Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус и компетенция местных исполнительных органов




В широком смысле понятие «местный исполнительный орган» включает акимат (коллегиальный исполнительный орган), акима, его аппарат, отраслевые исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета. В узком значении этого слова под местным исполнительным органом подразумевается акимат области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый соответствующим акимом. В остальных административно-территориальных единицах акиматы не создаются, а их функции возлагаются на акимов. Акимат несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед соответствующим маслихатом.

Акимат формируется акимом из его заместителей, руководителя аппарата акима, первых руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета. Персональный состав акимата согласовывается с соответствующим маслихатом.

Полномочия местного исполнительного органа можно объединить в три группы: 1) общие полномочия акиматов всех уровней; 2) полномочия областного акимата (города республиканского значения, столицы); 3) полномочия акимата района (города областного значения). Наиболее важными из них являются:

1) разработка и представление на утверждение маслихата планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета, обеспечение их исполнения, представление в маслихат отчетов об их исполнении;

2) управление коммунальной собственностью, осуществление мер по ее защите;

3) содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции РК, законов, актов Президента и Правительства, НПА центральных и местных исполнительных органов;

4) создание условий для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на соответствующей территории;

5) обеспечение рационального и эффективного функционирования аграрного сектора;

6) оказание электронных государственных услуг;

7) решение в пределах своей компетенции земельных вопросов;

8) обеспечение рациональной эксплуатации и содержания дорог областного и районного значения;

9) образование консультативно-совещательных органов по вопросам межведомственного характера;

10) осуществление функций заказчика по строительству объектов коммунальной собственности и объектов социально-культурного назначения; выдача разрешения на строительство коммунальных сетей и сооружений;

11) организация обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на территории области (города республиканского значения, столицы;

12) обеспечение реализации гражданами права на гарантированное медицинское обслуживание с соблюдением установленных общегосударственных стандартов, на бесплатное образование;

13) организация строительства жилья государственного коммунального жилищного фонда и его распределение;

14) решение вопросов социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населения, координация оказания им благотворительной помощи и пр.

Акимат по вопросам своей компетенции издает постановления, подписываемые акимом, аким - решения нормативно-правового характера и распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории. Акты акимата (акима), касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат официальному опубликованию. Такие акты, а также имеющие общеобязательное значение и межведомственный характер подлежат государственной регистрации территориальными подразделениями Министерства юстиции. Акты акимата и акима могут быть отменены либо приостановлены полностью или частично Президентом, Правительством, вышестоящим акиматом и акимом, самим акиматом и акимом, а также решением суда.

Информационно-аналитическое, организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности акима осуществляется аппаратом акима.

Правовой статус акима

. Исполнительный орган в соответствующей административно-территориальной единице возглавляет аким. На низовом уровне коллегиальный исполнительный орган не создается, поэтому исполнительная власть здесь принадлежит самому акиму. Аким является представителем Президента и Правительства РК и обеспечивает проведение государственной политики на вверенной ему территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов РК, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством РК, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории. Акимы низовых административно-территориальных единиц являются должностными лицами соответствующих районных (городских) акиматов и выступают от их имени во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, гражданами.

Аким области, города республиканского значения и столицы назначается на должность Президентом РК с согласия соответствующего маслихата. Президент также освобождает его от должности. Полномочия акима области, города республиканского значения, столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента РК.

Акимы районов, городов областного значения, районов в городе республиканского значения (столице), городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов назначаются или избираются на должность, освобождаются от должности и прекращают свои полномочия в порядке, определяемом Президентом. Указом Президента РК от 19 мая 2011 г. № 86 предусмотрено назначение акимов районов, городов областного значения, районов в городе республиканского (столице), или областного значения акимами областей и городов, с согласия соответствующих маслихатов. Акимы могут быть освобождены от должности и Президентом РК.

Указом Президента РК от 24 апреля 2013 г. № 555 утверждены Правила избрания на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа. Выборы акимов проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Выборщиками являются депутаты маслихатов соответствующего района (города). Кандидатами в акимы могут быть граждане РК не моложе 25 лет, обладающие активным избирательным правом, отвечающие требованиям Закона «О государственной службе», имеющие высшее образование и проживающие на территории соответствующей области. Выдвижение кандидатов в акимы осуществляется акимом района (города) на альтернативной основе (то есть не менее 2 кандидатов на должность акима) после консультаций с местным сообществом. Выборы акима проводятся на заседании выборщиков-депутатов маслихата соответствующего района (города). В случае равенства голосов выборщиков проводится повторное голосование. Повторное голосование проводится в день выборов. Акимы городов районного значения, сельского округа, поселков и сел РК, не входящих в состав сельского округа, освобождаются от должности акимами районов (городов) с согласия акимов областей.

Аким по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего акимата несет ответственность перед Президентом и Правительством, а районный аким – также перед вышестоящим акимом. Аким сельского уровня ответственен перед вышестоящим акимом, а также районным, городским (города областного значения) маслихатом. Аким:

- представляет интересы соответствующей территории во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, гражданами;

- взаимодействует с органами местного самоуправления (аким области – через акимов районов, городов и районов в городе);

- в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства по вопросам всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации;

- ведет прием граждан и рассматривает их предложения, заявления и жалобы, принимает меры по защите прав и свобод граждан;

- назначает и освобождает от должности заместителей акима по согласованию с вышестоящими государственными органами, руководителя аппарата акима и руководителей его структурных подразделений; руководителей отраслевых и межотраслевых исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета;

- вносит представления Президенту, акиму области о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;

- вносит маслихату схемы управления соответствующей административно-территориальной единицей;

- представляет персональные составы консультативно-совещательных органов межведомственного характера на утверждение в маслихат;

- решает вопросы применения к руководителям исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, к нижестоящим акимам мер дисциплинарной ответственности;

- координирует работу нижестоящих акиматов и акимов;

- решает текущие задачи экономического, социально-политического и культурного развития соответствующей территории на тех уровнях управления, где акиматы не созданы.

Компетенция акиматов и акимов не носит закрытого характера. К их ведению может быть отнесено решение иных вопросов. Аким области (города республиканского значения, столицы) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам. [kgl]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...