Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 9. Характеристика заболеваемости учащихся (в %). по данным индивидуального анкетирования (А). в сравнении с данными медицинских карт (Б)




Таблица 9.

Характеристика заболеваемости учащихся (в %)

по данным индивидуального анкетирования (А)

в сравнении с данными медицинских карт (Б)

(начало учебного года)

 

Виды заболеваний

1 класс

10 класс

А Б А Б
Врожденные пороки 6, 54 3, 31* 3, 54 2, 08
Заболевания сердца и сосудов 5, 28 6, 16 11, 38 13, 86
Заболевания органов дыхания 11, 0 6, 61 8, 99 4, 56*
Заболевания желудочно-кишечного тракта 6, 19 6, 14 14, 0 11, 34
Заболевания внутренних органов 4, 57 4, 21 12, 25 8, 89
Заболевания эндокринной системы 0, 8 1, 44 6, 47 9, 25*
Заболевания нервной системы 5, 56 6, 39 5, 91 5, 34
Кожные и аллергические заболевания 13, 91 11, 46 17, 0 7, 72*
Заболевания опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки 16, 4 21, 10* 29, 4 24, 64
ЛОР-заболевания 20, 6 17, 41 22, 1 16, 38*
Зрение, слух 10, 4 10, 06 27, 5 23, 03*
Кариес 40, 95 23, 86* 21, 1 12, 12*
Травмы 9, 11 7, 31 20, 7 9, 10*
Операции 9, 2 8, 50 16, 47 9, 07*

Примечание: * обозначены достоверные различия

 

В течение текущего учебного года во многих школах и экспериментальных классах проведено углубленное медицинское обследование учащихся, что позволило уточнить данные о структуре заболеваемости учащихся по медицинским картам (см. таблицу).

Таблица 10.

Характеристика заболеваемости учащихся (в %)

по данным медицинских карт

(конец года)

 

Виды заболеваний 1 класс 10 класс
Врожденные пороки 7, 69 6, 28
Заболевания сердца и сосудов 12, 37 16, 01
Заболевания органов дыхания 12, 75 12, 24
Заболевания желудочно-кишечного тракта 10, 55 14, 40
Заболевания внутренних органов 9, 99 10, 79
Заболевания эндокринной системы 10, 95 17, 31
Заболевания нервной системы 12, 80 10, 06
Кожные и аллергические заболевания 10, 93 10, 83
Заболевания опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки 25, 87 28, 83
ЛОР-заболевания 16, 86 15, 71
Зрение, слух 14, 92 23, 27
Кариес 38, 06 40, 08
Травмы 7, 49 12, 78
Операции 9, 43 12, 76

 

Чрезвычайно важными и уникальными являются полученные в результате исследования данные по динамике заболеваемости учащихся 1-х и 10-х классов в течение учебного года (рис. ). Эти данные требуют углубленного анализа. Однако уже сейчас можно выделить следующие закономерности:

· Закономерный рост текущей заболеваемости от первой к третьей четверти (и в 1-х и в 10-х классах), что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма.

· Четко проявляющийся «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец 1 четверти), в конце декабря (конец 2 четверти) и в конце февраля (самый сложный период учебного года).

Не исключено, что подобная динамика заболеваемости связана с ростом нагрузки, функциональной и психологической напряженности последних недель 1 и 2 четверти, неблагоприятным физиологическим фоном и ростом нагрузки в 3 четверти. Эти данные (при дальнейшем подтверждении) могут стать основанием для рекомендаций по распределению программного материала, учебной нагрузки, завершающих контрольных работ и т. п. вопросам рациональной организации учебного процесса.

Следует заметить, что в данных о состоянии здоровья по результатам выкопировки медицинских карт, представленных школой, отсутствуют сведения о состоянии психического здоровья школьников, их нервно-психического статуса. Анализ этих показателей состояния здоровья в школе не ведется, а именно состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска. Целесообразно было бы ввести обследование неврологического и психоневрологического статуса ребенка в блок диспансеризации детей, проводимой МЗ РФ.

Проводимая в настоящее время специалистами МЗ РФ всеобщая диспансеризация детского населения, возможно, даст более объективную картину состояния здоровья школьников. Важно, чтобы результаты диспансеризации стали доступны работникам образования. Вероятно, это требует специальной координированной работы МО РФ и МЗ РФ.

Специального анализа требуют формы и методы организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Несмотря на возросший интерес школы и работников образования к проблемам охраны и укрепления здоровья детей, нормализации школьной жизни, ликвидации перегрузок, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, к сожалению, приходится констатировать, что системная, комплексная работа ведется лишь в 20% исследованных школ. Во многих школах эта работа декларируется, однако реализуется в виде бесед о здоровье с учащимися (94%), с родителями (89%), в виде выпуска специальных информационных листков, санбюллетеней, газет (21–26%). Еще одной популярной формой «здоровьесберегающей» работы является проведение «дней здоровья» и спортивных праздников (72–77%). Как правило, это региональные программы, разработанные своими специалистами, реализуемые в рамках регионального или школьного компонента. В ряде школ (» 20%) реализуются обучающие программы, направленные на формирование гигиенических знаний, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

В последние годы в ряде школ появились физиотерапевтические кабинеты, разного рода приборы для оздоровления. Однако очень редко подобными технологиями оздоровления занимаются специалисты. Необходимо (по согласованию с МЗ РФ) разработать требования к подобному образованию для школ, обязанности медработника, условия работы и т. п.

Как уже отмечалось, комплексная системная работа по охране и укреплению здоровья ведется, как правило, в школах, на базе которых созданы Центры («здоровья», «психолого-медико-социальные», «валеологические» и т. п. ). Эти центры имеют штат медицинских работников и других специалистов.

Специалистами Центров в регионах активно ведется разработка «моделей мониторинга состояния здоровья» образовательных учреждений, однако предлагаемые варианты неприемлемы для массовых обследований, отсутствуют нормативные критерии предлагаемой оценки, нет квалифицированных специалистов, способных вести подобную работу. Работа Центров по своей сути и форме не является функцией образовательного учреждения.

Оценка работы подобных Центров и их эффективность в рамках образовательного учреждения требует углубленного анализа. Эта работа может быть очень эффективной, если будет разработано и реализовано положение о работе подобных Центров, четко прописан функционал специалистов и их квалификация, система взаимодействия с органами здравоохранения и образования, с педагогами и родителями.

Таким образом, разработанная методология и методика анализа является предварительным этапом для определения выпадающих звеньев в здоровьесберегающей деятельности конкретного образовательного учреждения, либо образовательных учреждений города, района, региона. Такой анализ позволяет понять, что делается и что необходимо делать для сохранения и укрепления здоровья школьников, какие формы и методы здоровьесберегающей работы необходимы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...