Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, субъекты и правовые основы местного государственного управления в РК




Местное государственное управление – это деятельность, осуществляемaя местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, установленной законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

До недавнего времени местное государственное управление осуществлялось местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории». Их правовой статус регулируется У111 разделом Конституции и Законом РК от 23 января 2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Особенности правового положения органов местного государственного управления г.г. Алматы и Астаны определяются законами «Об особом статусе г. Алматы» от 1 июля 1998 г. и «О статусе столицы Республики Казахстан» от 21 июля 2007 г.

Местный исполнительный орган – акимат – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством РК определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.

Местным представительным органом является маслихат – выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством РК определяющий меры, необходимые для ее реализации и контролирующий их осуществление.

Однако в мае 2007 г. в Конституцию были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми маслихаты признаны органами местного самоуправления. Очевидно, государственный статус сохранится только для областных маслихатов.

Маслихаты и акиматы создаются только на двух уровнях территориального управления: на уровне области (города республиканского значения) и района (города областного значения). Функции исполнительной власти в нижестоящих территориальных единицах выполняют акимы, которые назначаются или избираются на всех уровнях территориального управления. Закон предъявляет основные требования и ограничения к их деятельности.

Правовой статус и компетенция местных представительных органов

Местные представительные органы – маслихаты – избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин РК, достигший двадцати лет. Гражданин РК может быть депутатом только одного маслихата.

Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией РК в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах г.г. Астаны и Алматы – до пятидесяти, городском маслихате – до тридцати, в районном маслихате – до двадцати пяти.

Основными принципами организации и деятельности маслихатов являются: выборность их населением соответствующей административно-территориальной единицы и выражение его воли в их деятельности; учет в их деятельности общегосударственных интересов; самостоятельность и независимость каждого уровня местных представительных органов; разграничение их функций и полномочий с местными исполнительными органами; подконтрольность маслихатам местных исполнительных органов по вопросам, установленным законом; гласность и учет общественного мнения; законность; ответственность за принятые решения.

Полномочия маслихата могут быть досрочно прекращены Президентом, а также в случае самороспуска.

Полномочия маслихата по характеру деятельности делятся на:

1) Организационно-кадровые полномочия (избрание и освобождение от должности председателя сессии и секретаря маслихата; образование и формирование состава ревизионной, постоянных комиссий и иных органов маслихата; заслушивание отчетов об их работе; утверждение структуры аппарата маслихата и определение расходов на его содержание и материально-техническое обеспечение в пределах установленных лимитов; определение расходов на обеспечение деятельности маслихата; досрочное прекращение полномочий депутатов маслихата в случаях, установленных законом; дача согласия Президенту или вышестоящему акиму на назначение акима; утверждение по представлению акима схемы управления административно-территориальной единицей; согласование решением сессии персонального состава соответствующего акимата; утверждение по представлению акима персонального состава консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера и т.д.);

2) Полномочия по решению экономических и социальных вопросов развития территории, охране правопорядка и защите прав граждан (утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета; осуществление регулирования земельных отношений; в соответствии с законодательством РК; содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции РК, законов, актов Президента и Правительства РК, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов и пр.);

3) Контрольные полномочия (контроль за исполнением планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета; заслушивание отчетов местного исполнительного органа по этим вопросам; рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, организаций за невыполнение решений маслихата; выражение недоверия акиму и постановка вопроса о его освобождении от должности перед Президентом РК или вышестоящим акимом);

4) нормотворческие полномочия (утверждение правил подготовки и проведения отопительного сезона; утверждение правил застройки территорий городов и населенных пунктов, правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, разработанных на основании типовых правил, утверждаемых уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства; утверждение правил присвоения звания «Почетный гражданин области (города, района)», разработанных и представленных акиматом области, города республиканского значения, столицы; разработка и утверждение положения о награждении Почетной грамотой области (города, района).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...