Понятие и субъекты исполнительной власти
Исполнительная власть — это важнейшая самостоятельная ветвь государственной власти, представляющая собой подзаконную, властно-оперативную, организационно-распорядительную, творческую, направленную на обеспечение исполнения Конституции, законов, указов Президента, решение политических и социально-экономических вопросов развития страны деятельность единой системы органов государственного управления общей и специальной компетенции, наделенных правом издавать акты общеобязательного значения на всей территории страны или соответствующей административно-территориальной единицы в целях полной реализации гражданами своих прав и свобод, создания наиболее благоприятных условий для достойного уровня жизни народа. Структура исполнительной власти включает в настоящее время органы государственного управления общей (Правительство, акиматы) и специальной компетенции (министерства, агентства, ведомства, отделы и управления акиматов). Кроме того, она охватывает разные уровни управления: общегосударственный (республиканский), региональный (областной) и местный (районный, городской, сельский). Порядок формирования Правительства РК, его структура и состав. Место Правительства в системе государственных органов Правительство Республики Казахстан — это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, состоящий из руководителей органов отраслевого и межотраслевого государственного управления и других должностных лиц, возглавляющий систему центральных и местных исполнительных органов и осуществляющий руководство их деятельностью, во всей своей деятельности ответственный перед Президентом, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом, наделенный полномочиями по обеспечению выполнения Конституции РК, законов и указов Президента и имеющий право издавать подзаконные акты общеобязательного значения на всей территории республики.
Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном Конституцией. Перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству. В случае выражения Мажилисом доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики. Президент после консультация с председателями политических фракций в Мажилисе назначает Премьер-министра с согласия Мажилиса Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Министры иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции назначаются Президентом самостоятельно, остальные члены Правительства – по представлению Премьер-Министра. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются 5 разделом Конституции РК, Конституционным законом РК “О Правительстве Республики Казахстан” от18 декабря 1995 г. Правовую основу его деятельности составляют также иные законы и подзаконные нормативные правовые акты республики. Правительство республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом республики. Место Правительства в системе государственных органов определяется формой правления. Поскольку Президент уже более не входит в систему исполнительной власти и не возглавляет ее, систему исполнительных органов возглавляет само Правительство, оно же руководит их деятельностью. В то же время ряд исполнительных органов выведены из структуры Правительства и подчиняются непосредственно Президенту, а Правительство сохраняет за собой в отношении них координационные функции. Президент определяет стратегические направления его деятельности, но не вмешивается в непосредственную его деятельность по текущему управлению, дает ему возможность действовать достаточно самостоятельно. В то же время это не означает, что Правительство полностью уходит из-под контроля Парламента, у которого есть ряд организационных рычагов воздействия на Правительство.
Структура Правительства показывает его организационное строение. Структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В настоящее время в структуру Правительства входят все министерства, а также Канцелярия Премьер-министра. Агентства в структуру правительства не входят. Состав Правительства - категория, определяющая персонально-кадровую характеристику Правительства. В состав Правительства входят члены Правительства - Премьер-министр республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Компетенция Правительства Компетенция Правительства - это его основные полномочия в различных сферах и во взаимоотношениях с другими органами и должностными лицами. В Конституции закреплены только лишь основные полномочия высшего исполнительного органа, большей частью они закреплены в Конституционном законе, а также рядом отраслевых законов. Правительство республики: 1) разрабатывает основные направления государственной социально-экономической политики, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; 2) веносит на утверждение Президенту государственные программы; 3) в порядке, определяемом Президентом республики, участвует в раз-работке республиканского бюджета и его изменениях, представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; 4) одобряет прогноз социально-экономического развития; 5) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; 6) разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов;
7) осуществляет структурную и инвестиционную политику; 8) вырабатывает государственную политику ценообразования; устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; 9) организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности; 10) формирует систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; 11) вырабатывает основные направления государственной региональной политики; обеспечивает решение межрегиональных проблем и вопросов социально-экономического развития регионов; 12) формирует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта; 13) разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды; 14) обеспечивает реализацию правовой политики; разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ Республики; 15) принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; вырабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями; 16) выполняет иные функции, возложенные на него законодательством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|