Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема экспертного анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения




Схема экспертного анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

 

 

Предварительный мониторинг

(в отдельном образовательном учреждении,

в городе, регионе и т. п. )

 
 

 

 
 

· анализ инфраструктуры и внутришкольной среды

· анализ организации учебного процесса

· анализ организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

· анализ организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

· анализ состояния медицинской помощи, состояния здоровья школьников

 
 

ò

 
 

Выделение школьных факторов риска

 

ê

  ê   ê   ê  

ê

Внутришкольная среда

  Организация учебного процесса   Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы   Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни  

Анализ

состояния медицинской помощи и состояния здоровья школьников

                     
Определение комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (по каждому направлению)
ê   ê   ê   ê   ê

ò

Организация системной работы

Заключительный мониторинг (оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения)
ò

Разработанная схема анализа здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является и последовательной схемой разработки и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья школьников. Организация работы по этой схеме позволила сделать программы более конкретными, направленными не на решение общих задач, а на решение задач, стоящих перед каждым образовательным учреждением. Кроме того, схема дает осознание возможности комплексного, системного подхода к проблемам здоровьесбережения, выделяет специфическую роль в процессе сохранения и укрепления здоровья детей образовательных учреждений. В предлагаемых практических рекомендациях рассмотрены те формы и методы здоровьесберегающей деятельности, которые при системном подходе способны дать наибольший эффект.


Раздел V.

 

Практические рекомендации по организации

системной комплексной работы по сохранению

и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях

 

 

Анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в учреждениях образования в 97 регионах России свидетельствует о следующем:

· задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что, несомненно, является положительным актом;

· различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большинстве (78%) образовательных учреждений;

· в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие как лекции и беседы, причем эта форма работы преобладает вне зависимости от возраста учащихся (и в младших, и в старших классах);

· в то же время в ряде образовательных учреждений (около 20%) уже накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья. При этом формы и методы такой работы варьируют в зависимости от штата специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения необходимым и дополнительным оборудованием, выбора методологии и принципов работы;

· в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия. При настоятельной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям (варианты медицинских Центров в школах, медицинских кабинетов и поликлиник в школах) остается не использованным оздоровительный (здоровьесберегающий) потенциал образовательного учреждения. Нередко медицинские мероприятия используются как вариант снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса.

Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы, которые можно объединять в группу программ «Образование и здоровье». Эти программы, как правило, включают один или несколько разделов (блоков):  

· рациональную организацию (нормализация) учебного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения (этот раздел, как правило, декларируется, но практически не реализуется);

· внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, круглых столов, семинаров);

· работа с детьми во внеурочное время (Дни здоровья, оздоровительные лагеря и т. п. );

· организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности – динамические паузы, часы активного отдыха и т. п. );

· внедрение оздоровительных процедур в организацию учебного процесса;

· использование лечебных и оздоровительных процедур.

Однако эффективность этих программ не очень высока, и это определяется прежде всего тем, что системно и регулярно эта работа ведется лишь в 20% школ. При организации этой работы основные школьные факторы риска – нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы остаются практически без внимания.

Анализ инфраструктуры и оснащенности современных российских школ, обеспеченность специалистами, а также анализ заболеваемости и ее динамики в течение учебного года, организация учебного процесса, режима учебной и внеучебной нагрузки позволили нам разработать базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Мы считаем, что формулировка «комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья» в большей мере соответствует содержанию и методам такой работы, чем «здоровьесберегающие технологии» (Психология – это…)

В каждом образовательном учреждении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач условий, потребностей и возможностей данного учреждения.

Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков:

I блок здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает:

· состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

· оснащенность кабинетов физкультурного зала, спорплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

· наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

· наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

· организация качественного питания;

· необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п. ).

Результаты анализа инфраструктуры школ показали:

· Лишь 48, 3% школ соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. При этом неудовлетворительные условия обучения, требующие срочного изменения ситуации, выявлены в 6, 5% школ.

· 96, 8 % школ имеют хорошо оборудованные школьные столовые, что обеспечивает возможность организации полноценного и регулярного питания.

· Возможность дополнительной организации питания имеют около 13% школ (подсобные хозяйства, шефская помощь).

· 83% школ имеют оснащенные медицинские кабинеты, из них в 35, 7% есть и медицинские, и зубоврачебные кабинеты.

· В 22% школ есть и дополнительное оснащение для проведения оздоровительной работы (физиотерапевтический кабинет, ингаляторий, солярий и т. п. ).

· В 18% школ вообще нет медицинских работников (ни медсестры, ни врача) и только 50% школ обеспечены медперсоналом, что затрудняет или делает невозможным качественный контроль за состоянием здоровья и полноценное медицинское обслуживание учащихся (регулярные прививки проводятся в 64% школ, витаминизация – в 40% школ). Наиболее острой является проблема диспансеризации учащихся.

Необходимо обратить особое внимание на значимость каждой позиции (положения) этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анализ инфраструктуры школ показал, что совсем нередки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее оборудование для физиотерапии (не имея при этом тренажеров и необходимой мебели).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы.

II блок – рациональной организации учебного процесса. Блок включает:

· соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

· использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

· введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

· строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

· рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

· индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...