Количество школьников, занимающихся спортом
Количество школьников, занимающихся спортом самостоятельно и в секциях:
Таблица Ж2 Средняя продолжительность занятий школьников
Таблица Ж3 Распределение продолжительности занятий по числу школьников
Сон в будние дни:
Сон в выходные:
Домашние задания в будние дни:
Домашние задания в выходные:
Прогулки в будние дни:
Прогулки в выходные:
Просмотр телепередач в будни:
Просмотр телепередач в выходные:
Суммарная статическая нагрузка школьников:
Таблица Е1 Напряжение у школьников
Анализ режима дня школьников 1-х и 10-х классов подтвердил, что нарушений режима дня школьников не становится меньше. Уже первые исследования режима дня школьников с конца 20-х годов ХХ века показали, что учебная перегрузка – это реальный факт отечественной школы, а исследования начала 50-х годов доказали, что в школах с углубленным изучением иностранных языков общая учебная нагрузка старшеклассников составляла 12–14 часов в день. Фактически, когда идет речь о перегрузке в школе, имеется в виду именно общая учебная нагрузка (занятия в школе и приготовление домашних заданий). Увеличение учебной нагрузки неизбежно ведет к серьезным нарушениям общего режима дня. Например, средняя продолжительность ночного сна у первоклассников в рабочие дни недостаточна. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 6, 21% случаев. В значительном числе случаев (87, 0%) ночной сон укорочен у учащихся первых классов на 1, 0 – 2, 0 часа и более 3, 0 часов (7, 0% случаев). Даже в воскресные дни у 45, 66% школьников отмечено несоответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам. В то же время хорошо известно, что достаточный по продолжительности ночной сон необходим первоклассникам для восстановления их умственной работоспособности, а в целом для нормального их роста и развития. Во второй половине учебного года учащимся первых классов разрешено задавать домашние задания. Среднее время, затрачиваемое на самоподготовку у первоклассников в учебные дни, составляет 1 ч 36 мин, что даже по средним данным превышает нормативные показатели более чем на полчаса. При этом 72% учащихся первых классов тратили на приготовление домашних заданий 1, 5 часа, а 28% – более 2-х часов.
По нормативным документам у первоклассников не должно быть более 3–4 уроков в день, что в совокупности с суммарным временем перемен составляет около 3–3, 5 астрономических часов пребывания детей в школе. По нашим данным учебная нагрузка в школе у первоклассников (уроки и факультативы) составляет в среднем 4 ч 02 мин, т. е. уже превышает нормативы. В зависимости от образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3, 0 до 5, 2 астрономических часов в день. Как правило, в этих школах применяются усложненные варианты учебных программ и педагогических технологий (гимназии, с углубленным изучением ряда предметов, «школы XXI века», различные авторские программы и т. п. ). Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе, и время на приготовление уроков у первоклассников составляет в среднем 5 ч 38 мин (с вариантами от 5 ч 08 мин до 7 ч 12 мин) (по нормативам – не более 4, 5 часов). Общая статическая нагрузка, включающая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач составляет в среднем 6 ч 40 мин. Все последние годы мы отмечаем значительное увеличение времени, которое дети проводят за компьютером и перед телевизором. Это еще больше увеличивает статическое, позное напряжение первоклашек. Время относительной неподвижности первоклассников в среднем равно 7 ч 48 мин в будние дни (от 6 ч 12 мин до 8 ч 24 мин), т. е. в режиме дня учащихся 1 классов треть суток занимает статический компонент. От начала к концу учебного года у учащихся первых классов значительно увеличивается время, отводимое на самоподготовку, в два раза возрастает время, используемое на внешкольные занятия. Одновременно наблюдается тенденция снижения времени, предназначенного для сна и прогулки на свежем воздухе, как в будни, так и в выходные дни.
Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил первоклассника. Это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление. Дальнейшее накопление утомления может привести к нервно-психическим расстройствам и стойким изменениям регуляции вегетативных функций и нарушениям в состоянии физического и психического здоровья. Анализируя внешкольный режим у десятиклассников, мы также выделили нарушения всех режимных моментов. Средняя продолжительность ночного сна в будни фактически соответствует возрастной норме. Однако в 21, 0% случаев ночной сон укорочен на 1, 0 – 1, 5 ч и более, притом, что более 75% анализируемых нами школ – это обычные общеобразовательные школы. Продолжительность приготовления домашних заданий у 81, 4–77, 2% детей в рабочие и выходные дни не превышает допустимых нормативов. При этом выполнение домашних заданий в учебные дни в течение более 4, 0 часов отмечено у старшеклассников в 16, 0–19, 0% случаев, в выходные – в 19, 5–23, 0% случаев, т. е. дополнительное время на приготовление домашних заданий также необходимо учащимся гимназий, лицеев, школ, работающих по экспериментальным программам. Занятия по интересам включают в себя внешкольные занятия в музыкальной школе, в изостудиях, иностранными языками и т. д. на эти занятия отнимают десятиклассников и отводят от 2 ч 12 мин до 3 ч 39 мин (в 36, 5 – 39, 7% случае). В свободное от учебных и внешкольных занятий время школьники 10 классов играют в компьютерные игры, читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи. Художественную литературу в учебные и воскресные дни читают одинаково часто, но продолжительность чтения в выходные дни в 39, 0 – 58, 6% случаев возрастает на 1, 0 – 2, 5 часов соответственно. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере – до 4, 0 – 6, 5 часов за компьютером проводит каждый четвертый школьник. Частота и длительность просмотра телепередач в выходные дни увеличивается, и средняя продолжительность составляет 1 ч 48 мин. Но от 15, 6% до 24, 2% юношей и девушек проводят у телевизора от 3, 0 и более часов. Таким образом в свободном от учебных и внеклассных занятий времяпрепровождении у учащихся 10 классов преобладает статический компонент. В состоянии относительной неподвижности старшеклассники проводят значительную часть своего времени бодрствования (78, 0 – 97, 0%).
