Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя 3–4 компонента модели) ведут лишь около 20% школ.
Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Однако, на наш взгляд, более корректной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения», т. к. собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за исключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения. Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя 3–4 компонента модели) ведут лишь около 20% школ. На основе принятой нами схемы экспертной оценки все данные анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности более 150 образовательных учреждений, проводящих эту работу комплексно и системно, сведены в табл. 11.
Таблица 11. [M1] Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательных учреждениях РФ
Заключение
Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что лишь 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях – это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 80% учреждений), физкультурно-оздоровительная работа (более 70%) учреждений), специальная оздоровительная работа (3–7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%). При выборе форм и методов этой работы образовательные учреждения, как правило, руководствуются не проблемами своего образовательного учреждения, а общими тенденциями и направлениями этой работы, руководящими документами МО РФ и возможностями организации совместной работы с другими учреждениями (центрами, вузами, поликлиниками). Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности и увеличением количества школ, включенных в эту работу, следует отметить: · незначительный процент школ, ведущих эту работу, комплексно и системно; · недостаточное внимание к тем формам и методам здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения (обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры школы, нормализация и постоянный контроль за организацией учебного процесса, использования адекватных возрасту и возможностям учащихся научно обоснованных и апробированных методик, активация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы и т. п.; · не всегда обоснованное и идущее под медицинским контролем использования комплекса физиотерапевтических процедур, использование биодобавок, нетрадиционных методов оздоровления и закаливания. Во многих школах в качестве ведущих задач здоровьесберегающей деятельности выделяется диагностика и коррекция здоровья. Эта задача не является задачей образовательного учреждения, а состояние здоровья (объективные данные о котором должны быть в медицинских картах), его особенности, динамика необходимы как для определения форм и методов образовательного (например, наличие в школе тубинфицированных детей предъявляет особые требования к соблюдению гигиенических условий, формированию гигиенических навыков и т. п. ), так и для контроля за эффективностью используемых форм и методов работы. Проведенная работа позволила разработать схему оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, которая может быть использована при анализе ситуации и разработки школьных, муниципальных и региональных программ «Образование и здоровье».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|