламента в области бюджета и финансов:

- утверждает республиканский бюджет; вносит изменения и дополнения в бюджет;

- утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;

- устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;

- решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи.

Организационно-кадровые полномочия Парламента:

- дача Мажилисом согласия на назначение Президентом Премьер-министра, Сенатом – на назначение председателя Национального Банка, Генерального прокурора и председателя КНБ;

- избрание освобождение от должности по представлению Президента Председателя и судей Верховного Суда РК, Председателя Сената Парламента (Сенатом),

- избрание и освобождение по собственному усмотрению, образование органов: Мажилисом - своего Председателя, каждой из Палат - заместителей председателей Палат по их представлениям, своих координационных и рабочих органов, председателей комитетов, половины членов совместных комиссий Палат и их председателей, по 2 члена Центральной избирательной комиссии, по 2 члена Конституционного Совета; трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, делегирование депутатов Сената в состав ВСС;

- объявление Мажилисом очередных выборов Президента Республики;

- досрочное освобождение Президента от должности в случае болезни;

- проявление инициативы о назначении республиканского референдума;

- учреждение государственных наград, установление почетных, воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, определение государственных символов Республики и др.

Контрольные полномочия Парламента осуществляются в форме учредительного и текущего контроля. Учредительный контроль проводится в рамках создания, реорганизации и ликвидации государственных органов, избрания и освобождения от должности должностных лиц, лишении неприкосновенности, прекращении депутатских полномочий.

Учредительные контрольные полномочия включают:

- лишение неприкосновенности депутатов, Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда РК;

- досрочное прекращение каждой из Палат полномочий депутатов Палаты.

Контрольные полномочия в рамках текущего контроля:

- выражение большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе одной пятой депутатов Мажилиса вотума недоверия Правительству;

- заслушивание каждой Палатой по инициативе 1/3 депутатов Палаты отчетов членов Правительства РК по вопросам их деятельности и принятие обращения к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; возможность повторной, по истечении 6 месяцев, постановки вопроса об освобождении от должности члена Правительства;

- заслушивание Парламентом и Палатами отчетов о деятельности постоянных комитетов и комиссий;

- рассмотрение депутатских запросов;

- внесение депутатами вопросов членам Правительства и иным должностным лицам и иные.

Полномочия Парламента в сфере международных отношений:

- ратификация международных договоров Республики;

- денонсация международных договоров Республики;

- оказание экономической и иной помощи иностранным государствам.

Полномочия Парламента в сфере обороны и безопасности:

- решение вопросов войны и мира;

- принятие по предложению Президента РК решения об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

- заслушивание информации Президента о введении чрезвычайного или военного положения, применения Вооруженных Сил, объявлении мобилизации.

Квазисудебные полномочия Парламента:

- рассмотрение вопроса о выдвижении обвинения против Президента РК в совершении государственной измены; принятие решения большинством в ң голосов депутатов каждой из Палат об отрешении Президента от должности;

- издание актов об амнистии граждан.

Органы Парламента РК

Рабочими органами Парламента Республики Казахстан являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат.

Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются из числа депутатов соответствующей Палаты на первой сессии Парламента. Количество постоянных комитетов Сената и Мажилиса, их наименования определяются на заседаниях Сената и Мажилиса по предложению депутатов соответствующих Палат. В случае необходимости могут образовываться новые постоянные комитеты, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные. Их количество не должно превышать семи в каждой из Палат. Число членов соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса определяется Палатой.

Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты. Для реализации своих полномочий постоянный комитет Палаты:

1) дает заключения на проекты законодательных актов, вносит предложения в Бюро Палаты о включении проекта в повестку дня пленарного заседания либо о продолжении работы над ним, или его отклонении с мотивированным обоснованием;

2) по поручению Палаты или ее Бюро выступает головным по конкретному законопроекту или другому вопросу, отнесенному к ведению Палаты;

3) создает рабочие группы по рассмотрению внесенных законопроектов, привлекает в их состав инициаторов законопроекта, представителей государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов;

4) заслушивает инициаторов законопроекта по вопросам, касающимся данного законодательного акта;

5) в случае определения его головным по законопроекту или другому вопросу обобщает замечания и предложения постоянных комитетов, депутатов Палаты, готовит заключение и материалы, а также содоклад;

6) вносит предложения по кандидатурам депутатов Палат, делегируемых в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, а также комиссий Парламента;

7) по решению Бюро соответствующей Палаты по вопросам своей компетенции проводит парламентские слушания т.д.

Постоянные комитеты Сената и Мажилиса по вопросам своей компетенции свободны в выборе форм и методов деятельности, взаимодействуют с государственными органами и общественными объединениями, изучают и учитывают общественное мнение.

Заседания постоянных комитетов Сената и Мажилиса проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами Парламента и его Палат, могут проводиться закрытые заседания.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Для преодоления возникших разногласий по рассматриваемым законопроектам Сенат и Мажилис создают согласительные комиссии с равным числом депутатов от каждой Палаты. Создаются также специальные временные комиссии по вопросам: освобождении Президента от должности по болезни, отрешения от должности Президента, проведения парламентских слушаний, заслушивания отчетов членов Правительства. Деятельность совместных, согласительных и специальных комиссий носит временный характер, она ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей.

Координационными органами Парламентаявляются Бюро Мажилиса и Сената. Они образуются при Председателях Палат и включаю в свой состав заместителей Председателя Палаты и председателей постоянных комитетов. Бюро Палаты осуществляет следующие полномочия:

1) координирует деятельность постоянных комитетов и комиссий Палаты;

2) оказывает содействие в организации совместной работы комитетов Палаты по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов;

3) определяет головной комитет по законопроекту или решению иного вопроса, входящего в компетенцию Парламента или его палаты;

4) принимает решение о проведение парламентских слушаний постоянными комитетами;

5) утверждает структуру и штаты аппарата Палаты, утверждает и освобождает от должности Руководителя аппарата и руководителей его структурных подразделений и др.

Заседания Бюро созываются Председателем Палаты по мере необходимости и правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа его членов. В его заседаниях вправе принять участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в его состав, представители Президента и Правительства в Палатах, лица, приглашенные на заседание Председателем Палаты. Бюро Палаты принимает постановление большинством голосов, которое вправе отменить Сенат или Мажилис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...