Преобладание статического компонента в режиме дня отмечалось многими исследователями и раньше. Так по литературным данным, у учащихся 9-10 классов на состояние относительной неподвижности приходилось 86, 0–99, 0% времени суток (М. В. Антропова, 1988). Как и в предыдущие годы, наибольшее время для выполнения у десятиклассников требуют задания по химии, иностранному языку, литературе (от 48 мин до 63, 0 мин). Вообще выполнение заданий только по одному предмету часто у десятиклассников требует 2, 0–3, 0 ч (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, т. е. тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования). Это, как уже сказано выше, свидетельствует о слишком большом объеме учебной программы и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит имеет место скрытая интенсификация учебного процесса (то, что не выполнено на уроке переносится на домашние задания). По данным массового исследования режима дня (школьного и внешкольного) десятиклассников средняя суммарная учебная нагрузка в школе варьирует от 8 ч 45 мин до 11 ч 35 мин. Только на учебную работу школьники вынуждены расходовать значительную часть суточного времени бодрствования (12, 5–13, 0 ч), предназначенного для всех других видов деятельности и дневного отдыха учащихся. Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия, составляет в среднем 9 ч 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач –1 ч 36 мин, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 ч 21 мин. Учебная нагрузка школьников, обучающихся в различных образовательных учреждениях, определяется действующими учебными программами и планами в различных общеобразовательных учреждениях. Но, вместе с тем, значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и отсутствием умения правильно организовать свою деятельность. Н. Е. Введенский неоднократно подчеркивал, что люди нередко устают и изнемогают не столько, от того что много работают, а от того, что плохо работают. К сожалению, формированию у детей умения правильно работать, организовать свой режим дня (школьный и внешкольный) с первого года поступления в школу уделяется внимания недостаточно. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое, позное, напряжение: дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования. Таким образом, анализ режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников дает основание для решения проблем нормализации учебной нагрузки. Особенно эффективным при таком анализе может быть сравнение учебной и внеучебной нагрузки, различных БУПов, программ, комплектов учебников, введение авторских программ, использование нетрадиционных инновационных методов обучения и т. п. В том случае, если в основном не нарушаются требования к организации учебного процесса, режиму дня, учебной и внеучебной нагрузке, следует более глубоко проанализировать организацию двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы (Анкеты А–Ж позволяют получить необходимый материал для такого анализа). Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия повышают адаптационные возможности организма, расширяют функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварение, повышает работоспособность, а значит является мощным резервом профилактики различных заболеваний. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние и на эмоциональное состояние человека, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам. Гигиенисты считают, что биологическая потребность в движении растущего организма должна удовлетворяться многократно, как прием пищи, т. е. не менее 4–5 раз в день: 1 порция утром – гигиеническая гимнастика, 2–3 порции днем – двигательный отдых на уроках и между ними, 4–5 порций во второй половине дня. В нашем анализе мы распределили всех учащихся по группам соответственно их ежедневной физической нагрузке. В число активных движений входили: утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), пешая ходьба, спортивные занятия, занятия хореографией, туристические походы, прогулки на велосипеде и роликах, физическая работа по дому и сельскохозяйственные работы. Анализ показал, что только 20, 46% первоклассников (19, 57% девочек и 21, 33% мальчиков) имеют двигательный режим, соответствующий норме. Более всего школьники 1-х классов относятся к группе с недостаточным двигательным режимом. Среди этих детей особую тревогу вызывают те, чей двигательный режим ниже нормы более чем в 2 раза, т. е. составляет менее 17, 5 часов в неделю (2, 5 часа в день): почти треть девочек (29, 04%) и более четверти мальчиков (25, 89%). Так же высок и процент детей, имеющих значительную физическую нагрузку (эти дети занимаются в спортивных секциях). Дополнительно занимаются различными видами спорта 4, 47% школьников. Около 40% старшеклассников также имеют низкую двигательную активность. Так же, как и у первоклассников, среди этих школьников вызывают больше всего тревогу те учащиеся, кто имеет физическую нагрузку в 1, 5–2 раза ниже нормы (менее 14 часов в неделю, 2 часов в день). Соотношение школьников, имеющих разных уровень двигательной активности показал, что от первого к десятому классу не наблюдается положительной динамики. Значительная часть школьников имеет слишком низкую двигательную активность, как среди девочек и девушек, так среди мальчиков и юношей. Более того, в старших классах даже увеличивается процент школьников, чья физическая нагрузка значительно ниже установленной нормативом (в 2 раза и более).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|