Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки
Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников 1-х, 10-х классов
Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века, Министерство образования, Правительство «принимали меры» по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки. Однако исследования гигиенистов и медиков свидетельствовали о «все возрастающей нагрузке учащихся». В то же время следует заметить, что углубленные изучения учебной нагрузки и состояния здоровья учащихся проводились, как правило, в мегаполисах, а для обследования чаще всего выбирались школы с углубленных изучением ряда предметом, лицеи, гимназии. Например, анализ докладов на эту тему конференций, посвященных проблемам здоровья детей (за 1999–2002 гг. ) показал, что более 70% из них включают анализ учебной нагрузки и состояния здоровья учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением ряда предметов. Это делает особенно ценным полученный в ходе настоящего исследования материал, включающий большой массив данных по разным видам школ в разных регионах России. В таблице 1 представлено распределение школ по типам, которое показывает, что в нашей выборке наибольший процент исследованных школ и в городе, и на селе – обычные «средние» школы. Таблица 1 Типы школ (в %)
Исследования, проведенные в начале учебного года (октябрь), показали: Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки.
· Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 1 класса составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны). · Занятий по выбору (факультативных и т. п. ) у учащихся 1 класса в начале учебного года практически не было. · Средняя продолжительность учебных занятий у учащихся 10 класса составила 5, 4 академических часа, выполнения домашних заданий – 2, 6 часов, дополнительных занятий – 1, 3–1, 7 часа (т. е. все компоненты учебной нагрузки в начале учебного года – в среднем в пределах нормативных). Однако уже в начале учебного года выявлены классы, где занятия продолжались 7 и более астрономических часов (8–9 уроков), а на выполнение домашних заданий тратилось более 3, 5 часов, т. е. общая продолжительность рабочего дня превышала 10–11 часов. Исследования, проведенные в конце учебного года (апрель–май) показали: · До 90% первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели. · У подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе – 4 урока (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам. При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10–15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков плюс 1–1, 5 часа дополнительных занятий. Особую тревогу вызывают школы (1–3%), где продолжительность учебных занятий составляет 6–8 уроков. · Анализ объема учебной домашней нагрузки первоклассников (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0, 5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2 и более часов. Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, несоответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией педагога.
· Анализ учебной нагрузки у учащихся 10-х классов показал, что в отличие от первоклассников более 60% учеников занимаются в режиме 6-дневной учебной недели и при средней учебной нагрузке 30, 4 часов в неделю (соответственно 5–6 уроков в день). В то же время средняя вариативная нагрузка у десятиклассников составляет 8, 5 часов в неделю. Общая школьная нагрузка учащихся 10-х классов – 39 часов в неделю. При внешнем благополучии средних данных нельзя не отметить, что от 25 до 40% учащихся 10-х классов имеют 7 уроков ежедневно (36–42 часа в неделю), а до 5% – 8 уроков (до 48 часов в неделю). При этом не исключаются дополнительные факультативные занятия (от 2 до 12 часов в неделю). Безусловно, у части учащихся 10-х классов отмечается выраженная школьная перегрузка, которая усугубляется значительной продолжительностью выполнения домашних заданий (от 2 до 4 и более часов). Особенности организации учебного процесса, программы и методики обучения в этих классах требуют углубленного изучения и анализа. Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса и от 20 до 40% школьников 10 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья. Вопрос об изменении методов и методик обучения, экспертизе инновационных программ, проблемы индивидуализации обучения пока остаются в стадии разработки. III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает: · полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п. ); · организацию занятия по ЛФК; · организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе; · организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; · создание условий и организацию работы спортивных секций; · регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. ).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников. К сожалению, резерв физкультурно-оздоровительной работы используется недостаточно. Как показали наши исследования, большая часть экспериментальных школ (94%) имеют условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, однако 6% школ не имеют спортивной базы (зал, площадка), это обеспечивает регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы (98% школ). В то же время нельзя не отметить, что в 63, 8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурной проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31, 7% школ. При этом учителей физической культуры недостаточно или нет вообще в 7% школ, а руководителями спортивных секций обеспечено 78% школ. IV блок – просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает: · включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т. п. ). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; · лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; · проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.; · создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Проведенные нами исследования показали, что в большинстве школ для просветительско-воспитательной работы используются региональные авторские программы «Уроки здоровья», «Мое здоровье», «Культура здоровья» и т. п., утвержденные региональными органами образования, представляющие собой циклы лекций (или бесед) по разным темам от «Популяризации опыта оздоровления отдельных школьников» до «Безопасных методов контрацепции». Эклектичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися создают условия для негативного отношения к подобным занятиям и дают эффект, прямо противоположных желаемому. Кроме того, мы считаем нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т. п. ). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. Наши исследования подтвердили, что основной формой реализации этого направления работы являются беседы (лекции) о здоровье (94% образовательных учреждений). V блок – организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. Блок включает: · лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.; · приобретение необходимой научно-методической литературы; · привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. ). Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.
Использование предлагаемой нами методологии анализа и методических подходов к оценке (см. раздел Инфраструктура школы, паспорта, класса, анализа нагрузки, режима, состояния здоровья) позволяет в рамках отдельного образовательного учреждения получить данные по начальной, основной и старшей школе, выявить «болевые точки» и определить приоритетные направления работы. VI блок – профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья. Блок включает: · использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т. п. ); · регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. В 2003 году Управлением образования необходимо совместно с Управлениями здравоохранения организовать внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, находящиеся в школе. · регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|