Таблица 1. Общая заболеваемость детей до 14 лет по классам, группам и отдельным заболеваниям, зарегистрированная в ЛПУ Российской Федерации (на 100 тысяч соответствующего населения)
Таблица 1 Общая заболеваемость детей до 14 лет по классам, группам и отдельным заболеваниям, зарегистрированная в ЛПУ Российской Федерации (на 100 тысяч соответствующего населения)
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Одним из основных параметров, характеризующих состояние здоровья детской популяции, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность. Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.
Так, комплексное обследование учащихся сельских школ (Коньшина Р. И. и др., 2002) выявило нарушение физического развития в 19, 2% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальной длине (12, 8%), низкая масса тела при низком росте (3, 2%) и избыток массы 1-2-й степени (3, 2%). Отставание в нервно-психическом развитии не отмечались. У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиозы, у 22, 4% – плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков – 60, 8%. Снижение зрения отмечено у 29, 6% детей, патология со стороны ЛОР-органов – у 26%, неврологическая патология (синдром вегето-сосудистой дистонии, вестибулопатия, синдром дефицита внимания с гипердинамией, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др. ) у 20% детей. В 20% случаев установлен диагноз нарушения центральной гемодинамики в основном по гипотоническому и смешанному типам. Патология желудочно-кишечного тракта определялась у 16% детей, почечная патология – у 11%, эндокринная – у 9%. Абсолютно здоровыми признаны 5% обследованных. В Самарской обл. количество хронических заболеваний у детей в 2001 г. возросло, по сравнению с 1995 г., на треть. В Еврейской автономной области общая заболеваемость за последние три года возросла среди детей на 10%, среди подростков на 48, 6%. В Брянской области наблюдается значительный рост общей заболеваемости детей в районах, наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС., где показатель общей заболеваемости превышает среднеобластной от 1, 25 до 2 раз («Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году»). Представленная статистика патологической пораженности характерна не только для сельских, но и городских школьников. В рамках программы «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики» (научные руководители – академик РАО В. А. Поляков и член-корр. РАО В. Г. Бочарова), которая реализуется силами нескольких научных учреждений РАО совместно с региональными учреждениями образования и научными центрами, Институт возрастной физиологии (д. п. н. В. В. Зайцева, д. б. н. В. Д. Сонькин и к. п. н. А. Г. Макеева) в 2000-2001 гг. провел широкомасштабное исследование. Его цель – оценка состояния здоровья сельских школьников, характеристика факторов, влияющих на здоровье. В исследовании, проведенном методом анкетирования, приняли участие школьники в возрасте от 10 до 18 лет из 27 районов (17 субъектов Федерации) на территории России. На вопросы анкеты отвечали как сами школьники, так и их родители (сведения о заболеваемости, особенностях раннего развития).
В качестве важнейших характеристик здоровья рассматривали уровень острой и хронической заболеваемости, а также травматизма; уровень физического и моторного развития учащихся; социально-бытовые условия; характер, регулярность и качество питания; уровень и характер двигательной активности; степень наркогенной зараженности (включая личное знакомство с курением, алкоголем и другими психоактивными веществами). Для обработки результатов анкетного опроса были применены экспертные методы, позволяющие преобразовать качественные характеристики в интегральные количественные показатели, а также современные методы многомерного статистического анализа с использованием компьютерных технологий. Проведенные исследования позволили констатировать, что по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских, а некоторое отставание в уровне заболеваемости от соответствующих показателей по Москве и другим крупным мегаполисам может быть следствием недостатков диагностических возможностей на селе. Уровень физического развития сельских школьников, а также количественные и качественные характеристики питания в целом не отличаются по важнейшим показателям от соответствующих показателей городских детей. В то же время, некоторая часть детей на селе (до 10%) страдает от недостатка в питании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|